Общество спектакля. Технологии манипуляции сознанием

Этот мир – не есть то, что ты видишь. По крайней мере, сегодня, в 21 веке, в век господства таких мощных средств манипуляции массовым сознанием, как современные средства массовой информации. Западные философы, изучающие современность, говорят о том, что реальный мир в сознании людей все больше замещается виртуальными картинками из телевизора. А с помощью этих виртуальных картинок можно в человеческом сознании исказить любую очевидную истину – хотя бы даже и веру человека в Бога.

Глобальный спектакль и зрители

Для подобного рода изменений в современном обществе существует даже термин – «общества спектакля». Это то общество, в котором всю реальность средства массовой информации превратили в сплошное шоу, непрерывный спектакль, беспрерывную череду сериалов и мыльных опер, юмористических и пародийных передач, фальсифицируемых новостей и сфабрикованной политической картины мира. И простые люди, слабые в религии или вовсе далекие от веры в Бога, не знающие чем занять свою жизнь, занимают ее просмотром этого бесконечного спектакля по ТВ.

Детальный анализ манипулирования сознанием человека, живущего в современном обществе спектакля, дал французский философ Ги Дебор в известной книге

«Общество спектакля» (с французского «La Société du spectacle»). Он показал, что современные технологии манипуляции сознанием через СМИ способны разрушить в человеке знание, полученное от реального исторического и жизненного опыта, заменить его искусственно сконструированным СМИ знанием. Вернее, иллюзией знания.

Речь идет о важном сдвиге в культуре, о сознательном стирании грани между жизнью и спектаклем, о придании самой жизни черт карнавала, бесконечного теле-шоу, непрерывного парада звезд, сериалов и фильмов. В работе "Общество спектакля" Дебор пришел к выводу о том, что современное общество является глобальным шоу, в котором все виды деятельности человека – будь то власть, политика, знание, общественные движения и т.д. – имеют форму представления, не связанного с подлинной реальностью.

Человек все больше отдаляется от реальности, все больше погружается в яркий и заманчивый мир виртуальной реальности, создаваемый СМИ, миром кино и шоу-бизнеса. В его сознании складывается убеждение, что настоящая реальность – это, что он видит каждый день по ТВ. При этом историческое время превращается в совершенно новый тип времени - время спектакля, пассивного созерцания.

И оторваться от него нельзя, так как перед глазами человека проходят образы, гораздо более яркие, чем он видит в своей обычной реальной жизни. Конкретная и реальная жизнь деградирует до спекулятивного пространства. Если упрощать идеи Дебора, их суть - в последовательной замене реальности виртуальными образами. Место реальности заняло зрелище. СМИ командуют воображением людей, которые перестали разговаривать друг с другом и совершать обычные человеческие поступки, поскольку замкнуты в роли зрителей.

Выключение человеческой активности

Как пишет известный автор Сергей Кара-Мурза, ценность этой технологии для власти в том, что человек, погруженный в спектакль, утрачивает способность к критическому анализу и выходит из режима активного участия в реальной жизни, он оказывается в социальной изоляции. Человек, потребляющий виртуальные картины мира из телевизора, так к ним привязывается, что выпадает из реальности и из мира простого человеческого общения. Режиссеры спектакля становятся абсолютными хозяевами воспоминаний человека, его устремлений и проектов.

Общество спектакля - это "вечное настоящее". Как пишет Ги Дебор, "оно достигается посредством нескончаемой череды зрелищных картинок, заманчивых образов, которые нескончаемой чередой обрушиваются на сознание человека. Вспомнить хотя бы, с какой очередностью на наше сознание обрушиваются новые голливудские фильмы, один за одним. Не успевает человек посмотреть и насладиться одним фильмом, как тут же на экраны выходит еще десяток фильмов, еще более красочных и завораживающих.

Однако самое опасное – это даже не фильмы и сериалы, а подмена настоящей жизни умело фабрикуемыми новостями, якобы, объективной аналитикой происходящих событий, специальными репортажами, в которых корреспонденты живо и со страстью передают нам последнюю информацию с места событий. В них зачастую замалчиваются, действительно, важные сведения и смакуются отвлекающие от истины детали, реальность зачастую подменяется постановочными кадрами, события прошлого подаются и трактуются так, как это выгодно властям.

