День за днем мусульманам и всему остальному миру продолжают внушать, что Ислам пришел в этот мир с мечом. Ведущие СМИ, аналитики, политики и даже ученые продолжают жить средневековыми мифами об Исламе и писать о нем, как о религии насилия и принуждения. Что говорит об их полном непрофессионализме или заказном характере их работы. Излюбленной их сказкой является утверждение о том, что Ислам навязывался народам оружием, принуждением и насилием.
Защита, но не нападение
Покойный доктор Хаммудах Абд-уль-‘Ати в своей известной книге «Ислам в центре внимания» писал: «Разве Ислам распространялся мечом?! Разве лозунг Ислама «Коран или меч»?! Или мусульмане были движимы империалистическими, мирскими или грабительскими целями? Многие думают, что так оно и было. Но что же утверждает Коран? Что говорит история Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение)? Необходимо, чтобы каждый честный человек, который ценит свое человеческое достоинство и стремится к истине, узнал правду и донес ее до других».
Да, Коран говорит о войне. И этого нисколько не нужно стесняться. Книга Аллаха ясно утверждает, что, хотим ли мы этого или нет, война является неотъемлемым спутником существования человеческого общества, фактом его жизни. Закон этого мира таков, что в нем существует несправедливость, угнетение, амбиции тиранов и произвол.
С момента своего появления и вплоть до сегодняшнего дня человеческое общество живет в условиях постоянной угрозы, что какой-нибудь очередной тиран или авантюрист будет развязывать войны и вооруженные конфликты для удовлетворения своих политических прихотей. Разве мог Аллах Всевышний проигнорировать эту сторону человеческой натуры и человеческой жизни? Разве мог он в Коране обойти и умолчать этот вопрос?
Но Ислам, признавая существование войны в человеческом обществе, признавая склонность человека к использованию оружия, устанавливает для верующих четкие и неизменные правила и рамки, в границах которых им дозволенно защищать от вооруженной агрессии собственные жизни, религию, имущество, безопасность и достоинство.
Предписывая верующим защищаться оружием от оружия, Коран говорит: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников… Но если они прекратят, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 2:190, 193).
Сказано так, что яснее не бывает. Эти аяты раз и навсегда утверждают основной закон Ислама – никакой агрессии, устрашения или принуждения в отношении людей от имени Ислама. Дозволенные случаи применения силы и оружия – только защита жизни и безопасности, отражение уже совершенного нападения и освобождение угнетенных. Это и есть исламское понимание справедливой войны.
Ложь и истина о распространении Ислама
Однако даже после прояснения этой истины у многих людей, как мусульман, так и немусульман, остаются вопросы относительно характера исламских завоеваний после выхода мусульман за пределы Аравийского полуострова. Многие до сих пор не понимают, что двигало мусульманами в их военных операциях против соседних государств и территорий. А недоброжелатели пользуются этими людскими сомнениями и утверждают, что это была оккупация других стран и прямое принуждение силой и оружием других народов к принятию Ислама.
Однако для любого размышляющего очевидно, что оружием, действительно можно завоевать и оккупировать земли, но оружием никогда не удавалось и не удастся открыть человеческие сердца, завоевать их души и привить им любовь к вере. Завоевание сердец и открытие душ навстречу вере требует совершенно других подходов. Оно требует терпеливого увещевания, взывания к разуму и чувствам, убеждения примерами и наставлениями, длительного и кропотливого назидания, воспитания и обучения.
В этом как раз и заключается главное противоречие в утверждениях о том, что Ислам был навязан завоеванным народам мечом и страхом смерти. Если это так и было, то почему же народы, оказавшиеся под властью мусульман не вошли в Ислам сразу же после их завоевания? Ведь, пусть даже и поверхностное принятие Ислама по этой версии сохранило бы им жизни от нависшего над ними меча мусульман.
