Хвала Аллаху, установившему различия между светом и тьмой, знанием и невежеством! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, который повелел приобретать знания и сравнил учёных со звёздами, указывающими верный путь!
Призыв к приобретению и распространению знаний часто повторяется в Священном Коране. Эта книга была ниспослана тем, кто размышляет и обладает разумом, кто слушает и видит сердцем. «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (Коран, 39:9) - вопрошает Всевышний Аллах. Не равны они, как не равны слепой и зрячий, мёртвый и живой. Мусульманам хорошо известно о превосходстве учёных и том месте, которое отводится приобретению полезных знаний в нашей религии. И здесь хотелось бы обратить ваше внимание на два важных момента.
Во-первых, не всё, чему обучаются люди, является знанием. С точки зрения ислама, знание - это твёрдое осознание истинной сути вещей или явлений. Из этого определения следует, что если приобретённые сведения недостоверны, то это не знание, а заблуждение. А если они не придают твёрдой уверенности и убеждённости, то это предположения или сомнения.
Во-вторых, не все знания являются полезными. К полезным относится только то, что приближает к Аллаху, чем можно воспользоваться для совершения добрых поступков и правильного выполнения своих обязанностей перед Творцом и Его творениями.
Бесполезные знания заполняют сердце и отвлекают человека от высшей цели его бытия - познания Аллаха и поклонения Ему. Вот почему Пророк Мухаммад просил у Аллаха только полезные знания и искал защиты от того, что не приносит пользы.
Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи передали со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что Пророк искал у Аллаха защиты от четырёх вещей: от знания, которое не приносит пользы, от сердца, которое не испытывает страха перед Аллахом, от мольбы, которой не внемлют, и от души, которая не насыщается. Похожие хадисы были переданы и со слов других сподвижников, в том числе - Абу Хурайры и Зайда ибн Аркама.
Что же относится к полезным знаниям? Прежде всего, то, что поможет нам правильно ответить на три вопроса в могиле: «Кто твой Господь? Какую религию ты исповедовал? И что за человек был послан к вам?» Никто не спасётся, пока не приобретёт твёрдых знаний об Аллахе, Его Посланнике и Его религии. Поэтому улемы относили к религиозным наукам только толкование Корана, хадисоведение и правоведение, а также связанные с ними дисциплины.
А что же остальные науки? Относятся ли медицина и физика, математика и астрономия, прочие общественные и естественные науки к полезным знаниям? Отвечая на этот вопрос, некоторые сразу цитируют известное стихотворение имама аш-Шафи‘и, смысл которого таков: «Любые науки - простое занятие, кроме Корана, хадисов и фикха. Наука - это то, что передается от предшественников, а всё остальное - наущения шайтанов».
Как же велика разница между тем, как поняли слова великого имама его современники и как они были поняты впоследствии? Вот уже несколько веков мусульмане хватаются за буквальный смысл этих стихов, забывая о том, чему учат Священный Коран и сунна нашего Пророка (мир ему и благословение).
Многие поколения мусульман были воспитаны на пренебрежении мирскими науками, что, в конечном итоге, привело к пренебрежению знаниями вообще. Исламский мир погрузился во мрак невежества и бездеятельности, спастись от которых удаётся лишь тем, кому Аллах оказывает милость.
В действительности, имам аш-Шафи‘и (да смилуется над ним Аллах) назвал наущениями шайтанов только философствования относительно религии. Он имел в виду, что приобрести религиозные знания можно только из Корана, хадисов и правоведения. Об этом писал шайх аль-ислам Абу Йахйа Закариййа ал-Ансари в книге «Асна ал-маталиб» .
Давайте же посмотрим, что говорили о мирских науках наши праведные предшественники. Имам Таки ад-Дин ас-Субки в своих фетвах писал: «Достоинством являются три вида знаний. Первое - это знание второстепенных положений шариата, взятое из Корана, сунны и высказываний авторитетных имамов, а также знание их источников. Это правоведение, и тех, кто занимается им, называют улемами.
Второе - знание шариатских наук: толкования Корана, хадисов и основ религии, без увлечения правовыми подробностями. Тех, кто занимается этим, тоже называют улемами. Третье - знание остальных наук, не относящихся к первым двум видам. Эти науки близки к ремёслам. Люди, которые занимаются ими, тоже обладают достоинством, но мы не называем их ни факихами, ни улемами». Таким образом, Таки ад-Дин ас-Субки отнёс мирские знания к достоинствам, но подчеркнул бесспорное превосходство шариатских наук.
Абу ‘Умар Ибн ‘Абд ал-Барр сказал: «Науки у представителей всех религий делятся на три вида: высшие, низшие и средние. Высшие - это религиозные науки, о которых можно говорить только то, что разъяснил Аллах в Своих Писаниях или устами Своих пророков. Средние - это мирские науки, которые изучаются и обосновываются путём сравнения похожих вещей. К ним относятся, например, медицина и геометрия. Низшие науки - это ремёсла и всевозможные занятия, такие как плавание, верховая езда, шитьё, каллиграфия и тому подобное. Их настолько много, что всех не сосчитать и не описать в одной книге, и им обучаются на практике».
Как видно, выдающийся учёный поместил мирские науки выше занятий плаванием или верховой ездой, хотя известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) поощрял занятие верховой ездой, а важность обучения плаванию подчёркивается в трудах многих богословов.
