Модернизация по-исламски. Часть II

В первой части статьи мы говорили о важнейших условиях модернизации исламского сообщества Дагестана: широком распространении фундаментальных знаний в части правильного вероубеждения и всех разделов исламского права. Сегодня поговорим о следующих пунктах исламской модернизации.

Укрепление связей

Важным пунктом организации любых проектов является слаженная команда. Ислам устанавливает прочную связь, любовь и дружбу между своими последователями (аль-валя) как один из пунктов вероубеждения. Поэтому в данной части не требуется изобретать велосипед. Достаточно оживить и задействовать прямые установки Корана и Сунны.

На данный момент задача облегчается тем, что люди, выбравшие ислам образом своей жизни, составляют лишь малую социально разбросанную часть дагестанского общества.

Главным институтом знакомства, сближения и укрепления связей между мусульманами, у которых ислам не только в душе, была и остаётся мечеть. Среди учёных бытует два основных мнения относительно коллективной молитвы в мечети. Согласно одному из них, намаз джамаатом – это коллективная обязанность, согласно другому – индивидуальная (то есть обязанность каждого мусульманина). Как бы там ни было, следующих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вполне достаточно, чтобы вызвать у мусульман желание участвовать в намазах джамаатом: «Вознаграждение за групповой намаз в двадцать семь раз превосходит вознаграждение за намаз, совершённый в одиночку» (Аль-Бухари, Муслим).

Встречаясь на коллективной молитве несколько раз в день, мусульмане здороваются, делятся новостями, интересуются проблемами друг друга и отсутствующих, сближаются между собой.

Искренняя любовь мусульман друг к другу является условием полноценности их веры. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари, Муслим). Любовь мусульман друг к другу, основанная только лишь на исламе, является одной из важных форм поклонения Аллаху, Который сказал: «Для любящих друг друга в величии Моём предназначены минбары (возвышения) из света, и позавидуют им пророки и павшие за веру»(Ат-Тирмизи). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Аль-Бухари, Муслим).

Всевышний Аллах говорит: «Воистину, верующие – братья» (сура «Комнаты», аят 10). Исламское братство является пунктом убеждений мусульман и предусматривает права и обязанности по отношению друг к другу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его в последний путь» (Муслим).

Подобных хадисов огромное множество. Все они указывают на большое значение, которое шариат уделяет сплочённости мусульман, их доверию, искренности и жертвенности по отношению друг к другу. Поводов для встреч и приглашений шариат предусматривает более чем достаточно (например, бракосочетание, рождение детей, исламские праздники и др.). Уклоняться же от таких приглашений мусульманин не имеет права, кроме как по уважительной причине.

Итак, мусульмане стабильно встречаются в мечетях и в гостях друг у друга. С учётом стоящих перед нами задач необходимо сделать эти встречи более эффективными. Активистам исламской модернизации следует тщательно продумывать тематику встреч и проводить отбор подходящих для той или иной деятельности кадров. Конечно избегая различных нововведений, связанных с непредусмотренными шариатом приурочиваниями. Необходимо выявлять братьев, более склонных к исламской учёбе, более склонных к профессиональной специализации в той или иной сфере, обладающих организаторскими способностями и т. д. А также формировать группы по интересам, реализующие те или иные социальные проекты.

Джамаатовская экономика

Финансовая сторона никогда не была главной в претворении института исламского да’ва. Со времён призыва посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Мекке и по сегодняшний день главным катализатором мусульман, у которых ислам не только в душе (их ещё называют исламистами), были и остаются довольство Аллаха и Рай, «ширина которого подобна ширине небес и земли» (сура «Железо», аят 21).

Однако общественное благосостояние, являющееся целью шариата, во многом связано с материальным благополучием. Более того, обладание богатством даёт больше возможностей для поиска довольства Всевышнего и достижения Его награды. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал богатство, которое расходуется ради Всевышнего, милостью Аллаха. Шариат даже дозволяет завидовать тем, кто обладает богатством и расходует его на пути Всевышнего Аллаха.

С другой стороны, финансовая сторона становится особенно актуальной сегодня, когда проекты исламского призыва нуждаются в инвестициях, и, более того, сама способна стать привлекательным исламским проектом.

Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности…» («Трапеза», 2). Чёткая систематизация финансовых активов мусульман (у которых ислам не только в душе) могла бы сделать такую помощь более эффективной. Среди пунктов такой систематизации можно выделить следующие:

1. Выявление уже реализуемых исламских бизнес-проектов. Таковых достаточно много, несмотря на то, что они не бросаются в глаза. Пересчёт действующих исламских бизнес-проектов необходим для анализа охвата мусульманами существующих рынков и для их более эффективного дальнейшего освоения.