История же свидетельствует о том, что народы завоеванных стран отнюдь не спешили принимать Ислам сразу же за появлением в их землях мусульманских воинов. Следовательно, над ними не висела никакая угроза смерти, в случае, если они не примут тут же исламской религии. Народы этих стран на протяжении долгих десятилетий, а то и столетий сохраняли приверженность собственным религиям. А те, кто и принимал Ислам, делал это в индивидуальном и добровольном порядке.
Даже население Египта, который был завоеван мусульманами одним из первых, не то что долго не принимало Ислам, но и до сегодняшних дней сохранило крупнейшую в исламском мире христианскую общину коптов. То же самое касается христиан Палестины. Ливана, Сирии и Ирака, иудеев Шама, Ирана и Андалусии. Если бы все они находились под страхом смерти и полного уничтожения в случае непринятия Ислама, разве сохранились бы эти общины до сегодняшних дней?
Отсюда вытекает вполне очевидный вывод, что принятие Ислама для народов, оказавшихся под властью мусульман было делом сугубо добровольным. Никто их принятию Ислама силой не принуждал. Да и как могли мусульмане принуждать людей к принятию Ислама, если Сам Всевышний предельно четко сказал в Своей Книге: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран, 2:256).
Устранение препятствий тиранов
Что же касается причин, по которым мусульмане вынуждены были направить свои войска за пределы Аравийского полуострова и взять под власть соседние земли и территории, то и здесь все утверждения об агрессивном характере мусульманских завоеваний не выдерживают никакой критики. Характер военных походов мусульман определялся не слепой жаждой завоевать все вокруг себя ради земной власти, трофеев, земель и богатств.
Любой, кто мало-мальски знаком с характером мусульманского общества тех времен, поймет насколько смешны подобные утверждения об алчном характере мусульманских воинов и полководцев. Достаточно вспомнить величайших мусульманских полководцев и губернаторов, таких как Халид ибн аль-Валид, Саид ибн Амир, Умар ибн аль-Хаттаб, Укба ибн Нафи (да будет доволен Аллах ими всеми), которые, управляя огромными армиями и территориями, жили, фактически, в нищете.
Мусульманами двигало совершенно другое – стремление к довольству Аллаха, желание донести Его слово до миллионов угнетенных и блуждающих во тьме невежества, вырвать их из тьмы ложных убеждений и образа жизни и привести к свету истинной религии и цивилизации.
Мусульмане должны были ознакомить весь мир с Посланием Аллаха, но правители окрестных земель и государств, которые, будучи тиранами и деспотами, угнетали и порабощали свои народы, не позволяли им услышать слово Истины и получить должное представление о религии Господа миров. Эти тираны боялись как смерти исламского призыва к равенству и справедливости, боялись того, что с принятием их подданными Ислама, они тут же потеряют свою власть над ними.
Аллах поведал нам об этом страхе тиранов в рассказе о Мусе (мир ему) и фараоне. Ситуацию, когда придворные колдуны и жрецы фараона приняли религию Аллаха и заявили о своей вере в Аллаха, Коран описывает так: «Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа Харуна и Мусы!» Он (Фараон) сказал: «Неужели вы поверили ему без моего соизволения? Воистину, он – старший из вас, который научил вас колдовству. Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас на пальмовых стволах. Вот тогда вы узнаете, чье наказание суровее и долговечнее». (Коран, 20:70-71).
Отсюда мы видим, что угроза жизни людей в вопросах выбора религии исходила никак не от мусульман, а именно от неверных правителей. Страх тиранов перед исламским призывом к справедливости и равенству – общее правило для всех исторических периодов и народов. Они всегда препятствовали и будут препятствовать свободному распространению исламского призыва среди людей. Такое положение подтверждает арабскую поговорку, которая существовала на тот момент: «Люди следуют религии своих правителей».
