Невозможно получить длину и ширину изображения Становление системы земельных налогов в Арабском халифате

Становление системы земельных налогов в Арабском халифате

Виды земельных налогов. Критерии определения вида налога на землю.

Отчетливой тенденцией современного периода развития исламских стран является стремление правоведов приведения в соответствие с принципами шариата всего массива законодательства. Необходимо отметить, что налоговое законодательство, а также законодательные нормы, регулирующие земельные отношения, сегодня ни в одном исламском государстве не основаны полностью на традиционных положениях исламского права.

В Арабском халифате была создана уникальная система налогообложения, обеспечившая на много веков экономическую стабильность исламского государства. Изучение этой системы путем обращения к опыту правоведов первых веков ислама, необходимо не только для изучения великой истории исламской цивилизации, но также для более глубокого понимания принципов функционирования налоговых органов и государственного аппарата Халифата.

Исламско-правовой доктрине известны следующие налоги: закят (религиозный налог, взимаемый с мусульман, целевое назначение которого, а также круг лиц – получателей закята, установлены Кораном), джизья (подушный налог с иноверцев, выплачиваемый в обмен на покровительство мусульман), ушр (десятина с урожая), харадж (поземельный налог), а также хумс (одна пятая часть военной добычи).

Земельные налоги были одним из главных источников дохода государства в Арабском халифате и занимали важнейшее место в системе исламских налогов.

В Халифате существовало два вида налога, связанного землей – ушр (десятина от собранного урожая), который взимался исключительно с мусульман, и харадж, представлявший собой плату за пользование землей, ставка которого была выше. Харадж иногда ошибочно отождествляется с джизьей – налогом для иноверцев. Ушр некоторыми учеными рассматривается как налог на продукты животноводства, земледелия, товары для продажи, взимаемые вне зависимости от конфессиональной принадлежности плательщика. Однако, необходимо учесть, что термин «ушр» (мн.ч «ушур»), употреблялся для обозначения различных сборов и налогов на товары. Поэтому нельзя путать ушр как синоним различных торговых пошлин и налогов, с налогом на продукты земледелия – ушр, признаваемым исламским правом.

Главным, но не единственным критерием определения вида налога (ушр или харадж) был способ, которым земля была включена в состав Арабского халифата. Согласно принятой практике, о которой упоминает Абу Йусуф в трактате «Китаб аль харадж», «…земли, занятые вооруженной рукой, облагаются хараджем» (речь идет о не разделенных между мусульманами землях). Особый статус был у земель Аравии. Эти земли облагались только налогом ушр. Земли народа, которому был послан Пророк Мухаммад (мир ему!), могли быть только исламскими. Одним из критериев установления вида налога – харадж или ушр был статус земли – государственная собственность, или частная, принадлежащая мусульманину.

Во времена Пророка Мухаммада (Мир ему!) и Абу Бакра почти вся завоеванная земля наряду с прочей военной добычей делилась между воинами-мусульманами. Исключение составлял хумс – одна пятая доля военной добычи, куда входила и земля. Право распоряжаться такой землей принадлежало Пророку, а в дальнейшем, халифу. Земли, становившиеся собственностью мусульман, облагались налогом ушр.

Изменения в сложившейся системе произошли при халифе Умаре. Реформы, произведенные халифом, затронули сложившуюся практику распределения земель и порядка взимания налогов. Халиф Умар приложил максимум усилий для пополнения государственного земельного фонда - он конфисковывал в пользу казны земли свергнутых династий, убитых в ходе войны врагов мусульман, земли, принадлежавшие, как пишет Абу Йусуф, «…человеку, убитому на войне или бежавшему на вражескую территорию, и всякие высыхающие болотистые земли и песчаные земли, залитые водой».

