Сила образов в мусульманском просвещении. История и современность
Мы уже писали ранее, что при организации призыва в современном обществе мусульманам упор стоит сделать на мягкие, воспринимаемые современным обществом без раздражения и противодействия методы информационно-просветительской работы.
А также писали о том, что на пути формирования единой позиции по методам ведения исламского призыва первым шагом должна стать разработка русской версии языка Ислама и призыва.
Поддержка языка призыва образами, цифрами и фактами
Наравне с языком в информационном наступлении на Ислам можно выделить особый мир графических и живописных форм, воспринимаемых с помощью зрения. Породив «информационное общество внушения», XX век показал немыслимые ранее возможности языка, терминов и зрительных образов как средства воздействия на сознание человека.
Совмещение же изображения с текстом, изложенным языком науки дает многократный кооперативный эффект. В сочетании с яркими зрительными образами псевдонаучные тексты приобретают сокрушительную силу воздействия на массовое сознание.
Ярким примером одного из самых крупных мошенничеств в истории человечества с использованием «научного» языка, подкрепленного зрительными образами, «научными» фактами и заявлениями экспертов является фальсификация этапов эволюционного пути развития человека.
В данном случае путем совмещения сомнительных «открытий», для большей убедительности описанных языком науки в сопровождении изготовленных по заказу зрительных образов, в заблуждение была введена большая часть человечества.
Так, в журнале «Illustrated London News» от 24 июня 1922 года, был опубликован достаточно реалистичный рисунок, выполненный по материалам «научной» реконструкции внешнего облика целой первобытной семьи, осуществленной на основе всего лишь одного зуба.
Этому новому виду «человека из Небраски» было присвоено даже «научное» название на латинском языке «Hesperopithecus haroldcooki». Когда же фальсификация обнаружилась, было уже поздно.
Информационно-идеологическая бомба уже сработала и оставила глубокий след в массовом сознании. Основной же удар эти сфальсифицированные теории и схемы эволюции нанесли по позициям религий Писания и Ислама, в частности.
Столь мощное воздействие на сознание человека «наукообразного» текста, подкрепленного соответствующим изображением, связано с тем, что процессе воздействия на сознание человека представляемой информации соединяются два разных типа восприятия, которые входят в резонанс и взаимно «раскачивают» друг друга – иррациональная готовность сразу воспринимать на веру любое сообщение, обернутое в терминологические и статистические «одеяния научности», а также эмоциональное восприятие. Они одновременно захватывают мысль и художественное чувство («научность убеждает, эстетика обольщает»).
Еще одним мощным инструментом убеждения человека являются различного рода «научно-обоснованные» графики, схемы, диаграммы, таблицы и карты. Сила их воздействия на человеческое сознание заключается в том, что они представляют сжатую и предельно концентрированную информацию в удобном для восприятия виде.
К сожалению, сегодня все эти мощные каналы убеждения и воздействия на массовое сознание используются против Ислама, нередко с целенаправленными искажениями, фальсификациями и подтасовками.
Хотя мусульмане могли бы использовать эти инструменты (конечно же в рамках дозволенного Исламом) еще с большей эффективностью. Поскольку мусульмане, в отличие от западных пропагандистов, подкрепляли бы образами и цифрами не искаженную, вымышленную или подтасованную информацию, а положения Истины, объективную научную, историческую и оперативную информацию.
Современные российские исламские СМИ весьма скудно представляют информацию подкрепленную соответствующими зрительными образами, научными фактами, диаграммами, графиками, картами и таблицами. В арабском мире ситуация в этой сфере несколько лучше.
Для человека, изучающего историю Исламской цивилизации, желающего вести исламский призыв в немусульманских обществах, доступны различные виды исторических и современных карт, красочных атласов, исторических схем и хронологических диаграмм пророческих миссий, временных рамок правления тех или иных династий, основных сражений, открытий и событий.
Несомненно, для повышения убедительности исламского призыва в современных условиях мусульмане обязаны овладеть искусством подкрепления своего призыва соответствующими зрительными, цифровыми, картографическими, схематическими образами, как на уровне призыва индивидуального, так и на уровне призыва через средства массовой информации.
Исключительно важно использование этого инструментария убеждения на конференциях, в лекциях и статьях. Для этого огромную подготовительную работу должны проделать мусульмане-специалисты: историки, политологи, социологи, фотографы, художники, специалисты по рекламе и т.д.
