«Исламский фанатизм» – коммерческий бренд

Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «Трапеза», аят 3). Завершение становления последней ступени религии Аллаха означает, что Коран и Сунна не содержат никаких недочётов и упущений и охватывают все аспекты человеческой жизни. Торговля и бизнес не являются исключением.

Этой сфере человеческой деятельности, как одной из сложных в отношении соблюдения справедливости, посвящено множество аятов Книги Аллаха и хадисов Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

«Когда же молитва закончится, расходитесь по земле и ищите милости Аллаха…» – так Коран призывает человека к поиску средств для существования. Однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он ответил: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной торговли».

Новый бренд?

Сегодня, когда религия Аллаха для многих окружающих нас мусульман стала не пересекающейся с реальной жизнью теорией, исламский призыв особенно нуждается в непосредственных институтах, воплощающих его в действительность.

Ориентированность на определённый слой населения – непременный атрибут маркетинга. А ставка на мусульман как клиентов – одна из последних тенденций современного бизнеса.

При уверенно растущем проценте мусульманского населения на Западе набирает обороты большой и малый «исламский бизнес». От 10 до 20 процентов жителей стран Западной и Восточной Европы – мусульмане. На всей территории ЕС их проживает более 16 миллионов. В России согласно официальной статистике к исламской религии себя относят около 20 миллионов человек. Спрос на сервис и услуги, взвешенные на весах шариата, растёт с каждым днём.

Как показывает практика, мусульмане с удовольствием посещают заведения, работающие по принципам ислама. Поэтому небольшие магазинчики, торгующие мусульманской одеждой, специями, едой, имеют постоянную и растущую клиентскую базу. Но успех исламского бизнеса заключается не только в стабильности мусульманской клиентуры.

На Западе среди немусульман становится всё более модным (читай – выгодным) покупать халяльные (дозволенные шариатом) финансовые продукты. По признанию главного управляющего Международного образовательного центра по исламским финансам Агила Натта, 55 процентов всей клиентуры исламских банков – лица, не исповедующие ислам. А такие исламские заведения, как клиники, парикмахерские, салоны красоты, интернет-кафе и переговорные пункты, благодаря низким ценам на услуги становятся всё более популярными по всей Европе. В Германии, Великобритании, Италии и Скандинавии особым спросом пользуются кафе, рестораны и клубы, в которых не продаются алкоголь, сигареты и свинина.

Может, и дагестанское общество доросло до исламского «маркетинга»?

Выход на рынок

Говорить о каких-либо серьёзных исламских бизнес-проектах рано. Не тот уровень. Наше общество слишком примитивно понимает шариат, чтобы он в одночасье мог стать брендом. Однако начать с малого ничего не мешает. Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура «Трапеза», аят 2). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Настанет время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является богатство, которое он приобретает». Подобные шариатские тексты и хорошая реклама должны помочь исламскому бизнесу встать на ноги.

Такой пример. Если один из двух продуктовых магазинов, расположенных на одной улице, отказывается от продажи спиртного, сигарет и продуктов, содержащих свинину, то у второго более не останется клиентов из числа «практикующих мусульман». Это давно подмечено в Москве и на Западе, где растущий процент мусульманского населения для предприимчивых коммерсантов оборачивается стабильной прибылью. Примечательно, что исламский бизнес может влезть в любой рынок, независимо от его насыщенности и пропорций спроса и предложения. Потому как он обязательно найдёт свою нишу.

Возрождение исламских идей в обществе во многом связано именно с устремлениями молодёжи. На неё поначалу и нужно ориентироваться. Думаю, такие популярные в Махачкале игровые комплексы, как коммерческое футбольное поле с искусственным покрытием или пейнтбольная площадка, будут довольно интересно смотреться под исламской маркой. Дальше – больше: сеть супермаркетов, такси, магазинов одежды… и всё это под одним общим исламским брендом.

Как раскрутиться?

Безусловно, слова «ислам» и «шариат» не должны быть пустыми маркетинговыми ходами. Иначе всё довольно быстро закончится и обернётся в Судный день неприятным сюрпризом. Маркетинговыми ходами должны стать исламские принципы, выражающиеся в порядочности и справедливости, качестве услуг, относительно низких ценах на товары и услуги. К примеру, если это исламская сеть такси, то это такси, которое "быстрее приезжает и дешевле отвозит".