Существует мнение, что халиф Умар отказался от раздачи завоеванных земель. Этой точки зрения придерживается Аль-Маварди. Но после завоевания Ирака и Сирии халиф отказался разделить лишь земли, принадлежащие населению. Абу Йусуф приводит сведения, что часть земель казны «Умар отдавал … во владение тем, кому хотел». Халиф отказался от прямого распределения завоеванных земель, поскольку разделенные таким образом земли переводились в категорию ушр и налоговые отчисления в казну уменьшались. При халифе Умаре все завоеванные земли, которые не были оставлены населению, становились собственностью государства (савафи). Пожалование земельных наделов – икта - на завоеванных землях производилось из земель савафи. При распределении таких земель халиф мог по своему усмотрению определять статус земли и, соответственно, облагать их налогом ушр либо харадж. Признание за правителем такого права мы встречаем у Абу-Йусуфа – представителя ханифитского мазхаба.

Вид налога зависел в этом случае от многих факторов, в том числе, от качества земли – были земли возделанные и невозделанные, плодородные и бросовые. Именно бросовые и целинные (земли, которые называли «мервыми») Умар в первую очередь раздавал «тем, кому хотел» при условии уплаты налога. Налог харадж, который взимался с неразделенных земель, рассматривался халифом Умарам в качестве «фай» - собственности, которая принадлежала всем мусульманам, и должна была обеспечивать будущее последующих поколений. С этих налоговых поступлений Умар организует выплаты ежегодной ренты воинам, а также вдовам и сподвижникам Пророка. Относительно того, что такое фай – харадж с земли или сама земля у правоведов не было единой точки зрения. Халиф Усман, сменивший Умара, считал, что фай – это сами земли, а не доход с них, и широко практиковал их раздачу. Аль-Маварди утверждает, что пожалование земли при Усмане было на правах икта-иджара (аренда). Абу Йусуф приводит сведения, что Усман раздавал земли во владение, а также констатирует многочисленные факты владения землей с условием уплаты хараджа сподвижниками Пророка. Все эти данные являются скорее подтверждением того, что благодаря халифу Умару последующие правители получили потенциальную возможность по своему усмотрению распоряжаться земельным фондом и определять налоговый статус земель.

Одной из целей реформ, проводимых халифом Умаром, было поддержание боеспособности армии – не дать воинам превратится в земледельцев. Эту цель преследовал запрет воинам заниматься земледелием, при этом, без ограничения права приобретения земли.

Условиями владения пожалованной землей при Умаре были не только уплата налога, но также ее обработка, поскольку налог ушр мог взиматься только с засеянных земель. Харадж, по мнению большинства правоведов, должен выплачиваться в любом случае. Допускалось лишь уменьшение ставки хараджа, если земля не была обработана по уважительным причинам.

Широкое распространение пожалование икта на условиях несения военной службы получило при Аббасидах. Пожалование могло производиться с передачей в собственность (икта ат-тамлик) либо на правах аренды (икта иджара). Возможно было также пожалование дохода с земли (икта аль-истиглал).

Харадж. Его виды и порядок исчисления.

Исламские правоведы различают несколько видов хараджа: харадж - муката взимавшийся с больших территорий в виде фиксированной денежной суммы, харадж-масаха, который устанавливался на единицу площади и харадж-мукасама, представляющий собой долю с урожая.

Основным земельным налогом при халифе Умаре был харадж-масаха (налог на единицу площади). Халиф Умар облагал налогом только не только обработанную, засеянную землю, но также годную для обработки невозделанную землю. Со времен халифа Аль-Махди (775-785 г.г) широкое распространение получил харадж-мукасама (доля от урожая).

Халиф Умар, произведя обмер земель Халифата, установил для каждой из областей различные ставки налога харадж на единицу площади в зависимости от качеств земли, способа ее орошения, соотношения количества возделанной и невозделанной земли и других факторов. Практика установления дифференцированной ставки налога, введенная халифом Умаром, сохранилась на протяжении всей истории Халифата. Ставка хараджа зависела, в том числе, от вида выращиваемых культур. Халиф Абд Аль-Малик (685-705 г.г), при определении ставки хараджа учитывает удаленность земель от крупных городов, в которых были рынки и трудности, возникающие со сбытом продукции, снижая ставку в зависимости от расстояния. Наместникам предписывалось заботиться об улучшении качеств земли, чтобы она могла обрабатываться и, таким образом, появлялась возможность увеличения ставки хараджа.

