Моджахеды-перехватчики в технологических битвах современности

Жесткая конкуренция и борьба различных экономик друг с другом сегодня переместилась с полей сражений в сферу борьбы технологий или технологических битв за мировое лидерство. Роль мусульман в этой глобальной гонке технологий и борьбе за лидерство пока крайне низка. Но они обязательно должны выйти на тропу технологического джихада и стать на нем настоящими моджахедами-перехватчиками.

Технократическое общество

Сегодняшнее общество настолько технологизированно и настолько его дальнейшее развитие основывается на новейших технологиях, что на Западе и в России все большую популярность получает термин и концепция технократии. Термин «технократия» происходит от греческих слов «техно» - «мастерство» и «кратос» - «власть».

Таким образом, «технократия» означает такой уровень развития и такое устройство современного общества, когда ключевую роль в его дальнейшем развитии начинают играть не монархи, политики, бюрократы, церковники, но высокопрофессиональные и компетентные учёные, специалисты и эксперты.

В 1941 американский социолог Дж. Бернхейм в своей книге «Революция менеджеров», развивая идею «власти специалистов», обратил внимание на то, что технократия в лице профессиональных менеджеров (управляющих) стала политической реальностью. Кроме того, он отмечал, что в ряде стран мира и что под воздействием «технологической революции» капитализм сменился не социализмом, а «обществом управляющих».

Идеи технократии стали также основой концепций «технотронного общества» (З. Бжезинский), «постиндустриального общества» (Д. Белл), в которых нашли отражение важные перемены в организации и управлении современным обществом и производством.

По мнению автора одного из вариантов постиндустриального общества Элвина Тоффлера, современное человечество накануне 21 века накрывает «третья волна», вызванная повсеместным распространением техники нового поколения, благодаря появлению новых технологий создается «техносфера», способная освободить человечество от проблем, порождаемых технологиями индустриального типа.

С конца XX столетия и начала нового тысячелетия в политическом смысле слова понятие «технократия» начинает приобретать новое значение. А именно, подход к политике, управлению обществом, вопросам войны и мира, предполагающий принятие политических решений на основе всестороннего научного анализа социально-политической ситуации.

К этому всестороннему анализу добавляется прогнозирование всех результатов принимаемого политического решения, выполненного с помощью современных информационно-аналитических технологий. Подобный подход полностью отходит от прежней практики принятия политических решений, основанной на личных пристрастиях, симпатиях, страстях и слабостях политиков, монархов, бюрократии и других лиц, от которых зависели и продолжают зависеть судьбы народов.

Таким образом, на ключевые позиции в обществе и политике пробивается новое поколение управленцев, так называемых, «технократов» - высококвалифицированных специалистов в каждой из областей знания, владеющих управленческими, политическими, социальными, военными и иными технологиями. Финский учёный и академик Гуннар Ньяльсон высказал мысль о том, что технократы в первую очередь руководствуются своим рациональным мышлением и только затем собственными интересами.

Технологические битвы современности

Роль технологий в политической, экономической, военной мощи и безопасности стран в последние десятилетия возросла неимоверно. И именно обладание высокими технологиями, широким классом высокопрофессиональных специалистов-технократов в каждой из областей знания делает страну по-настоящему могущественной. В то время как отсутствие у страны технологий и технократов делает ее чрезвычайно слабой и уязвимой для врагов.

Ярким примером противостояния технологически развитой и технологически отстающей держав является история противостояния США и все более слабеющего СССР в период Холодной войны. Американским аналитикам во второй половине 20 века удалось нащупать самую уязвимую точку СССР – слабое развитие технологий и чрезмерная нефтегазовая ориентация экономики.

Директор ЦРУ У. Кейси тогда так оценивал советскую экономику: «Это мафиозная экономика. Они крадут у нас технологии, необходимые для их выживания. Единственный путь, которым они могут добыть твердую валюту - это экспорт нефти по высоким ценам. Это все так запутано, что если мы хорошо разыграем нашу карту, то колосс рухнет».