Сергей Кара-Мурза образно описывает то, что происходит с человеком в обществе спектакля, для которого исчезает грань между реальностью и виртуальным спектаклем: «Сцена – весь мир, и невидимый режиссер и нас втягивает в массовки, а артисты спускаются со сцены в зал. И мы уже теряем ощущение реальности, перестаем понимать, где игра актеров, а где реальная жизнь. Что это льется - кровь или краска? Эти женщины и дети, что упали, как подкошенные, в Бендерах, Сараево или Ходжалы - прекрасно "играют смерть" или вправду убиты?»

Примеры манипуляции

Однако проблема не только в том, что нам скармливают с телеэкрана искусно состряпанные виртуальные картинки. Но и в том, что сама реальная жизнь вокруг нас становится объектом манипулирования со стороны политтехнологов и манипуляторов, которые с помощью ряда провокаций и успешного использования СМИ полностью управляют реальными политически процессами.

Вот как описывает эту технологию Кара-Мурза на примере событий пражской «бархатной революции» 1989 года: «Ни демонстранты, ни полиция в Праге не желали проявить агрессивность - не тот темперамент. Единственный улов мирового ТВ: полицейский замахивается дубинкой на парня, но так и не бьет! И вдруг, о ужас, убивают студента.

Разумеется, "кровавый диктаторский режим" Чехословакии сразу сдается. Демократия заплатила молодой жизнью за победу. Но, как говорят, "безжизненное тело" забитого диктатурой студента, которое под стрекот десятков телекамер запихивали в "скорую помощь", сыграл лейтенант чешского КГБ.

Все в университете переполошились - там оказалось два студента с именем и фамилией жертвы. Кого из них убили? Понять было невозможно. Позже выяснилось, что ни одного не было тогда на месте, один в США, другой где-то в провинции. Спектакль был подготовлен квалифицированно».

Высмеивание харама

Очень мощным оружием общества спектакля, прямо таки вскрывающим и препарирующим человеческое сознание, является высмеивание всего и вся. Низведение до уровня смешного, забавного, абсурдного всего святого, что есть у человека в жизни. Тысячи анекдотов, юмористических передач, комедийных сериалов, армии пародистов и клоунов заставляют человека смеяться человека над теми вещами, перед которыми он раньше испытывал трепет и уважение.

Любовь к родине, вера в Бога, уважение к женщине и ее чести, мужество, верность, праведность – все подвергается осмеянию. А если человек начал смеяться над чем-то, как он после этого может серьезно относиться к этому же? Если человеку сначала рассказали анекдот про Бога, а затем высмеяли верующих людей, как нелепых чудаков в сотнях юмористических передач, комедийных сериалов, кто после этого будет всерьез воспринимать призывы к покаянию и праведности?

Если верующие сопротивляются этой ржущей и безостановочно гогочущей толпе клоунов, пародистов, комиков и юмористов, для которых в обществе спектакля нет запретных тем, поднимающих на смех все самое святое в жизни человека, то на таких верующих начинают показывать пальцем и делать предметом очередного фарса. Сделать их предметом очередной пародии или комедии уже достаточно для того, чтобы зрители перестали воспринимать этих чудаковатых верующих всерьез.

Высмеять можно не только веру в Бога, но и самые страшные трагедии в истории человечества – Вторую мировую войну, смерть миллионов людей, уничтожение безбожниками исламской цивилизации Кавказа и Средней Азии. Можно снять сотни комедий о Великой отечественной, показать кавказских и азиатских мусульман придурковатыми пьяницами, похотливыми многоженцами, комедийными муллами – и образ Ислама в сознании зрителей закреплен на долгие годы вперед.

А после того, как верующие - самая активная часть сопротивляющихся дальнейшему распространению анти-ценностей общества спектакля нейтрализована, можно смело начать развращение традиционных мусульманских обществ голыми телами, бразильскими обнаженными карнавалами, сериалами про супружеские измены, фильмами про животные инстинкты человека, беспрерывной ржачкой над самым святым. И люди все это проглотят, потому что это завораживающе, смешно и весело.

