Мы привыкли с восторгом читать о великих сподвижниках Пророка (мир ему), которые тяжким путем противоречий приходили в Ислам. Многие из них, как например, Икрима ибн Абу Джахиль, много лет воевали против Ислама, прежде чем прийти к истине.
Однако в истории мусульманских народов России были похожие страницы и похожие персонажи. Одной из таких страниц является участие правителя древнего кавказского государства – Кавказской Албании в битвах с мусульманами и его приход к Исламу.
Кавказская Албания – это древнее кавказское государство, которое располагалось на территории современного Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Она не имеет никакого отношения к современной Албании на Балканах.
Что же касается битвы при Кадисии, то она случилась в 636 году. В этой битве между мусульманскими войсками и войсками Персидской империи Сасанидов при местечке Кадисия, на стороне персидских войск сражались и отряды правителя Кавказской Албании.
Отряды Кавказской Албании возглавлял легендарный правитель по имени Джаваншир. Два года спустя, в 638-м году он с 3-тысячным кавказским войском вместе с Сасанидами шесть месяцев оборонял от мусульман столицу Персии город Ктесифон.
Но судьба Персии была уже предрешена. Она была сокрушена новой могучей державой – Исламским Халифатом. И этот исторический поворот стал, как для кавказского правителя Джаваншира, так и для всей Кавказской Албании поворотным моментом…
Джаваншир |
Джаваншир в истории династии
Имя Джаваншир, или Джеваншир, по одной из версий происходит от персидского «молодой лев». Это был правитель Кавказской Албании из династии Михранидов. Эта династия правила в Албании с конца 6 по начало 8 века.
Михраниды имели иранское (парфянское) происхождение. Однако в Албании они быстро слились с местными народами и стали их частью. От древнего населения Кавказской Албании произошли современные дагестанские народы.
В первой трети 7 века князья Албании Вараз-Григор и Джаваншир, отец и сын, сумели фактически воссоздать единое государство Кавказская Албании после того, как этими землями более ста лет управляли персидские наместники.
Это была правящая династия, которая приняла христианство, чтобы не подчиняться Персии. Сам Джаваншир правил Кавказской Албанией в 638—670 годах. До этого он в течение семи лет возглавлял кавказское войско в войне сасанидской Персии против мусульман.
Битва при Кадисии
Итак, все круто изменилось, когда с юга на Персию двинулись войска новой неизвестной миру общины – мусульман, несущих миру свет единобожия. Персидские правители вынуждены были собрать под свои знамена всех своих союзников и соседей.
Джаваншир по зову персов привел к ним свою кавказскую армию и 7 лет с 631 по 638 годы сражался с ними против мусульман. В награду за участие в сражениях с мусульманами, персидский царь Йездигерд III опоясал Джаваншира золотым поясом унизанным жемчугом, навесил меч, дал ему браслеты на руки и прекрасный венец на голову.
Далее, Джаваншир вместе с армянским князем Мушегом Мамиконяном и владетелем армянской области Сюник Григорием в 636 году участвовал в сражении против мусульман у Кадисии на стороне персидских войск.
Сасанидские воины |
Эта легендарная битва в истории ислама произошла предположительно, в начале декабря 636 года. Это было решающее сражение между мусульманами и армией государства Сасанидов. Победа мусульман над персами сокрушила Персидскую державу и превратила ее в провинцию Халифата.
Персам изначально было очевидно, что мусульманскую угрозу нельзя недооценивать. Иранский полководец Рустам, бывший фактическим хозяином положения в Ктесифоне при несовершеннолетнем правителе государства Йездигерде III, велел собрать ополчение из всех областей Ирана.
Численность персидских войск равнялась приблизительно 40 тыс. воинов; мощь персидской армии усиливали 30 или 33 боевых слона с лучниками на спинах. У персов была великолепная, хорошо вооруженная конница. Командовал Сасанидскими войсками испехбед Хорасана Рустам.
Силы мусульман едва достигали 30 тыс. воинов. Главнокомандующим мусульманским войском халиф Умар назначил легендарного полководца Саада ибн Абу Ваккаса. В течение двух (по другим источникам — четырёх) месяцев армии мусульман и персов стояли лицом друг к другу и не решались начинать сражение.
Рустам, по всей видимости, надеялся откупиться от мусульман, и лишь когда он осознал невозможность этого, он начал сражение. Битва при Кадисии продолжалась четыре дня. Сражение было очень упорным.
В последний день ветер погнал тучи песка в лицо иранцам, что было расценено мусульманами как прямая помощь Аллаха, и победа осталась за ними. Полководец Рустам пал в бою.
Крупнейшая в регионе персидская армия была разбита наголову и, по существу, перестала существовать. Участь государства Сасанидов, в последующие годы уничтоженного мусульманами, была предрешена.
Участь Албании
После поражения персов при Кадисии в 636 году, Кавказская Албания осталась практически без союзников. После падения государства Сасанидов, Джаваншир нанес ряд поражений стоявшим в Албании персидским войскам и освободил захваченную персами столицу своего государства – город Партав (совр. Барда).
Но христианским государствам Закавказья – Грузии, Армении и Кавказской Албании было уже не выстоять против надвигающихся с юга мусульман. Уже в 642 году мусульманские войска прошли всю Кавказскую Албанию и зашли в Дербент.
Правитель Кавказской Албании Джаваншир все еще пытался сопротивляться неизбежному. В 660 году Джаваншир заключил союз с Византией против Халифата. Но страну продолжали терзать жестокие набеги хазар язычников с севера.
В итоге в 667 году, ввиду непрекращающихся разорительных для страны хазарских набегов, Джаваншир вынужден был выехать в Дамаск к халифу Муавие, чтобы заключить военный союз против хазар.
Муавия в знак почтения подарил Джаванширу хорошо обученного слона, привезенного из Индии, булатный меч в золотых ножнах и еще много дорогих подарков. Халиф признал Джаваншира правителем всей Кавказской Албании в составе Исламского Халифата.
Это событие стало поворотным пунктом в истории Албании и превратило ее в оборонный рубеж Халифата на севере огромной державы. И это событие положило начало стремительной исламизации населения древнего кавказского государства и превращению древнего Дербента в жемчужину исламской науки и просвещения.