"Ваххабизм" и ваххабизм в Дагестане

"ВАХХАБИЗМ"

В предлагаемой публикации сделана попытка объективно обосновать возникновение ваххабизма в середине 18 века на территории Саудовской Аравии, раскрыть сущность этого учения и дать ответ на вопрос, почему ваххабизм получил широкое развитие на Северном Кавказе, и Дагестане в частности.

Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб

Потомственный алим, шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб жил в те времена, когда на Аравийском полуострове и в сопредельных с ним территориях вероучению ислама грозила язычество, которое проявлялась в широком распространении суеверий и откровенном отходе от первоначальной доктрины мусульманства. Осознавая, какую гибель несет такое развитие исламу, шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб сделал самый главный призыв своей жизни - вернутся к чистому исламу, фундаментальным основам и принципам времен Пророка Мухаммада (мир Ему). Здесь очень важно заметить, что шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб проводя постоянные хутбы (проповеди) не ставил перед собой каких-либо политических целей. Название «аль-ваххабийя» для призыва шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба являлся неправильным даже из учета арабской филилогии, так как его звали Мухаммад сын аль-Ваххаба. Исходя уже из этого правильное название должно было быть «аль-мухаммадийя», но такой призыв в исламе не допустим, прежде всего из-за его сходства с Пророком Мухаммадом (мир Ему), поэтому ученные-алимы тех лет были столь корректны в своих речах и писаниях, что использовали именно термин «аль-ваххабийя», которая спустя совсем немного времени стала именоваться «ваххабизмом» и вошла в мировую историю как самое фундаментальное и самое радикальное течение внутри суннитского ислама. Арабское слово «аль-ваххабийя» возникло как народное прозвище, в первую очередь у противников религиозно-обновленческого движения шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаб в Аравии.

Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб своей проповеднической деятельностью не претендовал на создание принципиально нового религиозного джамаата (общины), а определил перед собой и своими единомышленниками комплекс задач по достижению возврата всей Аравии к изначальным принципам ислама, а его сотрудничество с правителем Саудитов было направлено исключительно на защиту от воинствующих племен бедуинов. Желание распространить свое влияние на Саудитов было у многих, но удалось это только шейху, что в очередной раз говорит о безупречности его дипломатии.

Необходимо подчеркнуть неверность и несостоятельность взглядов тех, кто обвиняли и продолжают обвинять шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в пренебрежительном отношении к Пророку Мухаммаду (мир Ему). Попытки опорочить имя шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба делались еще при его жизни, продолжаются и сейчас. В ответ на такие высказывания шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб говорил: «Утверждения врагов ислама, что я запрещаю молитву о Пророке (мир Ему) и приказывал разрушить могилу Пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует - ложь и клевета».

Необходимо также подчеркнуть, что шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб никогда не противопоставлял себя имамам - основоположникам четырех мусульманских мазхабов, названных в их честь: «аль-мазхабу аль-ханафий», «аль-мазхабу аш-шафиий», «аль-мазхабу аль-маликий», «аль-мазхабу аль-ханбалий». Никогда шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб не подвергал сомнению верность всех четырех мазхабов, ни в повседневной жизни, ни в проповедях не опровергал и не высказывал ничего, что противоречило общепризнанным взглядам авторитетных имамов-факихов.

Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703-04 г. в деревне Эль-Уйайна в семье кади (шариатского судьи), получил по тем временам блестящее религиозное образование, много путешествовал по Аравии и соседним странам, затем начал проповедь учения о единстве Божьем. Его дядя Сулейман ибн Абд аль-Ваххаб рассказывал летописцу Ибн аль-Ганнаму, что в детстве будущий основатель нового мусульманского движения за чистоту ислама проявлял большие способности и выучил Коран, не достигнув и десяти лет. Мальчик уже в столь раннем возрасте познакомился с толкованием Корана (тафсиром) и преданиями о жизни Пророка (хадисами).

Основой его учения было представление о Таухиде (строжайшем единобожии), согласно которому Аллах - единственный источник творения и только Он один достоин поклонения со стороны людей. Последователи этого учения считали, что Таухид всегда был и останется актуальным. Они были уверены в том, что мусульмане и прежде всего Аравийского полуострова отошли от этого особо важного принципа, поклоняясь святым и вводя в ислам различные новшества (бида – самое страшное из грехов). Поэтому необходимо глубокое очищение ислама и возвращение к его изначальным установлениям путем отказа от нововведений, культа святых и определенных несоответствующих исламу вещей в ритуальной части.