Именно таким образом, через яркие и веселые образы у людей снимают страх перед самыми страшными грехами. К примеру, настойчивое привитие российскому и традиционному мусульманскому обществу гей-парадов. Сам термин гей (gay) в середине 20 века обозначал больше беззаботность, искрометное веселье вечно праздных молодых людей, со смехом обходивших все традиционные запреты и моральные ограничения.

Сегодня активисты гей-движения иронически посмеиваясь над традиционной культурой и религией, весело, gayly, обходят оставшиеся моральные запреты и распространяют в нейтрализованном таким образом обществе нечестие. В абсурд и бесконечный спектакль, таким образом, превращается все и вся.

Оживление Сунны против общества спектакля

Высмеивание и превращение серьезных вещей в абсурд в обществе спектакля набирает обороты по всему миру. Результатом этого становится не только разрушение традиционной морали, но и исчезновение общественного мнения. Сначала оно оказывается неспособным заставить себя услышать, а затем, очень скоро, оказывается неспособным сформироваться. Человеческое общество становится легко манипулируемым и программируемым из кабинетов и офисов режиссеров общества спектакля.

Пытаясь найти ответ на вопрос о том, как можно противостоять этому тотальному распространению общества спектакля, как сохранить человеческое обличье перед лицом этой ржущей и напирающей толпы, Ги Дебор, фактически, повторил своими словами принципы, на которые ориентирует человека Ислам: «Субъектом истории может стать лишь человек самосозидающий, являющийся хозяином и обладателем собственного мира».

Только человек, сохраняющий собственные убеждения, веру и ценности, а также активно воплощающий эти принципы и ценности в своей семье и обществе, может противостоять этому разрушительному влиянию. Только детальное и скрупулезное следование предписаниям Ислама, пути Посланника Аллаха (мир ему), отдаление от харама и оживление Сунны, позволит мусульманам сохранить свою веру, уберечь себя от Огня и не допустить распространения по земле нечестия.

Аль-Ирбад ибн Сарийа рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: «О Посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!» Он сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Маджа).



13 комментариев


  1. (07.01.2014 13:51) #
    1

    Мне кажется, технологиями манипулирования общественным сознанием, как средствами обеспечения власти, пользовались во все времена. Принципы неизменны, но происходит качественное совершенствование (если можно так выразиться?) инструментария. Соответственно ускоряется динамика изменения общественных процессов. Как противостоять, сохраниться? Как создать, воспитать "самосозидающего субъекта истории, являющегося хозяином и обладателем собственного мира"? Кто из нас является таковым? Или как мы должны измениться, чтобы стать субъектом истории? И еще куча вопросов, на которые необходимо искать ответы,не только на словах, а скорее в плоскости организации реальных действенных проектов. Что делать: "закапсюлироваться" в "семье", боясь всяких "новшеств", или утверждать свои "семейные" ценности, освоив для этого все современные инсинципы ислама к сложившимся реалиям мира? Мне кажется, выбор очевиден.

  2. (07.01.2014 14:04) #
    1

    Извините, ошибка в конце текста,после слов " все современные" следует читать: "...инструментарии, бережно адаптируя принципы ислама к сложившимся реалиям мира"

    • (07.01.2014 15:08) #
      3

      То, что жизнь - это спектакль, а мы в нем - артисты и статисты,-как бы уже аксиома. Возможно, человечество доигрывает последний акт этого спектакля: кризис всего и вся налицо. Особенно, в сфере духовности, наиболее адекватным отражением которой является полное поклонение Творцу всего сущего.
      Технический прогресс, обеспечив комфорт человеку, совершенно затмил духовность, заменив ее эрзац-духовностью, грубо говоря, КУЛЬТУРОЙ. Культура же, без религиозности, постепенно впала в декаданс, а человек морально деградировал. Настолько, что это стало угрожать самому его существованию как биологического вида. Действительно, лесбиянки не рожают и "голубые" тоже. И от абортов люди не рождаются...
      Никакие изящества культуры не могут удовлетворить духовный голод человека, осмыслить его жизнь, которая есть только кратковременная подготовка к Ахирату, Вечной жизни, которая и есть единственная Реальность.
      Очнется ли человечество от информационного атеистического дурмана и найдет ли в себе силы встать на путь Ислама? Ин шаа Аллах! Аллаху Акбар!
      Обсуждаемая статья - грозное предупреждение нам! Предупреждение о том, что информационное оружие тоже может иметь свою "Хиросиму".