2. Установление взаимовыгодного партнёрства между братьями, являющимися участниками одного рынка. Сегодня уже наблюдается тесное сотрудничество мусульман во всех сферах бизнеса: от мясного рынка до строительного. Подобные связи должны укрепляться и далее. Основой же их должна быть не сфера бизнеса, а вера во Всевышнего Аллаха. Мусульмане-участники одного рынка должны бесконфликтно и наиболее оптимально для всех делить потребителя. А их взаимоотношения должны быть примером, ведущим к исламу как образу жизни других предпринимателей, которых надо привлекать в места собрания мусульман, описанные в подзаголовке о братстве.

3. Инвестиционная поддержка новых исламских бизнес-проектов и проектов да’ва. Богатство является благом для человека, если он расходует его на пути Аллаха. Примером такого расходования может быть поддержка начинающих предпринимателей-мусульман, обладающих интеллектуальным ресурсом, идеями и работоспособностью, но не владеющими достаточным для реализации этих идей капиталом. Это может быть как поддержка на безвозмездной основе (к примеру, может быть учреждён фонд поддержки исламского бизнеса), так и вложение капитала на основе договора о делении прибыли. Для этого будет весьма полезна реализация следующего пункта.

Что касается поддержки проектов исламского призыва, то это наиболее выгодное вложение средств во все времена. С развитием да’ва в Дагестане в эту сферу деятельности вовлекается всё больше людей с самыми разными идеями, порой требующими серьёзных вложений. В ислам-образ жизни обращаются профессионалы всех направлений, желающие поддержать исламское движение. А само общество уже готово к новому, более высокому уровню формата исламского призыва. Конечно, новые инициативы не могут быть воплощены в жизнь без новых ресурсов – как интеллектуальных, так и материальных.

4. Создание авторитетного исламского экспертного экономического совета по оценке бизнес-проектов для вложения инвестиций. На сегодняшний день самые авторитетные оценщики бизнес-проектов и франчайзеры в Дагестане – это мусульмане, у которых ислам далеко не только в душе (как, впрочем, и во многих других сферах). Стоит подумать о том, чтобы поделиться опытом и создать коллектив мусульман с соответствующим образованием, способностями и желанием заниматься этим актуальным сегодня видом деятельности. Актуальным, в частности, для развития исламского бизнеса. Такой совет позволит исламским предпринимателям не отвлекаться от своих дел и относительно безопасно вкладывать инвестиции в бизнес-проекты своих братьев, получившие соответствующую оценку экспертов-мусульман.

5. Создание экспертного совета по оценке предпринимательской деятельности на предмет соответствия шариату. На сегодняшний день для создания такого совета, на наш взгляд, вполне достаточно местных мутаалимов, получивших исламское образование. При наличии серьёзных вопросов их можно адресовать зарубежным учёным, с которыми многие наши студенты поддерживают связь. В будущем при благоприятной ситуации к этому можно будет привлечь и учёных с мировым именем, а также выдавать лицензии, гарантирующие соответствие товаров и услуг установкам шариата.

6. Широкая реклама исламских товаров и услуг. Благодаря рекламе предприниматели-мусульмане должны будут переманить в свой сектор всю исламскую клиентуру.

7. Создание отдела кадров с широкой базой данных работников и работодателей мусульман. Работа в данном направлении уже начата.

8. Создание совета по эффективному распределению закята. Об этом мы более подробно поговорим в следующей статье, иншаАллах.

9. Создание совета по эффективному распределению садака, отличного от закята. Подобные институты уже существуют и довольно успешно действуют в Дагестане. Они имеют большую базу данных и территориальный охват. Например, фонд «Солидарность».

Успешная исламская экономическая система, решающая реальные общественные проблемы – хороший показатель жизнеспособности шариата, относительно истинных установок которого большинство населения находится в полном неведении. Сегодня у нас есть шанс показать обществу всю красоту шариата Всевышнего Аллаха. Если мы им не воспользуемся, Он может его больше нам не дать.

В следующих частях данной статьи мы расскажем об исламских детских садах и школах, поощрении исламом профессиональной специализации, эффективном претворении в жизнь института закята, о шариатском суде и его возможных благоприятных последствиях на распространение ислама и, в частности, шариата. И да поможет нам Аллах!



4 комментариев


  1. namql ibn fifg
    (28.05.2011 00:18) #
    0

    мирвам с23а71 а если бы истина последовала за их страстями тогда пришли бы в расстройство небо и земля и те кто в них да мы приходили к ним с напоминанием но они от напоминания им отварачивались разве ты просишь у них содержания ведь поддержка господа лучше и он лучший из дающих удел и ведь ты призываешь их к прямому пути и поистине те которые не веруют в будущую жизнь уклоняются от пути а если бы мы помиловали их и избавили их от их беды то они упорствовали бы в своём заблуждении скитаясь слепо

  2. (28.05.2011 12:35) #
    0

    Настоящий Ислам заменяется на Американский

  3. abdulla d
    (28.05.2011 14:40) #
    0

    Может, кто-то просто не знает "настоящий ислам"? К примеру раздел торгово-финансовых отношений исламского права

  4. Константин
    (28.05.2011 14:43) #
    0

    Первая часть статьи по-видимому была посвящена "настоящему исламу":

    http://www.ansar.ru/rightway/2011/05/13/15443