В области религиозной догматики Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб следовал в основном ханбалитским ученым ибн Таймии и ибн аль-Кайима. В целом его учение представляло собой развитие принципов ханбалитской религиозно-правовой школы (мазхаба) суннитского ислама в их крайнем выражении. Список ученых, у которых брал знания шейх огромен, но наибольшее влияние на становление его взглядов и понимании мира ислама оказали именно реформаторы школы салафизма шейх-уль-ислам ибн Таймия и ибн аль-Кайима, талантливые ученые, которые оставили после себя много учеников - ученых достигших признания во всем исламском мире, среди которых Захабий - хадисовед, ибн Касир - автор комментарий к Корану, Файруз Абадий - составитель толковых словарей арабского языка и многие другие.

Первым человеком, который начал проповедовать учение, на основе которого позже начал формироваться ваххабизм, и был известный исламский ученый из Египта Ахмад ибн Таймия (1263-1328 гг), обладавший большими познаниями в исламских науках. Однако он не признавал некоторые суфийские ритуалы и авторитет некоторых известных суфиев, в частности Абдулхасана Аш-Шазали (1196-1258 гг.) известного мусульманского алима, автора трудов по суфизму.

Поначалу алимам того времени удавалось переубедить ибн Таймия, но он неизменно возвращался к своим радикальным взглядам, переехал в Сирию и уже там начал свою проповедничество. С целью недопущения раскола в общине правитель Сирии отправил Ахмада ибн Таймия в тюрьму, где он и скончался в полной изоляции от общества, оставив одну единственную надпись на тюремной стене «Сами Aллаху лиман хамидаh»

Шейх ибн аль-Кайима умер в 751 году месяца раджаба по мусульманскому летоисчислению (1350 год). Непосредственно перед смертью шейх ибн аль-Кайима видел сон, в котором встретил ибн Таймию и спросил его о своем положении перед Аллахом. Ахмад ибн Таймия указал на его высокий уровень, выше некоторых великих сподвижников, и добавил: «Ты почти примкнул к нашему кругу, однако, ты сейчас находишься в ярусе ибн Хузаймы, да помилует его Аллах».

Более 4 веков спустя, в г.Неджде (современная территория Королевства Саудовская Аравия) получила известность первоначально малочисленная группа людей заявивших, что они возобновляют истинную веру, освобождая ее от «языческих» традиций. По их словам, веками мусульмане находились в отступничестве от истинного ислама, и настало время вернуть всех в истинное лоно Создателя. Во главе этих людей стоял шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб.

Проповеди шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба встретили большую поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд - правителей эмирата ад-Дирийя. С середины 40-х годов 18 века шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудитов за объединение Аравии под их властью, а позднее и официальной идеологией первого государства Саудитов.

В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство. Важное место отводилось идее о священной войне (джихаде) против многобожников и мусульман отступивших от принципов раннего ислама. Для раннего ваххабизма (последователей движения Единобожия) был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и убежденность своей правоты в борьбе с политическими противниками, что и послужила впоследствии их победе в объединении бедуинов под знаменем господства ислама.

К началу 19 века ваххабизм завоевал прочные позиции на всем Аравийском полуострове, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке и других регионах.

Обновленческий призыв шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его последователей получил высокие оценки мусульманских мыслителей о подлинном исламе, подтверждением чего являются мнения авторитетных мусульманских реформаторов, просветителей, мыслителей.

Шейх Мухаммад Рашид Рида: «шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб один из справедливых обновленцев, призывавших к очищению единобожия, к искренней вере в единого Аллаха против новшеств и прегрешений».

Великий арабский просветитель Таха Хусейн: «Исправительное движение недждийского шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба мощный призыв к подлинному исламу без многобожия и язычества».

Специалисты всерьез занятые изучением суннитского ислама констатируют отсутствие связи последователей шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба с экстремизмом и терроризмом, а люди вынужденные по разным причинам говорить о наличии подобной связи до сих пор не могут подкрепить слова доказательствами, предъявив факты.

В настоящее время его последователи есть во всех странах земного шара.