Язык призыва в поддержке звуковыми и видео-образами
Еще более мощным становится воздействие языка, если он подкреплен не только цифрами и графиками, но и звуковыми и видео-образами. Текст, звук голосов, свет, видеокартинка, воздействуют на сознание человека через разные каналы восприятия.
Сообщение, «упакованное» в разные типы знаков, способно длительное время поддерживать интерес и внимание человека. Поэтому эффективность его воздействия на сознание несравненно выше, чем у «одноцветного» сообщения.
Видеоряд, как способ убеждения, способен оказывать чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие на сознание человека. Он активно генерирует в воображении зрителя ту картину мира, которую задает автор видеоряда.
В соответствии с авторским замыслом видеоряд может произвольно создавать у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты того или иного положения или персонажа, независимо от его действительной роли в истории.
При этом, если видеоряд используется для откровенной пропаганды, то влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля. Никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают.
Кроме того, с помощью видеоряда некоторые страны позволяют себе пересматривать и переписывать историю в выгодном для себя ключе. К примеру, США, бесславно проиграв войну во Вьетнаме, запустили в прокат такое количество кинолент с собственным видением вьетнамских событий, что специалисты с полным правом утверждают, что на киноэкранах эту войну США выиграли.
То же самое касается американской версии развития хода Второй мировой войны, когда фильмами на данную тему молодому поколению внушается мысль об определяющей роли в победе над фашизмом именно американских солдат, а не советских.
Английский кинорежиссер К. Лох высказался по этому поводу предельно откровенно: «Важно, чтобы история писалась нами, потому что тот, кто пишет историю, контролирует настоящее».
Таким образом, нечистоплотные журналисты и режиссеры, зачастую ангажированные определенными политическими силами, используя текст, подкрепленный соотвествующей картинкой, оказывают разрушительное воздействие на массовое сознание в глобальном масштабе.
По мнению З. Бжезинского, массовая кино- и видео-культура (наряду с военным и экономическим могуществом), обеспечивает Соединенным Штатам и странам западного блока политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира.
К примеру, трудно переоценить то значение, которое экспансия западного кинематографа сыграла в развале советской системы. Можно смело утверждать, что одной из основных причин поражения Советского Союза в холодной войне стал проигрыш именно на уровне масс-культуры.
Целенаправленно в советское общество были внедрены западная картина мира и западные стандарты жизни. Советская пропагандистская машина ничего не смогла противопоставить этому натиску.
Она не смогла создать привлекательный мир, который был бы зрелищным, захватывающим, интересным для массовой аудитории и одновременно «правильно» интерпретировал мировую историю, пропагандировал советские ценности и образ жизни.
Именно такая ситуация сложилась сегодня и в Исламе. Вся мощь западной кино-, видео- и музыкальной индустрии используется для навязывания миру ценностей,в корне противоречащих Исламской религии, подрывающих ее устои, для дискредитации и опорачивания исламской истории, социальных положений, догматов веры.
Например, стоит привести вымышленный и абсолютно не соответствующий действительности факт, который упоминается в научной книге «Ислам и политика» о том, что на Совете улемов в Пакистане в конце 20 века было окончательно признано существование у женщины души, и тут же сопроводить его яркими и запоминающимися образами женщин в никабах и парандже, как у зрителя этот образ и этот факт западает в сознание почти на всю жизнь.
Переубедить его в обратном уже практически невозможно. Тем более невозможно при помощи простого увещевания. Тут уже нужны более сильные инструменты воздействия – такие же убедительно оформленные и подкрепленные соответствующими картинками повествования и свидетельства самих мусульманок, нашедших в Исламе свободу и счастье.
А возможно для изменения негативного мнения об Исламе, навязанного СМИ, потребуется большее, нежели просто убедительный видеоряд – непосредственное восприятие человеком мусульманской реальности, ее красоты и привлекательности.
Ведь сознание современного человека разбаловано этими образами и воспринимать сухой язык устного призыва оно уже не может. Таким образом, Ислам в условиях современной России должен подготовить адекватный ответ на всех каналах распространения информации: радио, ТВ, видео, театр, реклама, эстрада и т.д.
Создание образов
Важность рассмотренных выше форматов совмещения текста с изображением, звуком или видеорядом для усиления воздействия на сознание человека связана с тем, что образы, на основе которых создаются эти продукты, играют исключительную роль в формировании человеческого сознания.
Материальные символы культурно-цивилизационного процветания (архитектура, культурные стандарты в одежде, в предметах широкого потребления, в организации досуга), типажи человеческой внешности, герои и образцы для подражания, общественные, политические, экономические, религиозные стандарты, закрепленные в обычаях, законах, правилах, обрядах, создают окружающую среду, в которой живет средний человек. Это его мир, сотканный из тысяч и тысяч образов, символов, стандартов и правил.
