Веду детей в детский сад. Стараемся не терять это время, поднимая расширяющие детский кругозор темы. Задают их сами дети. Стараюсь лишь направлять их в полезное русло.
– Папа, смотри, что это за машина?
– Это «тойота».
– А «тойота» – это какая?
– Японская.
– Японские машины хорошие, да?
– Самые лучшие машины – немецкие и японские.
– А самые плохие?
– Самые некачественные, наверное, российские.
– А дагестанские машины бывают?
– Нет, дагестанских машин не бывает.
– А почему не бывает дагестанских машин, пап?
– Потому что дагестанские дети сначала плохо учатся, а потом неправильно живут. Вот если вы будете хорошо учить математику в школе, может быть, в Дагестане появятся свои машины. ИншааЛлах.
Немного остановимся на проблемах, которые озаботили сегодняшнее дагестанское общество и вернёмся к вопросу, выведенному в заголовок статьи.
Родители и дети
Для многих дагестанских родителей самая большая катастрофа, которая может случиться с их детьми, – это исламский образ жизни. Они не хотят и не пытаются увидеть в нём никаких плюсов. Они так и говорят: «Лучше бы ты был наркоманом» или «Лучше бы ты стала проституткой». Примеряя убеждения своих детей на пережитки советского мышления, такие родители пытаются изменить их угрозами и насилием. Они как бы не могут вытерпеть, что их ребёнок стал скромнее одеваться. Не хотят принять, что он настолько далёк от алкоголя, что не желает посещать мероприятия, на которых распивают опьяняющие напитки. Они ополчились против того, что он посещает мечеть.
Если вникнуть в причины подобного отношения, можно увидеть, что это следствие поклонения главному идолу дагестанского общества – общественному мнению: «Он же не пришёл на свадьбу, что подумают люди!», «Она надела хиджаб, что скажут родственники!», «Он ходит в мечеть, как отреагируют соседи!».
Непосещение мероприятий, на которых распиваются спиртные напитки, – это абсолютный показатель приверженности к правильному (здоровому) образу жизни. Хиджаб – это скромность. Мечеть – это воспитание, организованность, развитие, общение и взаимодействие с широким кругом людей. Всё это исходит из убеждения человека. Каждый родитель, столкнувшийся с такой проблемой, должен понимать: его сын (дочь) ведёт образ жизни, который повелевает Господь миров. Тот, Кто создал весь окружающий мир и всё, что в нём есть. Он убеждён, что Господь миров отчитает его в Судный день, и от такого отчёта будет зависеть вечная участь каждого человека. Когда вы повелеваете своему ребёнку то, что запретил Аллах, вы боретесь с его убеждениями. Неужели вы полагаете, что насилие и угрозы могут их поменять? Нет. Напротив, это как раз может привести к тому, чего вы боитесь больше всего – замкнутости, закрытости и полному отчуждению. Человек не перестанет действовать в соответствии со своими убеждениями. Он просто станет скрывать это от вас. Станет ждать, пока он освободится от вашей опеки. Уйдёт в подполье.
Будьте мудрее
Как-то один отец спросил своего сына:
– Ты вахабист?
– Дай мне определение вахабиста, и я отвечу.
– Вахабист – это тот, кто носит бороду и короткие брюки.
– Ну, ты же видишь, что у меня есть борода и брюки – короткие. Получается, что я – вахабист.
Нельзя настолько упрощать «проблему». Если человек считает, что Господь миров что-то от него требует, насилие и угрозы не приведут к тому, что он перестанет так считать (речь не о бороде и брюках). Как вы хотите вывести это из его сердца?
Не лучше ли пересмотреть своё отношение к данному явлению? Может быть, кому-то стоит немного просветиться? Забыть хотя бы на время, «что скажут люди!» и почитать что-нибудь, что поможет лучше понять мотивы, которыми движим ваш ребёнок. К тому же, уверен, вы обязательно найдёте много плюсов лично для себя. Огромное количество аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обязывает послушанию родителям.
Аллах говорит в Коране (смысл): «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уф!” – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком”» (сура «Ночное путешествие», аяты 23, 24).