С учетом установления нового порядка в мировой финансовой системе возможности Соединенных Штатов позволяли придать экономической войне против СССР характер не просто каких-либо отдельных санкций, а глобальной финансово-экономической и технологической спецоперации.

В условиях, когда технологический фонд СССР не обновлялся, технологии устаревали и не обновлялись, технологическая элита и специалисты выживали в условиях крайней бедности и скудости ресурсов, страна становилась крайне уязвимой перед лицом США, которые все больше уходили в невероятный технологический отрыв от всего остального мира.

Президент Рейган запретил Америке делиться технологиями с СССР и участвовать в совместных проектах по обмену последними технологиями. Это решение ударило по десяткам и сотням американских фирм, сотрудничавших с СССР, но и одновременно заблокировало дальнейшее развитие огромного количества перспективных отраслей и проектов советской экономики.

В 70-80-е гг. противодействие утечке западных технологий в СССР было выделено в отдельный проект. В его рамках была создана Комиссия по контролю передачи технологий (КОКОМ) - влиятельная международная организация, находящаяся под контролем США. Одновременно американское руководство разработало программу технической дезинформации с целью противодействовать утечке технологий в СССР.

Технологическая война набирала обороты, что требовало от Советского Союза эффективных мер экономического противодействия. Однако хоть сколько-нибудь эффективной экономической политики в СССР Ю.В. Андроповым и М.С. Горбачевым разработано не было. Крах советского государства во многом был обусловлен его технологической несостоятельностью и проигрышем в технологической битве с США.

Таким образом, в постиндустриальном мире запрет на использование технологий оказался более изощренным и действенным оружием, чем применявшиеся ранее военные операции, политическое давление и эмбарго. Однако многие наши соотечественники и наши братья по вере – мусульмане остального мира пока не сделали из этого необходимые выводы.

Технологический джихад современных мусульман

Говорить в очередной раз о том, что Ислам призывает верующих к постоянному развитию, уже пожалуй будет излишним. Об этом и так написаны горы литературы. Для нас на сегодняшний день важнее осознать, как добиться лидерства в овладении и развитии технологиями, позволяющими обеспечить безопасность, развитие и процветание нашей уммы.

Современный американский ученый, бывший председатель Исламского общества Северной Америки и нынешний глава Североамериканского совета по фикху доктор Музаммиль Сиддыки выделяет пять направлений по которым должно идти перспективное и прорывное развитие исламского общества:

1. «Тазкийя» - духовное развитие мусульманской личности;

2. «Тарбийя» - нравственное развитие и воспитание мусульманского общества;
3. «Танмийя» - экономическое и социальное развитие мусульманского общества;
4. «Татаввур» - развитие мусульманской науки, культуры и образования;
5. «Такаддум» - технологическое и цивилизационное развитие мусульманского общества.

Отправной точкой в исламской битве за технологии должна стать концепция джихада, постоянного усердия мусульманина на своем жизненном пути. Аллах Всевышний говорит к Коране: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом...» (22:78). На основе этого предписания современные мусульмане выстраивают концепцию созидательного джихада – непрерывного усердия по завоеванию мусульманами передовых позиций в науке, образовании и развитии технологий.

Уникальным опытом по разработке концепции созидательного джихада, как известно, обладает Иран. Данная концепция содержит и чисто экономические задачи, связанные с быстрым подъемом иранских окраин и оживлением нерентабельных отраслей экономики, и решение проблем трудоустройства неквалифицированных рабочих, сокращения безработицы, широкую мобилизацию населения на реализацию экономических проектов, имеющих общегосударственное значение.

Следует подчеркнуть, что на базе этой концепции Иран выстроил действующую и достаточно эффективную модель развития. К концу 90-х годов основная масса производства в Иране начала работать на собственном сырье, обслуживаться иранскими специалистами и наполнять внутренний рынок иранскими товарами, вытесняющими иностранную продукцию.