Интересную характеристику различным наукам дал имам аз-Захаби в книге «Загал ал-‘илм». Он, в частности, сказал: «В математике есть доля истины, например, геометрические и арифметические законы, и есть доля лжи. Астрология и ей подобные учения - это ложь, которая вредит вере человека и вводит его в заблуждение. Доля истины - это искусство, мастерство, точность. За это не получают ни награды, ни наказания.
В изучении естественных наук нет ничего плохого, но они не относятся к религиозным знаниям, не приближают к Аллаху и не служат припасами в будущей жизни. Это - вид занятий, и человек не получает за них ни награды, ни наказания, если он имеет чистые убеждения, справедлив и благочестив. Мы видели немало таких людей. Но за обучение этим наукам с добрым намерением можно получить награду, если так будет угодно Аллаху» .
Из этих высказываний следует, что изучение мирских наук - один из способов приобретения средств к существованию. Эти знания приносят пользу в последней жизни лишь тогда, когда человек изучает и использует их ради Аллаха и во благо ислама. Однако религиозные знания тоже не приносят пользу сами по себе, пока человек не станет руководствоваться ими на практике или обучать им других, делая это искренне ради Аллаха.
Ибн Маджа передал со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах введёт в Геенну того, кто приобретает знания для того, чтобы соперничать с учёными, спорить с глупцами и обращать к себе лица людей», то есть, привлекать их внимание. Аль-Албани назвал хадис достоверным .
Сообщают, что аль-Хасан аль-Басри сказал: «Наказание для учёного - смерть его сердца». Его спросили: «А что значит смерть сердца?» Он сказал: «Это когда ищешь мирских благ за счёт деяний, которые полагается совершать ради последней жизни» .
Задумайтесь же над этими прекрасными словами! Любые науки необходимо изучать только ради прославления имени Аллаха и укрепления ислама, ради распространения добра и справедливости. Если человек приобретает знания ради славы, богатства или иной корыстной цели, то смятение и беспокойство никогда не покинут его сердце.
Ахмад и Ибн Маджа привели хадис Зайда ибн Сабита о том, что Посланник сказал: «Аллах приведет в замешательство того, кого заботит только этот мир, и бедность всегда будет у него перед глазами, но он не получит от этого мира ничего, кроме того, что ему было предписано. А того, кто стремился к последней жизни, Аллах избавит от беспокойства. Его богатство будет у него в сердце, и этот мир покорно придёт к нему». Похожий хадис передал ат-Тирмизи со слов Анаса ибн Малика, и аль-Албани назвал их достоверными.
Нет никаких сомнений в том, что шариатские науки превосходят мирские. Коран, хадисы и мусульманское право освещают основные вопросы, в знании которых человек нуждается больше всего, без которых ему не заслужить милость и прощение Господа.
Однако Аллах создал людей разными, наделил каждого своими способностями. Все мусульмане не могут быть знатоками Корана или мусульманского права. И шариат не требует от нас этого. В обязанность каждого верующего входит лишь приобретение тех религиозных знаний, которые необходимы для выполнения обязательных предписаний и избегания грехов. Это - знание основ религии и нравственности, важнейших повелений и запретов Аллаха. Помимо того, каждый мусульманин должен уметь читать Священный Коран на арабском языке, даже если он не понимает его смысла.
Знание второстепенных вопросов религии - это обязанность богословов, и если они справляются с нею, то остальные мусульмане могут не знать их. Зато на них остаётся ответственность за углублённое изучение тех областей знаний, в которых они специализируются.
Мусульманские общества нуждаются в юристах и врачах, физиках и химиках, инженерах и конструкторах, программистах и архитекторах, преподавателях и воспитателях. Каждый верующий должен применять свои способности там, где он может принести больше всего пользы. Только тогда мусульманская умма превратится в полноценный единый организм, в котором каждый орган выполняет свою функцию.
Богословы, врачи, инженеры, строители - каждый должен заниматься своим делом и справляться с обязанностями наилучшим образом. Это наш долг перед обществом и вклад в укрепление ислама. Но ещё более важно - не пренебречь нашими обязанностями перед Аллахом, часто поминать Его и много поклоняться. Многочисленные заботы зачастую не позволяют нам делать это днём. Вот почему каждый верующий, независимо от его рода занятости, должен посвящать часть ночи поклонению Аллаху.
Если вы - архитектор, и действительно любите Аллаха, то совсем не обязательно бросать работу и предаваться изучению арабского языка и религиозных наук. Вам достаточно получить основные знания об исламе и проявлять усердие в поклонении Аллаху по вечерам.
Не проводите долгие часы перед телевизором, а посвятите свободное время воспитанию детей, изучению Корана и чтению научной литературы вашего профиля. Быть может, ваш путь в Рай лежит через то здание мечети, школы или больницы, которое вы успеете сконструировать. Но если свет Аллаха так озарил вашу душу, что вы находите покой только в изучении и распространении ислама, то следуйте этим путём до конца.
Встаньте на путь приобретения знаний от улемов и не останавливайтесь на полпути, постарайтесь должным образом изучить одну из шариатских дисциплин, пусть даже на это уйдут долгие годы. Поистине, сегодня исламскому миру нужны настоящие учёные и профессионалы. И помочь в этом может только Всевышний Аллах! И нет силы и мощи ни у кого, кроме Него!