Поэтому, когда Пророк (мир ему и благословение) направил письма правителям соседних стран с предложением принять Ислам, он предупредил их, что если они отвергнут призыв, то будут отвечать за то, что ввергают в заблуждение и своих подданных. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) направил подобные письма императорам Византии, Персии и правителю Египта, примерно, с одними и теми же словами: «Если ты отвергнешь этот призыв, ты будешь нести ответственность за заблуждение своих подданных».
В подобной ситуации, когда правители отвергали Ислам и не давали возможности исламским проповедникам напрямую обращаться к угнетенным и порабощенным людям, перед мусульманами вставала задача устранить препятствия на пути свободного распространения исламского призыва, которые воздвигали тираны. На тот исторический период для мусульман не было другого пути устранения этих препятствий, кроме, как разрушение этих деспотических систем, которые принуждали людей под страхом смерти следовать собственным ложным религиям.
Следовательно, войны, в которых участвовали мусульмане – это были войны, направленные не на порабощение народов, а на борьбу с их деспотическими правителями для ликвидации препятствий на пути исламского призыва к людским сердцам. Только после устранения этих препятствий люди получали возможность, не опасаясь за свою жизнь, выбирать уверовать им в Аллаха или нет, принять Ислам или нет.
Защита мусульманского государства
Появление и укрепление первого в мире мусульманского государства в Медине происходило в жестоких исторических условиях. В это время в регионе господствовали два мощных государства, враждующих за господство на всем Востоке – Византийская империя и Персидская держава. Они соперничали друг с другом, пытаясь не допустить чрезмерного укрепления противника.
Это была примерно такая же ситуация, как во времена соперничества двух крупнейших держав 20 века США и СССР за мировое господство. В данном противоборстве Византии и Персии не было однозначного победителя, верх одерживала то одна сторона, то другая. Аллах Всевышний так говорит об этом моменте в Коране: «Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх» (Коран, 30:2-3).
И в этих условиях жесточайшей военной и политической конкуренции новое мусульманское государство в Медине не только должно было утвердить свой суверенитет, но и донести до соседних народов Послание Всевышнего Аллаха и ознакомить их с Истиной. Любое государство, которое стремилось бы к таким целям, неизбежно бы встретилось с открытой враждебностью и агрессией со стороны соседних держав.
Эти державы постарались бы сделать все от себя зависящее, чтобы не допустить появления у себя под боком нового соперника и претендента на власть в регионе, на власть над умами и сердцами их подданных. Так оно и произошло, когда Персия, Византия и их союзники и вассалы начали практику открытой агрессии против мусульманских земель, нападения на мусульманские процессии, убийства послов и проповедников. В данной ситуации мусульманам не оставалось ничего другого, как принять бой и отражать эту агрессию вооруженным путем.
Шейх Юсуф аль-Карадави подтверждает, что мусульманские походы на земли Византии и Персии были вынужденной мерой самообороны со стороны мусульман. Он пишет: «Те, кто бросает в адрес Ислама незаслуженные обвинения, не принимают во внимание, что как персы, так и римляне сами пришли с войной на Аравийский полуостров. Они оккупировали земли мусульман и сражались против Ислама. Поэтому те битвы, которые вел против них Пророк (мир ему и благословение), были всего лишь актами самообороны против оккупантов, целью которых было защитить свою землю и свою веру, а не навязать силой Ислам кому бы то ни было».
Освобождение порабощенных стран
При этом нам необходимо помнить, что Персия и Византия не только нападали на мусульман и Аравийский полуостров в целях поработить арабов, но и оккупировали и держали в страшном рабстве территории Ирака, Йемена, Шама, Египта, Северной Африки и Закавказья. А одной из основных задач Ислама по воле Всевышнего являлось освобождение людей от порабощения другими людьми, избавления угнетенных от страданий, унижений и бесчестия.
Именно такую миссию озвучил мусульманский полководец Риб’ий ибн Амир на вопрос командующего персидской армией Рустама о том, чего мусульмане хотят от Персии: «Аллах направил нас сюда, чтобы вывести того, кого Он хочет, от поклонения подобным им рабам к поклонению Единому Аллаху, а также из тесноты этого мира к его простору и от тирании всех религий к справедливости Ислама».
Это тот же самый посыл, содержавшийся в словах Всевышнего, которыми Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) завершил свои письма византийскому императору, персидскому хосрою и правителю Египта: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом» (Коран, 3:64).
Таким образом, мусульмане, по поручению Аллаха, взяли на себя обязательство освобождать порабощенные народы от власти тиранов и деспотов, уничтожать любые формы угнетения, эксплуатации и несправедливости. То, что завоеванные диктаторскими режимами народы будут встречать мусульман, как освободителей, что они с радостью скинут с себя ярмо деспотических систем, было ясно не только самим мусульманам и освобождаемым ими народам.
Это прекрасно осознавали и сами тираны. Именно поэтому византийский император Ираклий, покидая земли Шама из-за того, что в него уже входили мусульманские войска, сказал: «До того, как я тебя оставлю, Сирия, я тебя приветствую в мире приветствием, за которым никогда не последует мое возвращение».
Именно поэтому все земли, оккупированные некогда Византией с такой легкостью переходили под власть мусульман. Так, для освобождения Египта, который византийцы подвергали нещадной эксплуатации и угнетению, мусульманам хватило сил всего лишь 8000 муджахидов. А все остальное было предрешено горячей поддержкой мусульман самими египтянами и трусостью византийской армии.
Убедительным подтверждением того, что мусульман воспринимали именно как освободителей, а не как завоевателей, является та готовность, с которой христианская Армения вышла из-под власти христианской же Византии и перешла под власть мусульман.
Правитель Армении Теодорос Рштуни, прекрасно осознавая выгоды мусульманского правления, заключил с наместником Сирии Муавийей ибн Абу Суфьяном (да будет доволен им Аллах) военно-политический договор.
В данном договоре Муавийя подтверждал статус Армении именно как освобожденной мусульманами, но никак не порабощенной страны: «Таков будет мирный договор между мной и вами на сколько лет вам будет угодно… Я не пришлю в ваши крепости ни своих командиров, ни арабского войска, даже ни единого всадника. Никакой враг не вступит в Армению. Если же римляне нападут на вас, то я пришлю на помощь войско, какое вы пожелаете. Клянусь Всемогущим Аллахом, что не обману вас».
Получив такого неожиданного освободителя и покровителя в лице мусульман, который не только не стремился поработить Армению, но и предлагал свою помощь в защите ее независимости, армянский правитель предпочитал этот невиданно выгодный для себя военно-политический союз с мусульманами даже в ущерб отношениям с христианами-византийцами.
Мирное проникновение Ислама
Все перечисленные выше факты и доводы очень четко показывают, то не было никакого насильственного, под страхом смерти навязывания Ислама соседним с мусульманами народам. Не было даже захватнических и завоевательных походов со стороны мусульман, которые бы преследовали цели порабощения народов и их угнетения. Наоборот, все походы мусульман носили исключительно справедливый и освободительный характер. А также преследовали цель устранения всяческих препятствий на пути донесения до людских сердец Божественной Истины.
Если бы Ислам навязывался людям силой и принуждением, то у них развилось бы чувство отвращения и ненависти в нему. И все эти народы после ослабления власти мусульман неизбежно и с радостью отбросили бы Ислам и вернулись к своим прежним верованиям. Однако ничего подобного в освобожденных мусульманами странами не наблюдалось.
Распространение ислама в освобожденных землях происходило мирным путем по мере того, как люди познавали красоту, справедливость и мудрость Ислама. А в ситуации, когда уже не существовало прежних препятствий в лице тиранов и их армий, которые мешали людям получить достоверное представление об Исламе, народы сами делали свой собственный выбор в пользу Ислама.