Эти образы и символы оказывают мощное воздействие на обыденное сознание. Они создают привычную духовно-материальную среду, в которой формируется личность человека, они укрепляют или, наоборот, ослабляют определенные нормы и тенденции в развитии человеческого общества, они являются «питательной средой» для человеческого сознания, откуда он черпает духовные, интеллектуальные, творческие силы и к чему прибегает в случае духовного опустошения.
Естественно, что западная цивилизация не оставила без внимания такой мощный инструмент формирования человеческого сознания, как мир образов и символов. На Западе были порождены целые научные школы и направления для изучения этого феномена, созданы целые культурно-идеологические империи и индустрии для создания новых образов и символов, несущих в себе огромный ценностно-идеологический заряд с заранее определенным заказчиком направлением.
Таким образом, культурно-цивилизационная продукция (те же товары широкого потребления, одежда, техника, игрушки, предметы досуга, человеческие образцы поведения и подражания, образы героев и успешных лидеров) уже заранее проектируется с учетом этой функции – способности формировать окружающую человека среду определенной направленности.
И в силу огромных масштабов современного товарного и медийного производства, разнообразия каналов товарного и информационно-идеологического обмена она становится решающей силой в формировании обыденного сознания.
Захват инициативы в производстве образов через создание американских героев (удачливого бизнесмена, ловкого адвоката, раскрепощенной женщины, бравого вояки) стал в США главным механизмом внедрения в сознание культурных ценностей (создания и сохранения «культурного ядра»). Образы Джеймса Бонда и Дона Карлеоне, Леди Ди и Мерлин Монро, всего того, что окружало их в реальной и экранной жизни – автомобилей, роскошных особняков, церковного убранства, одежды, причесок, а также их стандарты поведения и потребления позволяли их создателям задавать и контролировать образ мышления, мировоззрение и поведение миллионов американцев и европейцев.
В Исламе же человека, в первую очередь, питают религиозные образы Божественного, неотвратимости награды и наказания, долга человека перед Создателем, Рая, Ада и т.д.
Однако выстраивать только на сугубо религиозных образах целую цивилизацию нереально и опасно. Это также нереально, как круглыми сутками на протяжении долгих лет беспрерывно слушать или читать Коран, совершать намазы или держать пост. Человеческое сознание не может существовать без подпитки образами из бытовой сферы, из других культур и цивилизаций, истории, мира материальных продуктов и т.д.
Историческая практика Ислама
На заре Ислама общество первых мусульман, живших в достаточно скудных на образы условиях аравийской пустыни, удовлетворялось символами и образами, нарисованными Кораном и хадисами Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Образы Пророков и Посланников (мир им) и образы лидеров неверия Каруна, Хамана, фараона, описание неземной красоты Пророка Йусуфа (мир ему) и картин древнего египетского общества, описание напряженного противостояния между Пророком Мусой (мир ему) и коварным фараоном, оказывали на сознание арабов неизгладимое впечталение, будили их воображение, укрепляли веру, давали прекрасные образцы для подражания и четкие ориентиры для отвержения неверия.
С прошествием времени образы самих сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение), героев Ислама первых и последующих веков существенно обогатили исламскую сокровищницу образов и типажей.
Включение в состав Исламского государства новых земель и культур, невероятно расширили границы сознания мусульман, открыв перед мусульманами невероятное богатство древних культур, народов, обычаев, образцов поведения, эпосов, наследия ученых, опыта и навыков зодчества, земледелия, мореходства, товарного производства и т.д.
Причем внутренней силы и энергетики Ислама и исламского общества с лихвой хватало на то, чтобы приспособить наследие других культур для дозволенного и поощряемого Исламом применения.
Таким образом, Исламская цивилизация, установив свои духовно-идеологические принципы, параллельно впитывая в себя самые лучшие образцы соседних культур, никогда не знала недостатка в насыщенных и содержательных образах и символах для обогащения собственной культуры и цивилизации во всех сферах, будь то наука, торговля, военное дело, зодчество, прикладное искусство или литература.
Ответ современного поколения мусульман
Сегодняшнее же положение исламского мира таково, что оно находится под сильным гнетом западного духовно-идеологического давления. Мусульмане утратили способность на основе исламских принципов перерабатывать мировое научно-культурное наследие и работать на обогащение своей собственной цивилизации.
