Давать в долг людям является желательным действием, брать же в долг является дозволенным. Аллах говорит в Коране (смысл): «Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заём, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены» (сура «Корова», аят 245). Под «заёмом Аллаху» имеются в виду милостыня или долг, даваемые людям. Также Аллах говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его» (сура «Корова», аят 282).
На дозволенность долга указывают слова и дела Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так, он сказал:«Аллах отдаст долги за того, кто берёт деньги у людей, желая вернуть их, а того, кто берёт деньги, желая только растратить их и не намереваясь возвращать, Аллах погубит» (Аль-Бухари).
В сделках с долгами участвовал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники, табиины (последователи сподвижников) и следующие поколения, а исламские учёные во все времена были единогласны относительно дозволенности долговых сделок.
Когда долг становится запрещённым или обязательным?
Желательность дачи в долг является основой. Однако в некоторых случаях положение дачи в долг может быть другим. Так, если кредитор знает, что заёмщик хочет потратить имущество, которое он берёт у него в долг, на запретное, то в таком случае предоставлять ему долг запрещено.
Если же заёмщик сильно нуждается в деньгах, например, от этого может зависеть жизнь человека, и ему больше неоткуда ждать помощи, то в таком случае предоставить ему долг является для кредитора обязательным. Аллах говорит в Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура «Трапеза», аят 2). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином, и Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока сам раб оказывает её брату своему» (Муслим).
Мудрость законности предоставления имущества в долг
Шариат запрещает ростовщические сделки (риба) и при этом призывает мусульман к взаимопомощи. А поскольку в каждой сложной ситуации является затруднительным делать подарки, шариат дозволяет долг как форму поддержки людьми друг друга. В одном из хадисов даже содержится указание на предпочтительность дачи в долг над безвозмездной передачей имущества, поскольку долг, как правило, берётся в ситуации крайней нужды.
От долгов лучше отказаться
Несмотря на дозволенность брать в долг, от этого всё же лучше отказаться. На это указывает Сунна. Поскольку мусульманину лучше не зависеть от людей и полагаться на Аллаха.
В одном из хадисов сообщается о нескольких умерших людях, для совершения заупокойной молитвы которым обратились к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «…Через некоторое время принесли третьи носилки, и люди снова обратились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой: «Помолись за него». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Оставил ли он что-нибудь?» Люди ответили: “Нет”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А есть ли у него долги?» Они ответили: “Он остался должен три динара”, и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помолитесь вы за своего товарища». Услышав это, Абу Катада сказал: «Помолись за него ты, о Посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги», и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил за него заупокойную молитву» (Аль-Бухари).
Этим Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хотел показать, что мусульманину лучше воздержаться от влезания в долги.
Составляющие и обязательные условия долга
Они совпадают с составляющими и обязательными условиями договора купли-продажи, о которых мы говорили в статье «Фикх всеобъемлющий». Таким образом, давать в долг можно всё, что можно продавать и обменивать.
Имущество, отдаваемое в долг, обязательно должно быть известным. Должен быть известен его вес, объём или количество, поскольку в противном случае невозможно будет вернуть его эквивалент. Если же в долг будет передана неизвестная сумма или продукты неизвестного веса или объёма, то такая сделка будет недействительной.
Юридические последствия предоставления в долг
Если были соблюдены все условия сделки с долгом, то после её заключения и после того, как заёмщик возьмёт имущество в свои руки, право владения передаваемым в долг имуществом переходит от кредитора к заёмщику.
Здесь возникает вопрос: имеет ли кредитор право требовать возврат долга до истечения оговорённого времени?
По мнению большинства учёных, в числе которых ханафиты, шафииты и ханбалиты, кредитор может требовать погашения долга в любое время, в том числе и до истечения оговорённого периода, а заёмщик должен исполнить его требование. Учёные, придерживающиеся этого мнения, основываются на том, что предоставление в долг является актом доброй воли со стороны кредитора и он может вернуть своё право в любой момент. Если же он тем самым нарушит условие о сроке долга, то это, по мнению большинства учёных, будет невыполнением обещания и грехом, однако не будет иметь правовых последствий.
По мнению маликитов, соблюдение оговорённого срока является обязательным и кредитор не имеет права требовать погашения долга до его истечения. Это мнение также выбрали шейху-ль-ислам Ибн Таймийя и его ученик Ибн аль-Кайим, а также современный учёный-специалист по фикху Мухаммад Мухтар аш-Шанкити.
Аллах говорит в Коране (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (сура «Трапеза», аят 1). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульмане соблюдают условия, о которых они договорились».
Как возвращается долг?
Если заёмщик не совершил со взятым в долг имуществом действий, которые изменили его, и с этим имуществом не связаны какие-либо обязательства по отношению к третьему лицу, то он может вернуть непосредственно взятое в долг имущество. В противном случае он должен вернуть его эквивалент.
Например, если человек взял в долг быка и зарезал его, то он должен вернуть подобного быка.
Если вернуть имущество, подобное взятому в долг, является затруднительным, то возвращается его стоимость на момент получения заёмщиком взятого в долг имущества после заключения сделки. Поскольку именно после получения происходит переход прав на собственность. Например, заёмщик взял в долг автомобиль и сделка состоялась в сентябре, однако забрал он машину только в ноябре. Если он продаст машину и вернуть подобную окажется затруднительным, то ему надо будет вернуть стоимость автомобиля в ноябре.
Вознаграждение за предоставление в долг
Устанавливать штраф за задержку погашения долга запрещено шариатом. Также запрещено условие возврата долга с надбавкой.
Здесь же возникает вопрос: если заёмщик вернёт долг кредитору и добавит ещё что-либо сверху, не оговаривавшееся в договоре, в качестве благодарности в виде подарка, будет ли это дозволенным, или это будет риба?
Такой подарок будет дозволенным и не будет относиться к риба, поскольку он не оговаривался в договоре. Передаётся, что Джабир ибн Абдуллах сказал: «Однажды утром я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который находился в мечети, и он сказал мне: «Соверши молитву в два раката». А он был должен мне, и после этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не только рассчитался со мной, но и прибавил» (Аль-Бухари). Также передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто не благодарит людей, тот не благодарит и Аллаха».
Однако если в обществе приняты такие подарки, и они обычно ожидаемы сторонами, то такая добавка будет нежелательной согласно шариатскому правилу: «То, что принято в обществе, подобно оговорённому договором».
Гарантии исполнения договора
Кредитор имеет право потребовать залог (в следующих статьях мы подробно поговорим о нормах, связанных с залогом), присутствие свидетелей, письменное подтверждение договора и другие законные способы гарантии исполнения договора.
Аллах говорит в Коране (смысл): «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его <…> Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (сура «Корова», аяты 282, 283).
Использованные источники:
1. «Аль-фикху-ль-манхаджи» (современный труд по шафиитскомумазхабу), Мустафааль-Хан и другие;
2. «Шархузади-ль-мустакни’»(аудиоуроки по ханбалитскому мазхабу), МухаммадМухтараш-Шанкити. В спорных вопросах предпочтение в данной статье отдавалось мнению шейха Аш-Шанкити.