Обязанности мусульман относительно повелений шариата и их адресатов делятся на два вида: индивидуальную и коллективную.
Индивидуальная обязанность (аль-ваджибу ль-‘айний) – это то, выполнения чего шариат требует от каждого человека в отдельности. Как, например, намаз, закат, хадж.
Коллективная обязанность (аль-ваджибу ль-кифаий) – это то, исполнения чего шариат требует в общем, без определения исполнителя. Как, например, омовение покойника и заупокойный намаз за ним.
Основные различия между индивидуальной и коллективной обязанностями состоят в следующем:
1. Поскольку исполнения индивидуальной обязанности шариат требует от каждого человека в отдельности, то её исполнение частью людей или общества не освобождает от ответственности остальных. Что же касается коллективной обязанности, то её исполнение не требуется ни от каждого человека в отдельности, ни от какого-либо конкретного человека. Если часть людей исполнит её, то остальные освобождаются от ответственности и не несут греха за её неисполнение.
2. Индивидуальная обязанность связана с индивидуальной пользой, что же касается коллективной, то она возвращается к общественной пользе.
3. Индивидуальная обязанность ложится на каждого человека в отдельности и не снимается с него, пока он не исполнит её. Коллективная обязанность также ложится на всех людей, однако спадает с них, если будет исполнена частью общества.
Если же коллективная обязанность никем не будет исполнена, то грех за это ложится на всё общество в целом и всех людей в отдельности.
Взглянув на наше общество
…то увидим, что мусульмане не представляют собой сплочённую общину, занятую решением имеющихся социальных проблем, большинство которых можно отнести к категории коллективной обязанности. Постоянно критикуемый в обществе уровень шариатских знаний их носителей – это, наверное, направление, в котором мы преуспели больше всего. Но и он явно не отвечает запросам современного общества. Поток вопросов, касающихся семейной и финансовой сфер, исходящий от дагестанских мусульман на сегодняшний день, не находит решений. Людям практически не к кому обращаться. Отдельно можно отметить решение споров согласно шариату, шариатский консалтинг, аудит; сложные вопросы, касающиеся брака, развода, наследства.
Если в направлении шариатских знаний смотрит большое количество молодёжи, то этого не скажешь, к примеру, о медицине или сфере общего образования. Остро стоит вопрос оказания медицинских услуг по женской части. У нас нет достаточного количества женщин-стоматологов, акушеров-гинекологов, хирургов, маммологов… Речь идёт просто о врачах, не говоря уже о врачах-специалистах.
Относительно образования в последнее время наблюдалась определённая активность. Но она была практически задушена: детские сады и школы с исламским уклоном, которые активно развивались последние несколько лет, сегодня находятся под жёстким прессингом со стороны правоохранительных органов. На этом фоне остро ощущается нехватка мусульман-юристов и журналистов, которые, с одной стороны, могли бы защищать исламские учреждения от незаконных действий правоохранителей, а с другой – качественно освещать происходящее в СМИ.
Пожалуй, единственная сфера, в которой относительно преуспели представители исламского образа жизни, – это сфера общепита. В открытии кафе, кофеен, ресторанов и забегаловок мы впереди всех.
Перечисленные вопросы – это лишь то, с чем мы сталкиваемся сегодня. Если же говорить о развитии и перспективах, то забот у нас гораздо больше.
Ответственность
…за нерешённость накопившихся проблем лежит на наших плечах. Как было сказано выше, если коллективные обязанности общества не исполняются им, то грех за это ложится на всех его членов. Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу, поэтому ответственность снимается лишь с тех, кто делает то, на что он способен. Одно из направлений, на усердие в котором способны мы все, – это наши дети. Необходимо выявлять потенциал, который в них есть, и развивать его, воспитывая в детях лидерские качества, начиная с детского сада.
Это, конечно, не значит, что мусульмане сегодня не способны ни на что, кроме того, чтобы ждать, пока их заменит следующее, более качественное поколение. Каждый должен думать о том, какой вклад он может внести в решение описанных проблем, и заняться тем, что ему подходит, отдаваясь выбранному пути. Тогда Аллах, возможно, простит нас и помилует. И, может быть, даст результат.