Сообщается, что Абдулла ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какое дело Аллах любит больше всего?”» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям»… (Аль-Бухари, Муслим).
В другом хадисе передаётся: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Не сообщить ли вам о том, что является тягчайшим грехом?», повторив свой вопрос трижды. Мы сказали:«Конечно, о посланник Аллаха!» Тогда он сказал: ‘‘Это – многобожие и ослушание родителей’’» (Аль-Бухари, Муслим).
Как можно использовать эти тексты? Из них прямо следует, что ребёнок обязан слушаться своих родителей во всём, что не противоречит шариату.
Возьмём учёбу. Ваш ребёнок плохо учится? Он способный, но не занимается? Он не выполняет домашние задания? Он пропускает занятия? Он не готовится к экзаменам и зачётам? А вы просто напомните ему, что, так же, как он не посещает свадьбы со спиртным, он должен слушаться вас. Например, в вашем желании, чтобы он отдавал учёбе должное.
Немного об учёбе
К сожалению, сегодня дагестанское общество мало заботит уровень его образования. Оно настолько привыкло бороться с ветряными мельницами, что не замечает и не хочет замечать реальных проблем, угрожающих ему реальной деградацией.
Не обращая никакого внимания на невежество и некомпетентность учителей и преподавателей вузов и школ, на нежелание и неумение школьников учиться, получать знания, осваивать и претворять их в жизнь, «научное» и административное сообщества объявили борьбу женским платкам. Один из докладчиков на совещании с главой администрации Каспийска рапортует о том, насколько эффективно ведётся борьба с хиджабами в школах города: в такой-то школе было столько-то учениц в хиджабе, осталось – столько-то, в другой – работа пока так не налажена. Взрослый пожилой человек, занимающий какую-то должность, докладывает целому главе администрации города об успехах на поприще выдавливания девочек в хиджабах из школ. Вопрос хиджаба вышел на государственный уровень как одна из самых больших угроз стране. Стране, переживающей колоссальные проблемы во всех социальных сферах, которые буквально ведут к вымиранию населения, от чего не спасают никакие реформы.
Прямо под моим окном двор 26-й школы. Глядя на то, чем занимаются школьники, невольно вспоминаю свои школьные годы. С одной стороны, это ветер в головах самих школьников: непосредственно рядом с окном находится пятачок, на котором подростки выясняют отношения, а также занимаются другими далёкими от учебного процесса делами.
С другой стороны, это ветер в головах взрослых. Такое чувство, что на протяжении месяца до майских праздников школьники не занимались ничем, кроме марширования и исполнения песни «Катюша». Представляю, как это сказывается на учебном процессе. В принципе, за 15 лет ничего не изменилось.
Интеллектуальный вектор
На заре своего появления ислам задал курс на интеллектуальное развитие. Вектор, который привёл арабов к тому, что из ничего не представляющей из себя общины они создали самую развитую и могущественную цивилизацию, взял своё начало из Книги Всевышнего Аллаха. «Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?” Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (сура «Толпы», аят 9). Аллах создал человека, одной из миссий которого является наместничество на этой земле. Наместничество, для исполнения которого необходимо знание. «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них» (сура «Свет», аят 55).
XX век стал зарёй ислама на мировом уровне. А самое начало XXI – можно назвать его пробуждением в нашей республике. Процессу возрождения свойственны различные крайности и отклонения, которые можно сегодня наблюдать. Но они не должны помешать вектору, который задаёт нам Коран. Нет лучшей мотивации для приобретения знаний (шариатских и естественных), чем посылы Книги Аллаха. А переживаемая сегодня деградация – лучшее поле, на котором это можно продемонстрировать.
Мусульманам предписано соревноваться в благе даже друг с другом, не говоря о стремлении к первенству над остальными. Примеры у нас есть: турецкие колледжи с исламским уклоном были наиболее передовыми школьными заведениями, пока не были вытеснены, что можно видеть в их выпускниках. На фоне борьбы со всем исламским, особенно связанным с воспитанием и образованием (в первую очередь детскими садами и школами), нам необходимо приложить к решению этих проблем все усилия. Иначе дагестанские машины появятся ещё не скоро.