10 февраля, ровно 757 лет назад, в 1258 году, монгольская армия под предводительством хана Хулагу, внука Чингиз-хана, вошла в тогдашнее сердце исламского мира, в столицу Аббасидского халифата – великолепный Багдад. Самый прославленный и крупный город мира того времени.
За этим последовали погромы и насилие. Погибло около миллиона человек. Кровавое взятие Багдада считается одним из крупнейших и страшнейших злодеяний Средневековья. Человечество тогда еще не знало оружия массового поражения – не бывших солдатами мужчин, женщин, стариков и детей убивали мечами и стрелами.
Монголы разрушали мечети, громили официальные и общественные здания и частные дома, жгли книги. Крупнейшая библиотека Средневековья была уничтожена. Миллионы древнейших манускриптов, бесценных книг и сочинений выбрасывались на улицу, как бесполезный хлам, а затем изрывались в клочья.
Варвары сами были неграмотны и к тому же суеверны. Они полагали, что книги и вообще лишнее знание вредит здравому рассудку и боевому духу.
Последний аббасидский халиф Аль-Мутасим был вынужден своими глазами наблюдать, как рушится то, что с таким трудом создавалось поколениями мусульман. Он был казнен через 10 дней после падения Багдада. Убита была и его семья. Так закончилась история блистательного Аббасидского халифата, закрылась эпоха расцвета арабо-мусульманской цивилизации, подарившей миру алгебру, химию, медицину и многое другое.
Многие историки полагают, что это событие навсегда изменило траекторию развития исламского мира. Есть мнение, что он так до сих пор не оправился от удара, нанесенного ему монголами столетия назад.
С того времени начинается подъем Европы. Торжество Запада над исламом официально фиксируется решениями Версальского договора и Соглашения Сайкса-Пико. Картина мира, которая была написана по итогам Первой мировой войны, положила конец истории халифата. Второй раз после монголов.
Мусульманам сегодня необходимо изучать свою историю. Делиться знаниями с единоверцами и делать выводы.
Прежде всего, речь должна идти не о том, что злобные силы нам вечно вредят и нас ждет светлое завтра, как только мы избавимся от иностранного влияния. Проблема гораздо сложнее и решение ее труднее. Мы должны понять, что с нами не так. Почему величайшее государство средневекового мира, занимавшее положение, которое сегодня можно сравнить с США по отношению к остальному миру, пало от рук диких орд невежд и язычников?
Очевидно то, что победа монголов и падение Багдада было лишь следствием какой-то глубокой тяжелой болезни внутри мусульманского мира, а не причиной его упадка.
Сегодня много пишут, что исламский мир пробуждается, что он пытается оправиться от разложения и ударов XVIII – XX вв. Да, классик Тойнби в свое время на удивление многим назвал похороны ислама, объявленные еще великим Гегелем, преждевременными. В «Постижении истории» он был вынужден констатировать не только «бодрствование» исламской цивилизации как таковой, но также и то, что «в свете предыдущей истории весьма опрометчиво подписывать смертный приговор такому живучему учреждению, каким является халифат… Потенциал его оказался столь велик, что он не только пережил века, но и дважды возрождался из небытия».
Но, не поняв, что наша проблема, в первую очередь, где-то внутри нас, а не во вне, надежды на возвращение исламского мира во всем его блеске и великолепии могут оказаться тщетными. Только поняв то, что наша задача – не быть глобальными потребителями и разрушителями, как сейчас, а созидателями, которые вносят важнейший позитивный вклад в развитие всего человечества, мы сможем нащупать путь в будущее.
Ясир Кады, богослов и писатель, декан по вопросам фундаментальных исследований Университета «Аль-Магриб» (Хьюстон, США)
IslamRF.Ru по материалам статьи «День в истории» из OnIslam.Net