Главной целью реформ халифа Умара было получение максимального дохода для государства, а также обеспечение стабильности этого дохода на многие годы вперед. «Следите, чтобы не обременять землю тем, что она не выдержит. Ведь если не оставлю я вдовам жителей Ирака ничего, то они будут взывать к тому, кто будет после меня, о своей нужде», - приводит его слова Абу Йусуф. Политика Умара была направлена на то, чтобы ставки налогов не были слишком обременительны для населения. По его примеру последующие халифы стремились, «…чтобы люди не облагались сверх того, что им посильно». Одним из главных требований было соблюдение справедливости. Абу Йусуф в упоминаемом трактате, предназначенном Харуну Ар-Рашиду, пишет, что при сборе налога «ни один из … объектов обложения не должен облагаться на основании предварительного приблизительного определения урожайности, … налог натурой в соответствии с урожайностью должен взиматься с учетом существующих на эти продукты цен, или же им должна быть произведена справедливая оценка…». Правоведы, предусматривая изменение ставки в сторону увеличения либо уменьшения в случае изменения качеств земли, рекомендовали уменьшать ставку налога в случае неурожая.

Правитель по своему усмотрению мог изменить вид хараджа. Единого мнения правоведов по этому вопросу не существовало. По мнению ученых ханифитского мазхаба, такая возможность была определена самим халифом Умаром, поскольку для него главным критерием в вопросе определения вида и ставки хараджа, была посильность налогового бремени для населения.

Размер налога, отмечает Хасан Аль-Банна в работе «Исламская экономичесая система», зависел от того, для какой социальной группы предназначались те или иные продукты – виноград принадлежал к числу продуктов, предназначенных для богатых, и облагался более высоким налогом, чем, например, финики, являющееся продуктом, предназначенным, в основном, для бедных. «Умар был первым среди правителей и эмиров, кто указал на социальный смысл такого порядка».

Необходимо отметить, что относительно налогового статуса завоеванных земель правоведы не имели единого мнения. Так, Аш-Шафии утверждал, что эти земли являются военной добычей, подлежат разделу и обложению на этом основании налогом ушр. Малик ибн-Анас считает их вакфом - неотчуждаемой собственностью государства, поскольку с них взимается налог харадж. Ученые ханифитской школы считали, что халиф может самостоятельно определять – разделить земли, оставить их в собственности прежних владельцев или сделать их вакфом.

Присоединенными к территории Арабского халифата, могли быть земли, население которых ради их сохранения приняло ислам, а также земли иноверцев, заключивших договор с мусульманами. Земли, население которых приняло ислам, оставались в собственности их владельцев, с них, как с земель мусульман, взимался налог ушр. Что касается земель, население которых заключило договор с мусульманами, то эти земли облагались налогом харадж. Аль-Маварди выделяет несколько категорий таких земель. Земли, брошенные населением и земли, на которых собственники остались, отказавшись от права собственности в пользу мусульман, являются, по его мнению, вакфом (в пользу всех мусульман) и облагаются хараджем. Отчуждение таких земель запрещено, как запрещено и отбирать эти земли. Население этих земель в случае принятия ислама освобождается лишь от уплаты джизьи – подушного налога и продолжает платить харадж. Если владельцы земли заключили договор и сохранили собственность на землю при условии уплаты хараджа, то в этом случае это харадж-джизья, который снимается в случае принятия ислама или продажи земли мусульманину.

Правила исчисления налога ушр.