Это при том, что в шахский период до 80% всех промышленных предприятий в стране, вообще, не были в состоянии производить продукцию без иностранной помощи, сырья и технологий. В промышленности произошла демонополизация производства и оживление деятельности широких предпринимательских слоев. Постепенно повышается самообеспеченность Ирана сельскохозяйственной продукцией.

В рамках концепции созидательного джихада были осуществлены коренные преобразования в системе образования, культуры, досуга, бытовых и семейных отношений. Изменилась даже социальная структура Ирана. В результате демографического взрыва за 15 послереволюционных лет население страны практически удвоилось, достигнув к середине 90-х годов 60 млн. чел.

Стоит также отметить, что именно на основе этой концепции и на основе стратегии овладения, перехвата самых последних технологий, развитых на Западе, Иран смог выстроить собственную военную мощь и ядерную программу. Стратегии перехвата или скорейшего овладения мусульманами современных технологий у развитых стран не стоит бояться или стесняться. Именно на этой стратегии и было основано столь стремительное и прорывное развитие Японии, Южной Кореи, Китая и Малайзии.

Однако в мусульманском обществе эта стратегия перехвата технологий носит не только мирской и чисто экономический характер, но и характер служения Аллаху и принесения пользы мусульманском обществу. То есть, мусульмане на этом пути созидательного, технологического джихада по перехвату современных технологий должны стать «моджахедами-перехватчиками» - настоящими воинами и служителями Аллаха нового поколения.



14 комментариев


  1. (25.04.2012 21:29) #
    0

    Статья по теме - "Фонтан научных идей забил в пустыне"
    http://www.bfm.ru/articles/2011/04/06/fontan-nauchnyh-idej-zabil-v-pustyne.html

  2. (25.04.2012 22:21) #
    1

    Очень важная и полезная статья! По своей важности она, да простят мне мой кажущийся на первый взгляд цинизм, важнее сводок из Палестины или Северной Африки. Прогресс в повестке дня человечества. Ныне это не только статус, ныне это главнейший козырь и защита. «Быть или не быть?» - не быть, если ты не обладаешь технологиями. Испанцы горсткой солдат захватывали целые империи, обладая технологическим превосходством над индейцами в сотни лет развития. Российская империя проиграла Крымскую войну, отставая в технологиях и, что немаловажно, умении их правильного применения, на пару десятилетий. Но время 21 века гораздо богаче на открытия. Сегодня отставая на 5 лет в развитии от лидеров уже практически невозможно быть сколь-либо успешным на глобальном рынке. Что касается военной сферы, то войны последнего времени в Исламском мире должны были научить всех важности технологического превосходства. Несмотря на дороговизну техники, Американцы несли просто мизерные потери по сравнению с их постоянно меняющимися врагами. Беспилотники, воздушная и космическая разведка, новые виды брони и бронежилетов, повсеместное использование связи, кибератаки, и последние супервычислительные центры, способные просчитать дальейший сценарий на сто ходов вперед. Всё это известно, но порой почему-то презирается, как нечестное и противопоставляется храброй и открытой борьбе защитников. Но я не склонен бросаться обвинениями в Американцев – они-то как раз всё делают правильно.

    Я желаю, чтобы таких статей выходило все больше и больше, чтобы именно тема прогресса мучила современную молодежь, не давала ей спать по ночам, заставляла бы работать над собой. Чтобы мы соревновались и одерживали верх не в войнах(я конечно имею в виду, что не желаю вообще никаких войн), но в открытиях, не только в религиозном адептизме, но и в продвижении высокотехнологичных продуктов на мировых рынках, радели бы не только бы за исламское просвещение, но и за повсеместное внедрение высоких технологий в социальные сферы жизни, что облегчили бы жизнь всего человечества. Инша Алла, тогда наступит новый век гуманизма, возрожденного исламом, и мы бы с законной гордостью могли бы слышать от не мусульман: «Воистину, они достойные потомки ученых Золотого века Ислама!»