Сам шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (рахимахуЛлах) в проповедях часто пользовался словами, изречениями шейха Ахмада Ибн Таймия (рахимуЛлах) который сказал: «Убеждённость мусульманина (аль-йакин) состоит из убеждённости в исполнении повелений Аллаха и в том, что обещал Аллах подчинившимся Ему, а также убеждённости в предопределении Аллаха, сотворении Им всех творений и управлении ими».

Шейхи советовали мусульманам идти за тарикатом Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, которого придерживались сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и который они взяли непосредственно от Него, мир Ему, и передали Имамам людей Сунны: Малику, Шафии, Абу Ханифе, Ахмаду, Авзаи, Исхаку бин Рахвайх, ас-Саури и другим. Они же в свою очередь передали его всем мусульманам - суннитам. И их тарикат - единство Аллаха в поклонении, молитве, выплате Заката, соблюдении поста в месяц Рамадан, Хаджа в Мекку, повиновение приказам Пророка (мир Ему) и удержание от того, что Он запретил нам. Это и есть тарикат Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

ВАХХАБИЗМ В ДАГЕСТАНЕ

Сложившаяся в Дагестане обстановка результат коррупции, а не экстремизма.

Анализ религиозной ситуации в Дагестане, а на его примере и всем Северном Кавказе показывает, что ваххабитские джамааты (общины) находят широкое распространение среди молодежи, считающей все несоответствующее Корану и Сунне проявлением ширка (многобожия). Молодые мусульмане называют это движение салафизмом – ас-салаф ас-салих (праведные предки).

В Дагестане ваххабизм представляет собой религиозное движение молодежи за очищение мусульманского вероучения и обрядности от многочисленных нововведений в исламе, которые с их точки зрения, получили распространение, как среди самих дагестанцев, так и среди других народов Северного Кавказа. Все большей популярностью с каждым днем пользуются труды ученых-мужтахидов, шейхов Ахмада ибн Таймиа, Ибн аль-Кайима, Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, основанных на религиозных воззрениях ученых ханбалитского толка суннизма, ибн Рушда в вопросах соотношения философии и религии.

«Китаб ат-Тухид» книга Единобожия самая востребованная и продаваемая книга в Дагестане, нехватка ее печатных изданий вызвало широкое распространение электронных версий, а Разъяснения «Книги Единобожия» шейха Мухаммада ат-Тамими забивает все форумы интернета.

В среде дагестанской молодежи салафизм представляет собой фундаментальное религиозное движение в суннитском исламе, ставшее идейным столпом будущего мусульманского государства основанного на законах шариата. Современная молодежь, особенно студенчество, и именно его передовая часть считает салафизм объединительной идеологией, которая является средством сплочения молодежной религиозной среды против куфра (отступничества от веры).

Следует обратить внимание на крайность, которое является всеобщей бедой, так как в результате десятилетий тотальной клановости республики, господства национальных преступных синдикатов, теневой экономики, однобокости религиозной идеологии, отсутствии образованных мусульманских богословов-факихов с глубокими знаниями ислама, арабского языка, привело к полному исчезновению в Дагестане института иджтихада и фетвы.

Ограничение связей Дагестана с внешним миром способствовало порождению некоторых опасных внутриреспубликанских негативных явлений. В эти же годы происходит раскол внутри единого мусульманского сообщества Дагестана. Вместо единого дагестанского муфтията появились отдельные независимые (хотя они и не называются муфтиятами) муфтияты по национальному признаку. У каждой национальности в Дагестане есть свой национальный лидер и духовный наставник. И фактическое присутствие этих национальных духовных авторитетов, имеющих больший вес, чем официальное духовенство проявляется во всех особо значимых сферах общественно-политической и религиозной жизни.

В Дагестане, до сих пор продолжаются, а местами и усиливаются споры внутри мусульманской суннитской общины, особенно между сторонниками тарикатов и ваххабитами.

Исследования состояния религии в Дагестане позволяет сделать вывод о том, что среди всех регионов распространения чистого ислама в РФ, даже в СНГ, Дагестан по уровню распространения салафизма, бесспорно, занимает первое место и является форпостом ваххабитского ислама на Кавказе, выступая в качестве самого верха пирамиды суннитского ислама в Российской Федерации.

