Модернизация по-исламски. Часть 1

Слово «модернизация» не применимо к исламу как таковому. Шариат и его источники модернизированы Всевышним Аллахом до Судного дня: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «Трапеза», аят 3).

В контексте данного тезиса у не осведомлённых о принципах шариата мусульман и немусульман возникает множество вопросов. Вот один из них: «Мир имеет свойство меняться, и общество должно отвечать на вызовы современности. Как это делает шариат, построенный на Коране и Сунне, текст которых ограничен?» На самом деле шариат – это не свод законов, который можно прочитать в законченном виде. Шариат – это источники права и инструменты извлечения правовых норм, которые сами построены на основе этих источников. Шариат даёт определения пользы и вреда и устанавливает правовые механизмы для их текущего распознания.

Шариат – это действительно законченная правовая система, которая не нуждается в модернизации. Но под этой законченностью ошибочно понимается ограниченность правовых норм. Шариатские дисциплины, к примеру, развивались на протяжении всей исламской истории и сегодня, после продолжительного упадка, вступили в очередную фазу. Впрочем, это не тема данной статьи.

Если шариат не нуждался и не нуждается в совершенствовании, то этого никак нельзя сказать о мусульманах Дагестана. И под «исламской модернизацией» мы, прежде всего, подразумеваем возврат к установкам шариата и их более активное претворение в жизнь. В данной статье мы перечислим некоторые аспекты исламской модернизации, упор на которые необходимо сделать в первую очередь.

Акида и единство

Всевышний Аллах говорит: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура «Семейство Имрана», аят 103).

Единство мусульман – это важное условие их успеха. Однако единство рядов невозможно без единства убеждений. Не могут объединиться истина и заблуждение. Призывая мусульман к единству, Всевышний Аллах обозначает основу объединения – Его вервь. Поэтому единство мусульман возможно только на базе правильных убеждений.

На сегодняшний день есть две проблемы, касающиеся понимания религии, разделяющие мусульман Дагестана. Первая состоит в непонимании дозволенности разногласий, когда мнения сторон основаны на шариатских доказательствах. Речь идёт о проявлении фанатизма к своему мнению, имаму или правовой школе. Вторая – распространённость идеологических заблуждений в основах исламского вероубеждения. Решением обеих проблем является распространение знания.

Исправлять ошибки в понимании религии необходимо с учётом дагестанской специфики. Нужно учитывать, что заблуждения распространились и устоялись в Дагестане по объективным причинам. Невозможно искоренить их за несколько дней. Поэтому надо настраиваться на длительную кропотливую работу.

В первую очередь, нашими студентами (получающими исламские знания в странах Востока. – Прим. ред.) на основе трудов учёных должна быть составлена небольшая работа по вероубеждению (на русском языке), наряду с первостепенными вопросами акиды, раскрывающая суть укоренившихся в Дагестане заблуждений. Мусульмане, изучившие данную книгу с преподавателем, должны не только усвоить саму тему, но и научиться правильно преподносить основные вопросы единобожия, мягко, мудро и на понятном для простых людей языке разъяснять распространённые заблуждения.

Распространение фикха

Исламское право (фикх) по определению должно полновластно регулировать все отношения между мусульманами. Главное препятствие на пути к этому – незнание исламского права.

Решение этой проблемы во многом лежит на плечах наших студентов, получающих исламские знания в арабских странах. Именно они несут флаг исламского призыва, и именно к ним простые мусульмане должны обращаться с вопросами.

В свою очередь хотел бы обратиться к студентам, да укрепит их Аллах. Выезжая за рубеж в поисках исламского знания, вам не подобает возвращаться лишь с минимальным багажом, который при желании можно было приобрести и на родине. Ведь к вам сегодня относятся как к исламским учёным. Поэтому надо изначально быть готовыми к серьёзному труду на пути приобретения знаний. Основы вероубеждения и фикх аль-ибадат (ритуальное поклонение) – это не всё, с чем должны ассоциироваться исламские студенты.

«Шамиль три года учился в Египте», – подобные слова можно слышать довольно часто. Главное чтобы значительную часть времени из этих «трёх лет» «Шамиль» провёл на занятиях перед учёными, а не в обсуждении политики за чаем. Надеюсь, с каждым годом КПД наших братьев будет только увеличиваться. И да поможет им Аллах!

На самом деле, те, кого в Дагестане привыкли считать учёными, обладают лишь самыми необходимыми каждому мусульманину знаниями. Исламские же студенты должны на определённом уровне владеть всеми разделами фикха и активно привносить их в повседневную жизнь. Речь, в частности, идёт о семейном праве, торгово-финансовых отношениях, уголовном праве и т. д.

Несмотря на то что наше положение пока далеко от удовлетворительного, в Дагестане (относительно остальной России) достаточно довольно грамотных мусульман, имеющих исламское образование, способных поучаствовать в проекте по массовому просвещению населения. Здесь необходимо обозначить два направления.

Во-первых, нужно выделять среди молодёжи ребят с научным складом ума, желающих посвятить себя исламскому знанию. Для таких должна быть разработана специальная программа, в основе которой будет лежать изучение арабского языка. В программу должно войти изучение акиды, всех разделов исламского права, заучивание и изучение Корана, основ хадисоведения, источников исламского права, целей шариата, шариатской политики, основ исламской экономики и т. д. Здесь не нужно изобретать велосипед. По всем этим направлениям есть огромное количество хороших учебников (на арабском языке, естественно), из которых нужно выбрать наиболее подходящие с учётом положения вещей на нашей родине. Наиболее способные ребята должны отправляться на учёбу за рубеж.

Во-вторых, должна быть составлена программа на русском языке для массового обучения людей исламу. Здесь, конечно, сложнее. Её ещё предстоит составить. В эту программу нужно включить всё, что необходимо мусульманину для повседневной жизни. И такие уроки, чтобы потом он на доступном для окружающих людей языке смог разъяснить основы и цели исламского пути, а также шариатские механизмы решения стоящих перед обществом проблем.

Незнание собственной религии, безусловно, главная причина слабости исламского призыва. Однако всё большее распространение ислама открывает перед мусульманами новые горизонты. Ислам регулирует все стороны человеческой жизни, такие, как экономика, бизнес, политика, судопроизводство... Целью исламского права является процветание общества. В основе движения к этому процветанию лежит знание шариата. О том же, каким образом на основе этого знания можно построить конкретные социальные проекты, мы поговорим во второй части этой статьи, иншаАллах.



комментариев