Нетипичные «халифаты» в истории исламской цивилизации

Появление и закрепление в Сирии и Ираке группировки «Исламское государство», провозгласившее на подконтрольных землях «халифат», смутило многие умы в мире. Так, многих мусульман и немусульман смущают слова «Исламское» и «Халифат» в их названии.

Однако, нам необходимо помнить, что в истории исламской цивилизации словами «Исламское государство», «Халифат», «Имарат», «Султанат» называли многие государственные образования.

Причем многие из них были весьма далеки от классического учения ислама. Более того, они воевали и поднимали восстания против законных правителей, а также устраивали настоящий террор в отношении мусульман.

Нам всем весьма полезно будет знать об истории появления и о сути тех исторических «халифатов», которые появлялись и исчезали на протяжении всей истории исламской цивилизации.

Фатимиды

Фатимидский халифат – это средневековое шиитское (а точнее - исмаилитское) государство с центром в Каире, которое существовало в 909—1171 годах. В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии.

Государство Фатимидов откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия (современный Тунис) берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом.

Абу Абдаллах передал всю власть Убайдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы – дочери пророка Мухаммада (мир ему). Халифат Фатимидов был низложен легендарным полководцем Салахуддином.

Карматы

Карматы — крупная ветвь секты исмаилитов, создавшие утопическую общину в Бахрейне. В 899 году они отделились от основной ветви исмаилитского движения. Карматы не признали основателя Фатимидского государства Убайдаллаха имамом и махди.

Они ожидали пришествия истинного "сокрытого" имама Мухаммада ибн Исмаила (внука Джафара ас-Садика). К секте присоединялись во множестве люди, недовольные социальными порядками.

В 890 году карматы основали в своем Иракском Севаде крепость Дароль-хиджре; оттуда в 899—901 годах они благодаря пропведнику Абу Саиду распространились в Бахрейне. Халифы чувствовали себя бессильными перед карматами.

Карматы в течение почти 75 лет являлись бичом Аравии, Сирии, Ирака и Персии; они грабили, уводили жителей в неволю, налагали окупы и внушали панический страх. В 930 году сын Абу Саида, Абу-Тагир, давно уже не дававший проезда пилигримам в Мекку, решил окончательно уничтожить хадж.

Он внезапно напал на Мекку, произвёл страшную резню и похитил Чёрный камень. Только в 951 году святыня за огромный выкуп возвращена была мусульманам.

Бахрейнские карматы стояли к исламу ближе, чем севадские: принципиально они не отвергали Корана, а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище «батиниты», то есть аллегористы).

Алавиды

Алавиды – это шиитский имарат, базировавшийся в Табаристане (Иран). Алавиды являлись потомками второго шиитского имама Хасана ибн Али. Они принесли ислам в район Ирана к югу от Каспийского моря.

Сперва, в 913 г. было организовано восстание алавидом Хасаном ибн-Али Глухим (Отруш). Далее Мердавидж ибн-Зияр к 932 г. образовал независимое государство, заключавшее в себе большую часть прикаспийских областей, всю Мидию до Хамадана, Хульван (на притоке Тигра), Исфахан.

Зияриды

Зияриды — малоисследованная иранская (дейлемитская) династия, властвовавшая, на южном берегу Каспийского моря, в Х и начале XI веков. Иранские писатели называют её Бени-Зияд и Бени-Зияр.

Основателем её был Мердавидж, или Мердавендж, из Дейлема, почему династия называется также Дейлемитами. Возвышение Мердавиджа произошло в 927, когда он убил Асфара, войсками которого командовал.

Он очень успешно боролся с халифами и завоевал часть Персии, до Исфахана включительно. Впоследствии династия Зияридов пала, а владения её отошли с одной стороны к Газневидам, с другой — к Буидам.

Буиды

Буиды – это шиитская конфедерация в области Гилян (Дайламан), по южному побережью Каспийского моря, правившая в Багдаде в 945—1055. В доисламскую эпоху Буиды обслуживали сасанидских послов и купцов.

Конфедерация берёт свой начало от Абу Шаджа Бувайха ибн Фанна Хосрова. Они в 934 собрали армию против тюркского генерала Йакута, назначенного Багдадом амир ал-умара.

В результате они смогли преобразовать халифат Аббасидов в Иранскую империю. Буиды поддерживали персидскую культуру и традицию. Они формально признавали главенство Багдадского халифата.

Он и также наследственно занимали пост амир ал-умара — верховного главнокомандующего и командующего гвардией гулямов, фактически военного диктатора. Глава династии носил древний сасанидский титул шаханшах ал-азам малик аль-мулюк — величайший царь царей, король королей.

C 934 по 1062 годы Буиды владели областью Фарс на юго-западе Ирана; с 932 по 1028 они управляли Джибалом, периодически делившимся на уделы Рей и Исфахан; с 936 по 1048 — Керманом.

С 945 по 1055 Буиды управляли Багдадом и значительной частью территории современного Ирака. Во второй половине XI века Буиды пали в результате нашествия Сельджуков и их союзников.

Зейдиты

Зейдиты — приверженцы одной из «умеренных» шиитских сект, образовавшихся в VIII в. в Исламском халифате. Основатель — Зейд ибн Али (внук 3-го шиитского имама Хусейна).

Зейдиты получили широкое распространение в Иране, Ираке и Хиджазе, сформировав зейдитские государства: Идрисидов в Северной Африке в 789 г. (просуществовало до 926 г.), в Табаристане в 863 г. (просуществовало до 928 г.), Йемене в 901 г.

Ветвь зейдитов — нуктавиты — распространены в Иране. Зейдиты установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962. Составляют значительную часть населения Йемена.

В богословии зейдиты следуют мутазилитам. Несмотря на то, что зейдитов относят к шиитам, во многих вопросах их учение схоже с суннизмом. В противоположность остальным шиитам, зейдиты не признавали учения о «скрытом» имаме.

Они не признавали также учения о «благоразумном скрывании» своей веры (такия), отвергали антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. Их численность на конец XX века составляла 7 миллионов человек.



комментариев