  3. (07.01.2014 18:44) #
    2

    МашАллах! Очень хорошая статья ярко показывает политику обрабатывания людей мировыми СМИ это реальность нашего положения, особенно современная пропаганда Исламафобии

  4. (07.01.2014 21:36) #
    1

    Восходит всё это к христианству. Существует мнение, например, у протестантов, что театральность присуща католицизму и особенно православию с их постановочными богослужениями, пышными нарядами, шествиями, песнопениями, золотым убранством и прочая. Эти религии пытаются брать синтезом шоу и духовного самокопания, делая себя привлекательными для неглубоких людей. Логически вся эта западно и восточнохристианская культура привела к победе языческих(сатанинских) начал в современном западном обществе.

    • (07.01.2014 22:30) #
      2

      Верно. И апофеозом этого сатанинского действа явилось неверие в Бога.("Христианский Бог умер".Шпенглер)
      А люди, неверующие в Бога, превратились в марионеток "режиссеров" современного мира.
      Верующие в Бога ищут Его и находят в Исламе!

      • (07.01.2014 23:16) #
        1

        Да, самое интересное, что христианство кровно заинтересовано в существовании сатанизма, оно кормится этим духовно и материально. Люди, напуганные дьяволом, издревле искали помощи у служителей культа, несли им подношения и т. д., а церковь разрабатывала развитую демонологию, создавая теоретическую базу сатанизма. Сколько монахов над этим трудилось! Архитекторы создавали соборы с химерами, которые символизировали повсеместное преследование дьявольскими существами людей вплоть до стен этих соборов, одновременную тоску этих падших ангелов из-за своего падения и т. д. И это шоу создавалось не во благо, как видно.

      • (27.01.2014 17:16) #
        1

        Увы, сделать марионеток из муслимов не сложнее, чем из неверующих.

  5. (08.01.2014 02:40) #
    0

    Ребята, охотно верю, что практика использования элементов театрального действа служителями христианского культа, порочна, и даже, тому, что она в немалой степени способствовала падению основ христианской морали западного общества. Но я опасался бы ставить знак тождества между "эрзац-духовностью" и "грубо говоря, КУЛЬТУРОЙ" Нельзя забывать, что мы общаемся, сидя перед монитором..Это я к тому, что есть реалии сегодняшнего дня. Мы находимся в состоянии информационной войны. Мы говорим, что мы вооружены нашей Верой и уповаем на Аллаха Единого Всевышнего. Это абсолютно необходимая, но не достаточная мера нашей защиты. Нам ведь предписали " привязывать верблюда..." Значит нам жизненно необходимо освоить всю науку и все средства и инструменты ведения этой войны. Помимо основных, о коих можно поговорить отдельно, к прочим инструментам воздействия на общественное сознание, является искусство лицедейства (кино, театр, TV и т.п.). Перечитал собой написанное, - получилось будто искусство нужно только как средство веления войны. Конечно, не так. Я думаю, нельзя противопоставлять искусство (подчеркиваю! настоящее искусство) и Ислам, науку и Ислам, ... Нам надо научиться понимать их с наших - мусульманских позиций.

    • (08.01.2014 12:05) #
      0

      Фидарис! Под "эрзац-духовностью" я имел в виду духовную часть современной европейской культуры, лишенную истинной ВЕРЫ в БОГА. Остальные же части культуры, как то: достижения в науке, технике, искусствах - мы не только не отвергаем, но и активно участвуем в их создании, испокон веков.
      Задача человечества состоит в том, чтобы свои достижения оно использовало для довольства Творца и находило в этом смысл жизни и радость бытия.

      • (27.01.2014 17:14) #
        0

        Так фишка вся в том, что по мере накопления научных данных выясняется, что наличие творца и творения вопрос спорный. Научная мысль сегодня никак не связана с верой в творца. Вы хотите пользоваться прогрессом в медицине, к примеру, при этом отбросить эволюционную биологию?

    • (08.01.2014 14:21) #
      0

      Искусством надо стараться делать всю нашу жизнь при этом оставаясь естественным человеком, не играть,не напускать театральности. Один французский философ сказал, что восточному человеку свойственна естественность. Если не развивать в себе стремление доводить любое дело до уровня искусства, то можно остаться полуразвитым.