Власть развращает, абсолютная власть – развращает абсолютно.
Джон Актон
Алчность, жажда власти, желание заполучить её любой ценой, стремление возвыситься и обогатиться посредством неё – всё это стало обязательным атрибутом современных людей, идущих во власть. Иногда кажется, что иначе и быть не может. Однако история красноречиво доказывает нам обратное, в связи с чем хотелось бы поделиться некоторыми эпизодами из жизни праведных правителей.
Таких уже не будет
В 634 году умирает праведный халиф Абу Бакр. Будучи правителем молодого и стремительно развивающегося исламского государства, он оставляет после себя всего лишь одного раба и верблюда, которых отдаёт Умару, желая избавиться и от этого. Увидев это, Умар заплакал и сказал: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Трудно будет живущим после него последовать его примеру».
Следующим правителем мусульман становится Умар бин аль-Хаттаб.
Ты – пример для своих подданных
Осенью 636 года между мусульманами и персами у местечка Аль-Кадисия произошло решающее сражение, итогом которого стала победа мусульман. Вскоре покинутая шахиншахом Йездигердом III столица Персии Ктесифон, открыв городские ворота, встречала армию халифа как освободителей. Все дворцовые ценности, золото и драгоценности династии Сасанидов, накопленные за долгие века своего могущества, мусульмане отправили в казну халифата.
Когда халиф Умар увидел прибывшее в казну богатство, он воскликнул: «Поистине, мусульмане проявили честность». Советник халифа Али бин Абу Талиб, стоявший рядом, сказал: «Ты воздерживался от плохого, и подданные воздержались, а если бы ты жил привольно, то и они жили бы так же!»
Я не вкушу масло
Во времена халифа Умара мусульман постигла засуха. Он тот час же запретил для себя молоко, сливочное и растительное масло. Вскоре у изнурённого от недоедания Умара поменялся даже цвет лица. Сподвижники, обеспокоенные его состоянием, спросили халифа, почему он отказывается от еды. «Клянусь Аллахом – воскликнул Умар. – Я даже не попробую масло до тех пор, пока его не вкусят бедняки». Впоследствии один из сподвижников рассказывал: «Если бы не исчезла засуха, то мы серьёзно полагали, что Умар умрёт из-за бремени заботы и тревоги за мусульман».
Лечение гордыни
Однажды халиф Умар зашёл в мечеть. При виде халифа сидящие встали, выказывая ему почтение, а в мечети наступила тишина. Разгневанный оказанными ему знаками почитания Умар немедленно поднялся на минбар и созвал людей. Когда мусульмане собрались, он горячо заговорил: «…Я обратился к своему прошлому и вспомнил, как, будучи пастухом, пас овец племени Махзум за пригоршню фиников. А если хотя бы один день я отказывался пасти их, то мой отец гонялся за мной со своей клюкой, приговаривая: «Как я буду кормить твоих тёток?»
Абдурахман бин Ауф обратился к нему: «О правитель правоверных, ведь ты унижаешь себя». Умар ответил:«Вы заставили меня сделать это! Захотели посадить в моём сердце дерево гордыни, а я захотел вырвать его с корнем».
Умар и родственники
Если Умар издавал какой-либо указ, он, не мешкая, собирал всю свою родню и обращался к ним с речью: «Я издал указ. Знайте, что люди смотрят на вас, как смотрят хищные птицы на падаль. Если вы нарушите мой указ, то и они нарушат, а если будете благоговеть перед ним, то и они будут питать к нему почтение. Клянусь Аллахом, если ко мне приведут одного из вас, преступившего то, что я запрещаю другим людям, то я удвою ему наказание, потому что он мой родственник! Теперь же кто хочет пусть осмелится, а кто хочет – да воздержится».
Нет в вас добра, если вы…
Беседуя с Умаром, один человек воскликнул: «Побойся Аллаха!» Один из присутствующих гневно обратился к нему: «Как ты смеешь говорить повелителю правоверных “побойся Аллаха”?!» Умар возразил ему: «Оставь его, пусть говорит. Нет в вас добра, если вы не говорите нам это, и нет в нас добра, если мы не воспринимаем это от вас».
Излишки
Придя однажды домой, Умар попросил свою жену принести ему еду. Увидев, что жена поднесла ему тарелку со сладостями, он спросил:
– Откуда это тебе?
– Каждый день, – отвечала жена халифа, – из тех продуктов, что были у нас, я откладывала про запас муку, масло и мёд, пока не накопилось достаточно для того, чтобы я приготовила эти сладости.
– А уменьшилось что-либо из наших продуктов, когда ты откладывала из них?
– Нет, – ответила жена.
– Тогда, – сказал Умар, – это излишки. Мы не имеем права кушать это. Иди и верни эти излишки в Байту-ль-Маль (казну халифата)».
Ты справедлив
Когда персидского полководца Хурмузана, попавшего в плен, привели к Умару в Медину, халифа не застали дома. Мусульманин, на чьё попечение был оставлен пленный полководец, отправился вместе с ним на поиски халифа. Вскоре они дошли до того места, где должен был находиться Умар, и случайно наткнулись на человека, который мирно спал под деревом, подложив свой плащ под голову. Это был халиф. Ошеломлённый перс не верил своим глазам: неужели это тот самый великий Умар, потрясший великую Персию и Византию?
Придя в себя, он промолвил: «Вот он – счастливый правитель: ты был справедлив, а поэтому ты чувствуешь безопасность и поэтому ты заснул. Я служил четырём царям Персии, но ни к одному из них я не испытал подобного чувства почтения, которое я ощутил перед хозяином этого плаща».
Преемственность власти
Когда Умару предложили оставить после себя правителем своего сына Абдуллу, он разгневался и сказал:«Горе тебе! Нет нам нужды заниматься вашими делами. Не славное это занятие, и я не желаю никому из членов моей семьи заниматься этим. Если это благо, то мы уже взяли из него, а если это зло, то мы отдалим его от семейства Умара. Достаточно того, что один человек из семейства Умара будет спрошен о делах общины Мухаммада…»
Заключение
Это были лишь некоторые эпизоды из жизни Умара бин аль-Хаттаба, которых достаточно для того, чтобы увидеть, насколько справедливым было его правление. И не был не единственным исламским правителем, отличившимся праведностью и справедливостью. Абу Бакр, Усман, Али, Умар бин Абдальазиз, Харун ар-Рашиди многие другие правители мусульманских земель – всех их объединяло то, что они воспринимали власть как огромную ответственность, возложенную на них Всевышним.
В отличие от тех, кто видит во власти возможность разбогатеть, управлять людьми, вершить их судьбами, эти преисполненные верой и богобоязненностью правители понимали, что им придётся отвечать перед их Создателем за несправедливость в отношении тех, кем было поручено управлять.
В действительности власть не портит. Это человек, испорченный жадностью, портит её, а обладающий верой и богобоязненностью – облагораживает её.