Значительное влияние на социально-политическую обстановку в республике оказывает не наличие огромного числа мечетей, а именно господствующие в среде молодежи идеи салафизма, с которой официальная пропаганда и просвещение не могут конкурировать. Хотя в Дагестане и создана широкая сеть мусульманских учебных заведений: университетов, медресе, мактабов, очень большое (по меркам Дагестана) количество молодежи не найдя должного понимания у себя на родине ежегодно отправляется за рубеж для получения духовного образования соответствующего исламу с позиции их взглядов.

В Дагестане государственные органы до сих пор ясно не представляют, какое важное место в сознании молодых дагестанцев занимает вопрос отношения к исламу.

Мониторинг ситуации молодежной среды Республики Дагестан показывает, что официальным властям не удается остановить процессы формирования религиозно-боевых общин, так называемых «джамаатов», которые расширяют сети распространения своей идеологии и вербовки сторонников среди молодежи.

Недовольство, проводимой экономической и социальной политикой, рост безработицы, коррупции и теневого оборота всего, что только возможно усиливают в республике сепаратистские настроения и стремление определенных сил перевести их в локальный конфликт.

Ежедневные радио и телепередачи государственных и религиозных СМИ, большое количество выпускаемых исламских газет, журналов, брошюр, книг не дают ни какого эффекта в части призыва к соблюдению конституционного порядка. Проводимая в Дагестане активная пропаганда ислама и его канонов среди населения под эгидой нравственного воспитания молодежи, особенно среди школьников, зачастую делается с нарушениями Конституции и Законов РФ и РД о свободе совести и религиозных организациях. Контроль за этой деятельностью со стороны соответствующих государственных органов отсутствует, а допускаемые нарушения игнорируются надзорными структурами, хотя госорганы для этого располагают определенной финансовой базой и организованным аппаратам.

Но, к большому сожалению, от всей этой так называемой «широкомасштабной» работы, проводимой в Дагестане, количество совершаемых преступлений не уменьшается. Наоборот, из года в год в республике растет число наркоманов, насильников, убийц, похищение людей становится обычным промыслом, взяточничество приобретает катастрофические размеры. Да и сама религия превращается в предмет спекулятивных сделок среди духовных лиц. Кроме того, в Дагестане нет единодушия между суннитскими течениями, имамами, верующими, и руководителями мусульманских общин, каждый хочет занять высший пост в иерархии управления мусульманского духовенства.

Сейчас ваххабизм в Дагестане и во всем северокавказском регионе превратился в серьезную, религиозно-политическую ударную силу, которые поставили перед собой конкретную задачу - свержение в Дагестане (Кавказе) существующего конституционного строя. Возникает справедливый вопрос, почему ваххабизм в Дагестане за короткое время смог стать такой мощной и крепко сплоченной силой религиозных единомышленников?

На этот вопрос следует ответить объективно.

Специалисты по религиозно-политическому исламу уверены в том, что в республике параллельно госсубъектам существуют, причем внутри каждого города, района, села открытые ваххабитские анклавы, живущие по своим законам, которые фактически и являются настоящими хозяевами муниципалитетов, где власть находится в руках джамаатов, чья деятельность с точки зрения их приверженцев, и части молодежи направлена на возрождение мусульманского духа, возвращение к мусульманскому образу жизни и соблюдению ритуалов исключительно времен Пророка Мухаммада (мир Ему).

Происходящие в Дагестане религиозные процессы имеют свою очевидную специфику, не учитывая которую любые меры борьбы с ним окажутся неэффективными. Экстремизм в нашей республике далеко не то же самое, что мы можем наблюдать в других регионах. В Дагестане накопился целый комплекс нерешенных острых социально-экономических, общественно-политических, духовно-нравственных проблем, толкающих часть молодежи на путь радикализма.

То, что в Республике Дагестан официальными властями называется разветвленной террористической сетью, которая опираясь на пособническую базу из числа приверженцев экстремистских идей, занимается противоправной деятельностью, в народе именуется повстанчеством, активно пополняющим свои ряды новыми адептами в мечетях и вузах.

Необходимо констатировать факт, что если многие мусульманские страны стремятся дать молодежи духовное и светское образование, обучить их различным отраслям современной науки и технологий, то в Дагестане наблюдается обратный процесс, когда светское образование постепенно вообще отвергается. Во многих населенных пунктах имеют места факты, когда дети не посещают общеобразовательные школы, молодежь уклоняется по религиозным соображениям от призыва в ряды вооруженных сил для прохождения срочной службы.