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине Аллах любит, чтобы каждый из вас в совершенстве владел тем, чем он занимается». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:«Недопустимо продавать товар, не дав о нём полной информации, и недопустимо промолчать тому, кто знает о недостатке товара». Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к торговцу зерном и засунул руку в его товар. Обнаружив его влажным, он спросил: «Что это?» «Это из-за дождя», – ответил продавец. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему ты не положил влажную часть сверху, чтобы люди видели? Кто обманывает, тот не из нас».

В другом сообщении говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо продуктов, которым продавец пытался придать товарный вид, ставя более качественные выше менее качественных, сказал: «Продай это отдельно от этого (т. е. отделив качественный продукт от некачественного). Кто обманывает, тот не из нас».

Всевышний Аллах сказал: «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (Обвешивающие, 1–6). Всевышний Аллах также сказал: «Взвешивайте на точных весах, не убавляйте людям то, что им причитается, и не творите на земле беззакония и неправого дела» (Поэты, 182–183).

Нет для бизнеса лучшей рекламы, чем следование Словам Аллаха и словам Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Бизнесмен-мусульманин – это бизнесмен, для которого соблюдение принципов шариата важнее максимизации прибыли. А это сразу два зайца: исламский призыв и эффективная реклама. В будущем исламская бизнес-сеть может превратиться в что-то наподобие «Союза мусульманских бизнесменов», каждый член которого будет иметь соответствующий сертификат, являющийся гарантом соответствия его услуг нормам ислама.

Заключение

Фанатичная, на первый взгляд, приверженность исламским нормам заведений, ориентирующихся на шариат, по всему миру становится своего рода ненавязчивым пиаром, не позволяющим жаловаться на отсутствие клиентов любой веры и национальности. И гарантом порядочности исламских учреждений выступает отнюдь не любовь их хозяев к предпринимательству и даже не «имидж компании», а просто-напросто богобоязненность. Альтернативы подобной гарантии в мировом бизнесе нет. Да и не предвидится. Думаю, исламской молодёжи с коммерческой жилкой есть над чем задуматься. Так что, братья, за дело!



4 комментариев


  1. шамиль
    (26.04.2011 16:01) #
    0

    Машала, хорошо брат пишет. на западе еще столетия назад поняли, что от соблюдения этических и моральных норм бизнес только выигрывает. причина проста - клиенты, покупатели это ценят. сформировавшаяся в зап европе этика ведения бизнеса даже получила название из уст М. Вебера - "протестантская этика". правда в настоящее время, она начинает давать сбой, но не по причине того, что моральные и этические нормы изжили себя. причина в другом - если раньше упомянутые нормы соблюдались осознанно (корысть

  2. шамиль
    (26.04.2011 16:02) #
    0

    при этом не ставилась во главу угла) и их носителями являлись люди, заряженные духом протестантской религии и осознанием себя наместниками Бога на земле то в современной зап европе по мере угасания протестантского духа угасает духовное отношение к бизнесу и работе в целом. Однако в силу инерционности данного социального процесса запад еще сохраняет передовые позиции, но что будет через десять-двадцать лет трудно сказать, ибо сейчас заметно мощное проникновение материалистического и корыстного эл

  3. шамиль
    (26.04.2011 16:02) #
    0

    элемента в западный бизнес. Последние финансовые кризисы и скандалы, связанные с мошенничеством в крупных размерах (Enron и Arthur Andersen, Юкос и PWC и т.д.) свидетельствуют о том, что религиозный (протестансткий) заряд, который наряду с другими факторами обеспечил мощное экономическое разитие зап европы и сша, постепенно сходит на нет. На этом фоне, хотелось бы верить, мы становимся свидетелями роста экономической и финансовой активности мусульман, базирующейся на исламских принципах построен

  4. шамиль
    (26.04.2011 16:03) #
    0

    построения экономических и финансовых отношений. Нет сомнений в том, что нынешние попытки мусульманского бизнес-сообщества активизировать формирование исламских финансов и экономики перерастут в настоящую экспансию общемирового уровня.