Земли мусульман облагались налогом ушр, который являлся разновидностью закята. Несмотря на то, что вполне правомерно ставить знак равенства между ушром и закятом, ушр имеет ряд особенностей, что позволяет выделить его в отдельную категорию. В налоге ушр традиционные положения шариата, касающиеся закята, претерпели определенную трансформацию. Так, многие правоведы приводят хадис Пророка Мухаммада (Мир ему!), в котором говорится, что закят взимается лишь с четырех видов сельскохозяйственных культур – пшеницы, ячменя, изюма и фиников. Ас-Саади в комментариях к хадисам относительно минимального количества имущества (нисаб), с которого необходимо выплачивать закят, говорит, что речь идёт о зерне и финиках. На практике же ушр взимался практически со всех видов сельскохозяйственной продукции. Исключение могли составлять лишь скоропортящиеся продукты. Выплачивающий закят должен обладать нисабом – минимальным количеством денег либо имущества, подлежащими налогообложению. Выплата ушра производилась в любом случае, без учета количества и стоимости продукции. Вместе с тем, ранние правоведы ханифитской школы рекомендовали не взимать ушр, если урожай составил меньше определенной нормы, либо цена выращиваемой культуры не достигла определенной рыночной стоимости. установленной для каждого вида продукции.

О том, что ушр рассматривается как особый вид закята, свидетельствуют положения ханифитской правовой школы. Для выплаты закята, в соответствии с исламско-правовой доктриной, обязательно наличие намерения, при этом в выплате закята намерение опекуна либо правителя заменяют намерение плательщика налога (это положение касается лишь установлений законодательства, а не поклонения, связанного с выплатой закята). По мнению ханифитских правоведов, выраженном в «Хидое», выплата закята с урожая имеет отношение лишь к тому, что произрастает на земле, а не с личностью владельца. Необходимыми условиями выплаты закята с урожая не являются ни наличие разума, ни совершеннолетие, ни свобода, а также не учитывается бедность или богатство владельца. Ушр взимается также с вакуфных земель, и, помимо прочего, напрямую связан с категорией земли, а также со способом ее орошения.

Базовая ставка налога ушр составляла 1/10 долю от урожая. Однако на практике размер этого налога мог быть больше или меньше базовой ставки. Главным фактором, влияющим на размер ставки ушра, был способ орошения земли – на землях с орошением природными источниками или в климатических зонах, где земля получала достаточно влаги за счет дождя, взималась базовая ставка. На землях с искусственным орошением ставка налога ушр была ниже – ½, ¼ от базовой ставки. Это правило было установлено самим Пророком Мухаммадом ( Мир ему!), и подтверждено хадисом: «(С тех земель), ко­торые орошаются дождями, водой подзем­ных источников или иным естественным пу­тём, (следует взимать) десятину, а с (земель, требующих) искусственного орошения, – по­ловину того». Имело значение происхождение источника естественного орошения – если отвод воды был сделан с хараджных земель, то с этой земли мог взиматься налог харадж, либо повышенная ставка налога ушр. Право определять ставку любого налога оставалось всегда за правителем – в зависимости от обстоятельств (условия, на которых была пожалована земля, потребность государства и.т.д) – ставка налога ушр могла увеличиваться. Правоведы шафиитской, маликитской и ханбалитской школ придерживались мнения, что наряду с хараджем может взиматься и налог ушр. Объяснялось это тем, что харадж является налогом на землю, а ушр – закятом, налогом на урожай, собранного с земли мусульман. Ханифиты считали одновременное взимание этих налогов незаконным.

Подведем итоги сказанного: В Арабском халифате существовал ряд норм, регулирующих земельные и налоговые отношения. Вид налога зависел от статуса земли и конфессиональной принадлежности собственника. Налоговая система Исламского Халифата в том виде, в котором она просуществовала многие века, была создана при халифе Умаре. Основными принципами налоговой политики были гибкость, справедливость, всесторонний учет различных факторов для установления вида и ставки налога; учет платежеспособности населения; построение долгосрочных отношений между государством и плательщиком налога; использование налоговой политики как средства поощрения принятия ислама;

Соблюдение этих принципов позволило исламскому государству получить поддержку населения, обеспечить социальную стабильность, увеличить количество возделываемых земель и, соответственно, увеличить поступление средств в казну. Главная заслуга халифа Умара заключалась в том, что им был создан механизм, позволяющий халифу играть ведущую роль в процессе распределения земли и установлении вида и ставки налога, что способствовало укреплению и централизации власти.

Таким образом, реформы произведенные халифом Умаром, способствовали становлению исламской государственности, превращению исламского государства в могущественную централизованную империю.



комментариев