Следует также отметить, что в республике практически не рассматриваются вопросы посвященные проблемам молодежи, нет ни одного проекта, где мог бы реализовать себя молодой человек, а работа в этом направлении не соответствует требованиям сегодняшнего дня, отсутствует изучение и прогнозирование социальных процессов в подростковой и молодежной среде.

Правозащитники, высказывая свое мнение о сложности ситуации в Республике Дагестан, отмечают растущее число нарушений прав человека в республике, а социально-политическую обстановку в республике характеризуют крайней напряженностью.

Клановая борьба, существование вооруженного подполья, участившиеся случаи нападения на представителей государственных структур и СМИ - факты повседневной жизни, превращающие Дагестан в «плацдарм экстремизма» на Северном Кавказе.

Вместе с тем правозащитники подчеркивают, что предпринимаемые федеральными и местными властями жесткие меры в рамках кампании борьбы с терроризмом не согласуются с правовыми нормами российского и международного законодательства. Происходит фабрикация уголовных дел, давление на подозреваемых и их родственников, применение пыток и такая политика не может быть признана эффективной, а скорее наоборот, она как раз и приводит к усилению радикальных настроений в дагестанском обществе.

Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан не имеет авторитета и механизмов чтобы повлиять на ситуацию, от того подобные ведомства и не занимаются за ранее «проигрышными» делами.

По сведениям правозащитных центров Республика Дагестан – один из самых неблагополучных регионов России в аспекте соблюдения прав человека. Всепроникающая коррупция, тяжелая социально-экономическая ситуация, грубейшие нарушения избирательных прав граждан, полицейский произвол, а в последнее время наблюдается откровенное давление власти на прессу, на фоне чего продолжается вооруженное противостояние в Дагестане.

Здесь, к огромному сожалению, укоренилось и действует вооруженное подполье, что влияет на дестабилизацию обстановки в Дагестане. Члены подполья, осознавая, что ждет их в случае попадания в руки органов правопорядка, предпочитают умереть, чем сдастся, из-за чего многие преступления остаются не раскрытыми, что в свою очередь подрывает доверие общества к представителям власти.

Современный вооруженный конфликт в Дагестане имеет ярко выраженный религиозный оттенок. Фундаментальный ислам или ваххабизм, прочно утвердился в республике. Во многих районах республики ваххабизм имеет огромное влияние на жизнь местного сообщества.

В одном из своих последних выступлений покойный министр внутренних дел Дагестана Адилгерей Магомедтагиров признал, что ваххабизм «укрепился на дагестанской земле, постепенно вытесняя традиционный для нас тарикатизм».

Ислам салафия отличается от суфистского ислама рядом идеологических догм, выступает за упрощение религиозных обрядов и не признает «культ устазов» в исламе, в то время как таррикатисты считают себя последователями своих духовных лидеров, шейхов. Молодежные ваххабитские братства «джамааты» настаивают на буквальном толковании Корана и жестком исполнении обязанностей мусульманина - молитвы, ношения мусульманской одежды, соблюдения поста, отчисления части дохода в пользу общины, руководствуются шариатом и не признают нововведений в исламе.

Ислам в Дагестане уже давно принял политический характер, и его последователи диктуют нормы поведения другим, сторонники и тех и других течений живут и отправляют свои обряды так, как считают нужным, каждый доказывая именно свою правоту.

Не видя различий в части теологии, официальные власти фактически приравняли фанатично преданных исламу людей к террористам, а борьба с терроризмом превратился в борьбу с «ваххабизмом» как религиозным течением суннизма. В их домах регулярно проводят обыски, имеют место незаконные задержания, допросы, избиения, устанавливается слежка, прослушиваются телефоны. Массовые задержания, в ходе которых 5-10 человек без оснований доставляют в полицию, стало привычной нормой. Страдают семьи, жены и дети, живущие в постоянном стрессе.

Серьезные экспертные мнения сходятся на том, что сложившаяся в Дагестане обстановка результат коррупции, а не экстремизма. Именно коррупция тормозит развитие республики, порождает недоверие к органам власти, создает угрозу социальной и политической стабильности.

Хотя при президенте Республики Дагестан создан Совет по противодействию коррупции, принята Республиканская целевая программа по противодействию коррупции, определены ответственные за ее реализацию лица, разработаны нормативно-правовые документы, направленные на профилактику коррупции в Дагестане, все равно никаких достижений в борьбе с этим недугом нет, скорее наоборот, от всех этих «высокоэффективных» мер масштабы коррупции только растут. Проводимые руководством республики совещания по борьбе с коррупцией, напоминают бессмысленное обсуждение ежегодной подачи деклараций о доходах. Несмотря на определенную работу правоохранительных органов ни один из чиновников не лишился своего поста и ни одно «значимое» уголовное дело не дошло до суда.

По опросам общественного мнения, работа республиканских органов власти по профилактике коррупции не эффективна, с нулевым показателем результативности. Наверное, поэтому руководство Дагестана уделяет «особое» внимание борьбе с данным явлением. Никто не задается вопросом, что именно коррупция способствует росту экстремизма и терроризма в регионе и дагестанцы всерьез озабочены распространением коррупции, особенно среди чиновников. И это притом, что президент РД на регулярных заседаниях по противодействию коррупции постоянно говорит - «у нас нет неприкасаемых лиц, любой чиновник, уличенный в коррупции, должен понести наказание, вне зависимости от занимаемой им должности».

Но, тем не менее, в Дагестане очень высокий процент оправдательных приговоров по коррупционным делам в судах республики. Суммы хищений бюджетных средств растут, а наказанных за это как не было, так и нет, и вряд ли будет, потому что уличенных в коррупции тоже нет.

Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов на координационном совещании в Махачкале 06.04.2011 г. по обеспечению правопорядка в РД, где обсуждали меры по противодействию коррупции в республике подчеркнул «В тоже время, по данным правоохранительных органов, в прошлом году в Дагестане выявлено 883 преступления коррупционной направленности, портив 985 в 2009 году. Снизилось и количество выявленных должностных преступлений с 308 до 245 и фактов взятничества с 52 до 24. Количество уголовных дел по коррупционным преступлениям направленных в суд снизилось с 623 до 545».

К огромному сожалению, как это принято в Дагестане, самый главный вопрос, по какой именно причине количество уголовных дел снизилось, так и остался не затронутым.

В Дагестане коррупция питает терроризм, поскольку боевики насильно изымают нелегально нажитые деньги у бизнесменов и должностных лиц, которые за совершенные преступления не обращаются в защитные органы. В тоже время слышны громкие заявления о том, что «нам практически удалось перекрыть финансирование членов экстремистского подполья из-за рубежа, но остались внутренние источники». А все дело как раз в этих самых «внутренних источниках», которые по некоторым сведениям спонсируют борьбу за чистоту ислама уже в других регионах России и даже за рубежом.

Многие считают, для прекращения кровопролития в Дагестане нужен диалог с людьми находящимися в подполье, чтобы вернуть их к мирной жизни, без вмешательства Комиссии по адаптации боевиков, которая до сих пор ни одного истинно «джамаатовского» еще не вернула, а следовательно и не «адаптировала» к мирной жизни. Никто не говорит, что работа в этом направлении не нужна, наоборот нужна не только «адаптация» но и немедленный диалог всех общественных организаций и объединений с властью и прежде всего друг с другом.

В Дагестане, не сумели повторить опыт главы Чечни Рамзана Кадырова, который лично гарантировал «подполью» неприкосновенность и иммунитет от уголовного преследования.

Реализация этого требует исключить преследования в Дагестане людей по религиозному признаку, так как вероисповедование не основа для преследования, и требует контроля широкой общественности за возвращением людей «подполья» в гражданское русло, без чего возвращение невозможно. Но самое важное, необходим соответствующий республиканский, а лучше федеральный, закон, который бы регулировал проблему возвращения боевиков к мирной жизни и адаптации в нынешних условиях, поскольку такая ситуация характерна не только для Дагестана, но и всего Северного Кавказа.

Правозащитники считают, что ссылаясь на введение режима КТО, власти действительно не допускают массовых акций протеста, жителям запрещено собираться и протестовать, а отсутствие соблюдения Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу вероисповедания, вызывает противостояние между полицией и исламской молодежью, которое после недолгого затишья снова растет.

Гереев Руслан Маликович – руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по религиозно-политическому исламу.



комментариев