    • (26.04.2012 19:04) #
      0

      Хорошо сказал. Как думаешь, что позволит мусульманам стать достойными потомками учёных Золотого века Ислама? Что позволит воплотить твои мысли в жизни?

      • (26.04.2012 19:15) #
        0

        Воля к знаниям. Понимание на всех уровнях общества необходимости технологического рывка. Проектирование или хотя бы прогнозирование новой формации общества - ислама, гармонично совмещенного с общественными институтами и ментальными формулами высокотехнологической эры. Это в плоскости данной темы.

        • (27.04.2012 16:21) #
          0

          А как собираешся восоздавать исламское общество?

          • (27.04.2012 17:34) #
            0

            Исламское общество понятие растяжимое. Уточни что ты под ним подразумеваешь.

            • (27.04.2012 19:12) #
              0

              Общество называется исламским, когда людей, из которых состоит это общество, объединяет общие исламские мысли, общие чувства и когда законы, по которым живёт это общество, то же являются исламскими.

              • (27.04.2012 19:46) #
                0

                В Саудовской Аравии исламское общество и в Малазии и в Иране, но ведь согласись они абсолютно не тождественны между собой. Я просто к этому. Ну этот момент пропустим.
                Я не ученый в делах религии и не доктор социологии, чтобы дать действенный рецепт. И не совсем мне понятен вопрос всё-таки, по твоему выходит что его нет нигде? Я может неправильно понял что-то?

                • (27.04.2012 23:22) #
                  0

                  Ты правильно понял, брат. Исламского общества нет, есть общины или группы. В тех государствах, которые ты назвал, общество не соответствует как минимум одному из требований, что бы называться исламским. Во времена "Золотой эпохи" было такое общество, которое обеспечило взлёт науки и технического прогресса. Поэтому и спрашивал тебя, как восоздать исламское общество.

                  • (29.04.2012 20:20) #
                    0

                    Это очень сложный вопрос брат. Миллионы мусульман ломают голову над этим и пока дальше демагогических возгласов «Даешь халифат!» дело не двигается. Я уже сказал, что у меня нет рецепта, могу лишь еще раз добавить, что технологии и хорошее образование (причем не обязательно при высоком уровне жизни) должны содействовать улучшению жизни мусульман (да и человечества). Мне тяжело сказать какова причинно-следственная связь между технологиями и образованием с одной стороны и исламским обществом с другой. Во времена халифата она была такой Исламское Общество --> технологии и образование. Сейчас я лично затрудняюсь сказать, что должно и может быть раньше.

                    • (30.04.2012 23:14) #
                      0

                      Если приглядеться к истории исламского обществ можно увидеть, что развитие науки стало следствием развития общества. Разрозненные, невежественные и постоянно враждующие между собой племена и не думали о науке, пока Всевышний не оказал им свою милость, отправив с пророческой миссией своего любимца Мухаммада (с.а.с.). Успехи в науке, экономике и других сферах начались после того как было основанно исламское государство в Медине. Если приглядеться к тому, что послужило причиной научного и экономического превосходства других государств, то можно увидеть что всё начиналось с идеологии. Именно претворение идеологии в жизнь и является причиной успехов этих государств. Развитие науки всегда является следствием и она никак не может стать причиной для развития общества.
                      Если мы желаем достичь успеха нам необходимо перестать ограничивать Ислам только обрядами поклонения. Только тогда мы обретём былое величие, когда станем расматривать Ислам как идеологию и станем претворять его в жизнь.

  3. (26.04.2012 00:09) #
    0

    Зато какой репутационный ущерб несут американцы.

  4. (26.04.2012 23:10) #
    0

    Братья мусульмане Вас почитаешь и диву даёшься,тут сначало надо в сердцах всех новоиспечённых ржавчину удалить,давайте начнём с наждака а там если будет угодно АЛЛАХIУ и в технократию поиграем.

    • (27.04.2012 14:15) #
      1

      Так это надо делать параллельно, а то наждачить можно столетиями.