Ислам спас иудеев. В современном мире это - непопулярное и неудобное утверждение, но оно составляет историческую правду. Аргумент здесь двойной. Во-первых, в 570 году, когда родился Пророк Мухаммад, евреи и иудаизм уже впадали в забвение. Во-вторых, приход Ислама спас их и обеспечил им новые условия, в которых они не только выжили, но и процветали, заложив фундамент для последующего культурного процветания еврейской общины.
К четвертому веку христианство стало доминирующей религией в Римской империи. Один из аспектов этого успеха стало противоборство с другими религиями, в т.ч. иудаизмом – последователи этих религий в массовом порядке обращались в христианство, в т.ч. и насильственно.
Крупномасштабное и непрерывное численное сокращение из-за ухода в другую религию за период с 4 по 7 века привело иудеев по всей Римской империи к постепенной потере статуса, прав, социальных и экономических аспектов жизни, а также религиозной и культурной жизни.
Все эти процессы сопровождались многовековой политической и военной борьбой с Персией. Иудеи, будучи мизерным по величине элементом христианского мира, могли бы и не попасть под влияние этого явления. Но все же оно повлияло – Персидская империя в то время включала в себя Вавилон, ныне Ирак, где раньше проживала самая высокая концентрация иудеев. Борьба между Персией и Византией привела к разобщению иудейских общин, живущих под византийским, христианским и персидским режимами.
Кроме того, иудеи, проживавшие на христианских территориях, со временем растеряли знание своих исторических языков – иврита и арамейского – и стали применять латинский, греческий и другие чуждые для них языки. Соответственно, они лишились доступа к собственной иудейской библиотеке, в т.ч. Торе и Мишне. Потеря объединяющей силы в лице языка и религиозной литературы была главным шагом к ассимиляции и исчезновению. При таких обстоятельствах обрыв связей с единственным центром процветания иудейской жизни, Вавилоном, из-за конфликта с Персией, означал превращение еврейской общины в жалкую тень прежней себя.
Если бы не пришел Ислам, конфликт с Персией продолжился бы. Разобщение западного иудаизма (существовавшего в христианской среде) и вавилонского (месопотамского) усилилось. Иудаизм на западе мог бы и вовсе исчезнуть, а иудаизм на Востоке превратился бы в еще один экзотичный культ.
Но все это было предотвращено подъемом Ислама. Исламские завоевания 7-го века изменили мир, и изменили кардинально, оказав масштабное и устойчивое влияние на жизнь евреев.
За век после смерти Пророка Мухаммада мусульманские армии завоевали почти все территории, где проживали евреи – от Испании на восток до Северной Африки, Ближний Восток до границ Ирана и дальше. Почти все иудеи мира оказались под правлением Ислама, и эта новая ситуация изменила уровень их существования. Судьба иудеев изменилась в правовом, демографическом, социальном, религиозном, политическом, географическом, экономическом, лингвистическом и культурном плане – и все эти изменения были к лучшему.
Политическим изменениям сопутствовали изменения в правовом статусе еврейского народа, и конечным результатом мусульманских завоеваний стало превращение иудеев в класс «второсортных граждан». При этом «второсортных» вовсе не в негативном смысле слова, напротив – иметь статус «второсортных гражданин» было гораздо лучше, чем вовсе не иметь никакого гражданского статуса. Для большинства евреев это «второсортное» гражданство было огромным продвижением. Достаточно вспомнить, что в вестготской Испании незадолго до завоевания мусульманами в 711 г. у иудеев отбирали детей, насильно обращали в христианство, а сами они становились рабами.
В развивающихся исламских обществах классического и средневекового периодов быть иудеем – означало принадлежать к конкретной категории, регулируемой законом, пользующейся определенными правами и защитой и имеющей оговоренные обязанности. Эти права и гарантии защиты не были столь же обширны и щедры, как у мусульман, а обязательства были, конечно же, многочисленнее, но в первые несколько веков мусульмане и сами были меньшинством, и поэтому на практике различия были незначительными.
Иудеев не загоняли в гетто, ни в буквальном смысле слова, ни в плане экономической активности. Исламские общества, на самом деле, были открытыми. В религиозном плане иудеи пользовались, по сути, всеми свободами. Возможно, они не имели возможности строить новые синагоги и не могли чрезмерно афишировать свои религиозные обряды, но существенных ограничений на религиозную практику у них не было. Наряду с внутренней правовой автономией они также имели формальное представительство своих лидеров перед властями государства.
Политическое единство, привнесенное империей исламского мира, оказалось непродолжительным, но она создало обширную цивилизацию исламского мира. На этой огромной территории иудеи жили и пользовались примерно равными правами. Они могли перемещаться, общаться между собой и развивать свою религиозно-культурную идентичность.
На этой фазе стало разворачиваться еще одно важное явление. Огромное количество людей в новом мире Ислама приняло для себя язык мусульман-арабов. Арабский постепенно стал основным языком на обширной территории и вытеснил почти все остальные языки – греческий, древнесирийский, арамейский, коптский и латинский. Персидский тоже надолго сдал позиции и лишь позже вновь вернулся в употребление, опять же под влиянием арабского.
Иудеи перешли на арабский язык очень быстро. К началу 10 века, спустя лишь 300 лет после завоеваний, Садья Гаон перевел Библию на арабский. К 900-му году евреи практически забросили все другие языки и полностью адаптировались к арабскому.
Переход на этот язык помог евреям быть в курсе культурных изменений в мире. Иудеи исламского мира создали для себя совершенно новую культуру, которая сильно контрастировала с прежней, характерной для их жизни в христианском мире.
Со временем иврит стал возрождаться в качестве литературного языка, точно так же как у мусульман для таких целей существовал литературный, утонченный арабский.
Как иудеи добились продвижения, как они сплотились? Им удалось это сделать в целом ряде центров, в т.ч. в исламской Испании, где у евреев началась настоящая золота эпоха. Конечно, времена успешного симбиоза между евреями и арабами-мусульманами не длились вечно – в средние века, примерно в 1300 г., они подошли к концу.
Процветание иудеев в средние века было во многом заслугой мусульман и арабского культурно-политического процветания – когда преуспевала мусульманская арабская культура, благоденствовали и иудеи.
Исламский мир был не только источником воодушевления для иудейского культурного возрождения, произошедшего позже в христианской Европе - он внес в это возрождение ключевой вклад, и этот вклад нельзя недооценивать.
Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru