Мусульмане мало что знают о соседних народах, религиях и культурах. Многие мусульмане до сих пор считают недозволенным интересоваться и изучать образ жизни, религии и законодательные системы немусульманских народов, поскольку они считаются неверными, «кафирскими».
Неверный запрет
Сторонники подобного запрета приводят хадис от Ахмада, в котором сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) разгневался, когда увидел, как Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) читал листок, на котором были начертаны стихи из Таурата.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: «Неужели ты сомневаешься, о сын аль-Хаттаба?! Разве я не принес религию пречистую, светлую? Если бы мой брат Муса был жив, то непременно последовал бы за мной».
Из этого хадиса, относящегося совершенно к другой ситуации, многие мусульмане выводят полный запрет на ознакомление мусульман с Библией, с догматами и вероучением иудаизма, христианства и других религий. А также запрет изучение мусульманами иных немусульманских идеологий, таких, как либерализм, коммунизм, социализм и т.д.
Под запрет подгоняется также изучение мусульманами философии, западной политической науки, юриспруденции. Запретным начинают считать, к слову, обучение на юридическом факультете неисламского вуза. Например, в российском или западном университете, поскольку студент в этом случае изучает законы не Ислама, а неверной, неисламской системы.
Подобный способ заботы о чистоте убеждений мусульманина, чтобы к этим убеждениям ничего не примешалось из ложных идеологий и законов, можно понять, но нельзя принять. Поскольку он основывается на весьма ограниченном и узком видении проблем этого мира. Поскольку мусульманин не может жить, отгородившись от всего мира, закрыв глаза и уши для любой другой информации, кроме как исламской.
Подобный подход ведет к полному отрыву Ислама и мусульманского общества от реальной жизни, ограничению его только границами своей скорлупы и полному проигрышу в конкуренции с немусульманскими системами. Что, кстати и произошло в прошлые века, когда в мусульманском обществе господствовал данный подход на ограничение изучения окружающего общества.
Востоковедческая колонизация
А немусульмане тем временем начали активную колонизацию исламского мира и создали целые научные институты и научные направления для изучения мусульманского мира, права и общества. Такая мощная и разветвленная научная дисциплина, как востоковедение родилась именно для обслуживания колониальных устремлений западных держав.
Кстати говоря, в Великобритании – самой крупной колониальной державе прошлого, в Школе восточных и африканских исследований при Лондонском университете до сегодняшнего дня существует центр, который так до сих пор так и называется «Центр международного права и колониализма». Кроме того, в нем существуют и другие центры с весьма показательными названиями – Центр восточноазиатского права, Центр ближневосточного права и Центр исламского права.
Востоковеды и исламоведы Запада начали изучение Ислама отнюдь не для того, чтобы его принять. Для более быстрого завоевания мусульманских земель, лучшего подавления мусульманского сопротивления, лучшего управления захваченными колониями, западному миру нужно было детально изучить сам Ислам, его идеологию, к чему он призывает мусульман и как организует их жизнь.
В итоге дело дошло до того, что немусульманские востоковеды получили знаний о самом Исламе и мусульманских обществах больше, чем сами мусульмане. Теперь они могли не только помогать своим правительствам в лучшем управлении мусульманскими землями, но с позиций науки с цитатами из исламских источников навязывать мусульманам искаженное видение природы Ислама и исламских предписаний.
В результате таких целенаправленно организуемых востоковедами дискуссий по ключевым проблемам исламской идеологии, оспаривания многих мусульманских положений, востоковедческая братия смогла существенно исказить сознание пребывающих в глубоком интеллектуальном застое мусульман.
Именно так было навязана мусульманскому миру необходимость отказа от Шариата, от покрытия головы женщиной, от запрета на спиртное, от запрета на банковский процент и многое другое. Иными словами, все те беды, которые обрушились на мусульман в течение последних столетий, произошли по причине того, что мусульмане перестали изучать свою религию и окружающий мир. В то время, как окружающий мир активно изучал Ислам и мусульманское общество и менял его изнутри.
Симметричный ответ
Но в исламском мире до сих пор не родилось ответного научного направления, который по примеру востоковедения и исламоведения, можно было бы назвать, к примеру, западноведением и куфрологией. Хотя потребность мусульманского мира в детальном и глубоком изучении западного общества, немусульманских идеологий и западного права, пусть даже и основанных на ложных убеждениях и даже откровенном куфре, только нарастает.
По данному поводу шейх Ахмад Кутти, старший лектор и исламский ученый Исламского института Торонто, канадского штата Онтарио пишет, что изучение западного права и юриспруденции является для мусульманина благородным намерением. Поскольку, на его взгляд, мусульмане обязаны готовить своих специалистов во всех областях знаний, которые помогают им защищать свои права и интересы.
Более того, Ахмад Кутти пишет, что получение мусульманами знаний в области западных обществ и правовых систем подпадает под категорию «фард уль-кифайя» или коллективной обязанности мусульман. Это означает, что, если из мусульманской общины никто не занимается исполнением данной обязанности, то вся община становится виновной перед Аллахом.
Имам аль-Газали (да будет Аллах милостив к нему) справедливо отмечает в своем «Оживлении знаний о вере», что все области знаний, которые могут представлять пользу и необходимость для выживания мусульманской общины подпадают под категорию «фард уль-кифайя» и мусульмане должны воспринимать его исполнение, как исламский долг.
Кроме того, следует отметить, что если мусульмане занимают изучением этих областей знания с искренним намерением принести пользу исламскому обществу, служить делу Аллаха, отстаивать истину и справедливость, то это, по сути, самое благородное деяние, заслуживающее большого вознаграждения от Аллаха, как в этом мире, так и в следующем.
Самым ярким примером того, как мусульмане могут приносить пользу исламской умме, овладевая детальными знаниями о неисламских системах и идеологиях, является сам имам аль-Газали (да будет Аллах милостив к нему). Он, досконально изучив существовавшие при нем философские течения, смог полностью опровергнуть и сокрушить их заблуждения на основе аргументации из Корана и Сунны.
Еще одним подобным примером является величайший проповедник нашего времени Ахмад Дидат (да будет Аллах милостив к нему), который изучил Библию настолько досконально, что знал ее лучше христианских священников. Именно эти знания помогали ему опровергать их утверждения и призывать в Ислам тысячи и тысячи людей.
При этом необходимо добавить, что получение применение этих знаний не должно ни в коем случае осуществляться в нарушение исламских норм и предписаний. А самый лучший вариант, когда к изучению этих областей знания человек приступает, получив исчерпывающие знания о своей религии, исполнившись веры, взяв на вооружения принципы Корана и Сунны.