Жесткие трактовки Ислама предлагают людям невероятно скудные и бедные на образы жизненные модели. Стихийно развивавшийся на российских просторах на протяжении последних десятилетий исламский призыв в исполнении мусульманских групп необоснованно жесткой ориентации привел к духовному обеднению исламской общины.
В мире невероятно ярких и привлекательных образов нереально строить свой исламский призыв только на возведенных в абсолют требованиях унификации внешнего вида всех мусульман под саудовские или пакистанские стандарты, полного отказа мусульман от любого вида творчества, переработки и переосмысления в соответствии с исламскими принципами научного, культурного и технологического наследия западной цивилизации, налаживания диалога с другими культурами.
Возможно, некоторым данная проблема покажется надуманной или несущественной. Однако, на самом деле, подобный культурно и символически обедненный исламский проект в современном мире неконкурентоспособен и обречен на отторжение множеством людей и постепенное скатывание в полную изоляцию.
Конечно же, нам ни в коем случае нельзя опускаться до производства таких образов, которые будят в человеке животные инстинкты, эксплуатировать греховные темы, насилие, дешевую массовую культуру, как это делает Запад. Но нельзя и экономить на «снабжении» людей образами. Нельзя запрещать потребление образов, а стремящихся к тому мусульман считать лицемерами и подвергать презрению. Так возникает двойная мораль (элита исламского мира все равно образы потребляет) и озлобление обделенных низов.
Исламский мир и исламский призыв сегодня нуждаются в ярких, мощных и убедительных образах богатства исламской культуры, истории, науки. Нужны яркие исламские лидеры, нужны образы исламских героев и ученых, предлагаемые человеку в соответствии с современным уровнем технологий, нужны исламские телевизионные каналы, образцы и символы процветания мусульман, успешного ведения бизнеса, успешного построения карьеры, нужны реально ощутимые доказательства превосходства исламской цивилизации и исламского образа жизни.
Один проект, к примеру, по публикации и производству научно-популярных книг и фильмов Харуна Яхья предложил всему миру очень качественную печатную и видеопродукцию, первый же взгляд на которые вызывает у современного человека восхищение. Не говоря уже о качестве предложенного текстового, изобразительного, фото и видео материала.
Один художественный фильм «Мухаммад – Посланник Бога» Мустафы Аккада подарил миру целую галерею ярких и запоминающихся современному сознанию героев Ислама – образы Хамзы ибн Абду-ль-Мутталиба, Зайда ибн аль-Харисы, Биляля ибн Раббаха, Джафара ибн Абу Талиба, Аммара ибн Йасира и его матери Сумаййи.
Коммерческие проекты Турции и России по производству для мусульманок современной практичной одежды для досуга, деловых встреч, спорта и активного отдыха явили миру новый образ мусульманки – активной, деловой, уверенной в себе, стремящейся к самореализации и успеху, полностью сокрушающий западные стереотипы о женщинах Ислама, как о порабощенных, безвольных существах.
Таким образом, сегодняшние мусульмане в целях успешного исламского призыва просто обязаны вновь, как в прежние века, стать законодателями мод для остального мира во всем – в идеологии, ценностях, отношении к женщине, экономике и политике. Исламская община нуждается в мощном наступлении на фронте книгопечатания, киноиндустрии, мужской и женской моды, ярких массовых мероприятий, СМИ, рынке рекламы и компьютерных игр.
Ярким и разрекламированным образам западных героев мы должны противопоставить героев и лидеров Ислама. На вызовы, брошенные Исламской Умме образами западной эстрады ответить духовными, нравственными и в то же время качественными образами эстрады исламской.
На вызовы западной разнузданной роскоши и бесконечного потребления ответить успехами исламского бизнеса, товарного и финансового рынков, красотой и блеском исламских городов.
На вызовы образов Ахиллеса из «Трои» и мифического рыцаря из «Царства небесного» ответить потрясающими образами и историями жизни Халида ибн аль-Валида, Салахуддина и Умара аль-Мухтара. На вызовы западной моды в женской и мужской одежде ответить разработкой ярких и разнообразных стилей моды исламской.
В этой сфере приветствуется вклад любого мусульманина и любого уровня. От восприятия исламской идеологии непременной успешности и постоянного усердия мусульманина, до первых побед в учебе, бизнесе, спорте, карьере, до создания успешных коммерческих предприятий, ярких проектов в сфере печатных и электронных СМИ, кино- и видеопродукции.
На фото: дзюдоист сборной России Тагир Хайбулаев, чемпион Олимпийских игр в Лондоне в весовой категории до 100 кг