Политический джихад, или борьба с нечестием в политике

Десятилетиями советская пропаганда внушала людям, что Ислам не только отсталая, средневековая религия кочевых арабов, но и то, что Ислам является в руках тиранов, деспотов и притеснителей мощным орудием порабощения народных масс. Что Ислам проповедует рабскую покорность самой нечестивой и несправедливой власти, что превращает людей в бессловесных рабов и безвольный человеческий материал, на который опираются тираны и деспоты.

После краха Советского Союза рухнула и вся пропагандистская машина безбожного государства. Однако смирение мусульман перед проявлениями несправедливости в политике осталось. В этом сошлись и остаточное влияние прежней пропаганды, и неправильное представление мусульман о том, что политика является чем-то отделенным от религии, и страх быть обвиненным в исламизме, фундаментализме и политическом экстремизме, и элементарная неграмотность в вопросах своей религии.

Однако при этом практически всем мусульманам известно, что борьба с несправедливостью, притеснением и нечестием является прямой обязанностью мусульман. Ведь в Коране ясно сказано:«Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (Коран, 5:78-79).

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто из вас увидел нечестие, на нем лежит обязанность устранить его своими руками. Если же он не в состоянии этого сделать, то тогда остановить своим языком. Если же он и этого не может, то своим сердцем. Но это будет свидетельством слабости его веры» (Муслим).

Как же тогда могут ужиться приписываемое мусульманам рабское смирение перед нечестивым правителем, несправедливостью политиков и приказ Всевышнего и Его Пророка (мир ему и благословение) бороться с несправедливостью всеми возможными средствами? При этом в наши дни мы наблюдаем широкое распространение практики ущемления прав человека, несправедливости и порока в политической жизни.

Виной всему этому сохраняющееся в умах мусульман пресловутое убеждение, что верующим участвовать в политике ни в коем случае нельзя. Что круг пороков, прегрешений и нечестивых деяний, с которыми предписано бороться верующим, ограничен бытовой сферой, такими грехами, как прелюбодеяние или потребление спиртного.

На самом деле слова Всевышнего: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3:110) касаются не только предосудительного из частной жизни человека и бытовой сферы. Слово «предосудительный» в данном аяте, по утверждению Юсуфа аль-Карадави, это общее понятие, которое охватывает собой все виды греха, нечестия и пороков, которые встречаются в человеческом обществе.

Абсолютно неправильно думать, что прегрешения и нечестивые поступки ограничиваются только прелюбодеянием, распитием спиртных напитков, ростовщичеством и тому подобными делами. Очень опасными для общества нечестивыми деяниями являются глубоко укоренившиеся в политической сфере случаи фальсификации выборов, откровенного обмана и подкупа избирателей, пренебрежения общественным мнением.

Данный печальный список можно продолжить случаями отказа политиков от дачи требуемых у них судом и средствами массовой информации показаний, утаивание, злоупотребление правительственной и государственной информацией, политическое покровительство своим родственникам и друзьям, расхищение государственной и общественной собственности, монополизация рынков, создание искусственного дефицита на товары и услуги, в которых нуждаются люди.

Сюда же относятся получившие в последнее время распространение аресты безвинных людей без предъявления обвинений, лишение их свободы без справедливого следствия и судебного разбирательства, пытки в отношении заключенных в тюрьмах и лагерях, дача и требование взяток, посредничество в их передаче, лесть и угодничество перед правителями.

К сожалению, все эти нечестивые деяния – не плод фантазии, а реальность, в которой мы сегодня живем. Но, осознавая себя верующим и соблюдающим мусульманином, никто из нас уже не имеет права просто пенять на порочное правительство, ругать чиновников и депутатов. А после этого, выпустив пар, признать, что от нас ничего не зависит, и смириться с продолжающимся без конца политическим произволом.

Мало того греха, что мы, в силу своей пассивности и лени, уже давно не являемся той уммой, о которой Господь миров сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3:110). Так еще Коран и Сунна содержат огромное количество упоминаний о наказании верующих за замалчивание и молчаливое соглашательство с грехом.

Во многих аятах Всевышний так и говорит: «…как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (Коран, 24:63). Поэтому грех за распространение нечестия и пороков в политике лежит не только на нечестивых политиках, но и на мусульманах, которые мало что делают для противостояния этому злу.

При этом Коран и Сунна не разделяют между противостоянием мусульман нечестию со стороны простых людей или со стороны могущественных правителей. Мусульманин должен одинаково бороться с грехом и пороками, от кого бы они ни исходили. Но при этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) охарактеризовал противостояние нечестию правителя как наиболее достойное дело в своем хадисе о том, что «лучшим джихадом является слово истины, сказанное в лицо несправедливому правителю».

Оттого не удивительно, что пророческая традиция оставила нам понимание того, что если умма оставит подобный джихад в борьбе с нечестием, если умма, как это передается Ахмадом от Абдуллы ибн Амра, будет «опасаться сказать притеснителю: «О, притеснитель! Оставь их!», то данная община потеряла всякую способность к жизни.


Именно поэтому в приведенном выше хадисе обязательность противостояния нечестию подчеркивается на трех уровнях. Если мусульманин может, он должен пресечь нечестие своими руками. Что в политическом отношении может означать прямое участие в политической жизни реальными делами и поступками – участие в выборах, голосование против нечестивых политиков, делегирование депутатам, избранным на местном, республиканском или федеральном уровнях четких полномочий и людских чаяний, участие в демонстрациях, митингах протеста, создание общественных организаций, партий, установление связей с единоверцами по всему миру, испрашивание у них помощи в общественно-политических делах и многое другое.

Если же мусульманин не обладает достаточными силами, он обязан противостоять нечестию своим языком. В современном политическом мире это может включать в себя написание критических статей, разоблачающих нечестивых политиков, разъяснение людям их прав и обязанностей в противостоянии пороку, воспитание детей, родных и близких в духе любви к справедливости и нетерпимости к греху и т.д.

Если мусульманин не может и этого, то он должен отринуть грех и нечестие хотя бы своим сердцем. Несмотря на то, что в хадисе этот уровень назван проявлением слабости веры, именно подобное противостояние нечестию сердцем позволяет мусульманину сохранить в своей душе хотя бы крупицы веры. На самом деле противостояние греху сердцем является очень важной и необходимой каждому верующему является психологической и эмоциональной борьбой духа с окружающим нечестием.

Подобное противостояние греху и устранение нечестия сердцем в других хадисах названо «джихадом сердца». И этот вид джихада сердцем, так же, как и противостояние нечестию сердцем, является самым слабым видом джихада и являет собой последнюю и самую слабую степень веры, ниже которой уже не может быть никакой веры.

Муслим передал от ибн Масуда, а тот самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Не было пророка, которого Аллах послал бы к умме без того, чтобы не появились у него из его уммы последователи и сподвижники, которые придерживались его сунны и следовали его приказам. А затем некоторые из этой уммы начинали отходить и говорить то, что не делали, и делать то, что не было предписано. И те, кто боролся с ними своими руками, то тот был верующим, кто боролся с ними своим языком, то тот верующий, и кто боролся с ними своим сердцем, он верующий. И нет уже за этим веры даже в горчичное зернышко».

И при этом, мусульмане должны помнить, что в любом противостоянии порокам, в любой борьбе и в любом джихаде против нечестия, верующие должны держаться вместе и помогать друг другу в том, чтобы бороться со всем предосудительным единым и сплоченным фронтом: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Коран, 5:2).



комментариев