«Всезнайки» в Исламе

Привычка путать убеждения со знанием – эпидемическое заболевание нашего времени.
(Абу Хамид аль-Газали)


Кто виноват?

Массовый интерес к Исламу и распространение знаний о нём, к сожалению, повлекли за собой в обществе некоторые негативные явления. И дело тут не в самих знаниях. Проблема в людях, которые их распространяют и передают.

Всегда можно наблюдать эдаких самоучек-всезнаек, которые на все вопросы имеют поверхностные знания и, вдобавок, мнение, основанное на глубокой убеждённости в своей правоте. При этом всякая информация, которая не сходится с мнением, воспринимается «в штыки».

Вместо того, чтобы защищать истину с чувством собственного достоинства, они защищают свой нафс от «покушения» на его несовершенство или незнание, или неполное знание о чём-либо.

Обычный случай

Помню случай, когда сидели двое моих коллег и говорили на тему религии. Один спросил у второго: «Что значит имя Всевышнего «Рахим»?» Тот, неуверенно, но ответил: «Милосердный, Милостивый».

Второй задал следующий вопрос: «А что тогда значит: «Рахман?» Тот всё также неуверенно, но – ответил: «Ну что значит? Значит, что Аллах – Милосердный, Милостивый». При этом было вполне понятно, что отвечающий не осознаёт существенной разницы между этими двумя именами.

Этот случай заставил меня всерьёз задуматься над тем недугом сердец, который распространяется, как инфекция, в организме нашей уммы…

Синдром всезнайки

Это заболевание я бы назвала «синдромом всезнайки». И главный его симптом – «много слов о том, чего ты не знаешь». Человеку задают вопрос, а он, при незнании точного ответа или зная лишь его часть, начинает говорить много (то есть больше, чем требовал сам вопрос) и не по делу. Если же человек знает точный ответ, ссылается на достоверные материалы, то дополнительная информация, подкрепляющая уже сказанное, приветствуется.

Но бывает и так, что человек цитирует, приводит какие-то слова-доводы, но не помнит, где слышал, не знает, хадис это или изречение учёного, если хадис, то не знает, кто передал и насколько он достоверен.

И это с учётом того, что некоторые хадисы необходимо передавать именно в том контексте, в котором они преподнесены. То есть, описывая всю ситуацию, при которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал или сделал что-либо. Это делается во избежание дурных мыслей, неточностей или возможного неправильного истолкования хадиса услышавшим.

Последствия

При таком несерьёзном подходе человек может несправедливо приписать учёному или другому человеку те слова, которых он не говорил. Во-первых, страдает иман человека, ведь он уменьшается, если человек ведёт себя недобросовестно. Вспомним хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится: «Достаточно человеку (для того, чтобы) стать лжецом, передавать всё, что им услышано».

То есть, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предупредил, что если человек будет передавать всё, что слышит, не фильтруя достоверность, полезность, необходимость сказанного, он может стать одним из тех, кого Всевышний причислит к категории лжецов.

Помимо собственной безуспешности, человек своим «всезнайством» вредит и окружающим.

Тот, кто спрашивает, надеется на точный и полный ответ. Нужно учитывать, что неполный ответ или искажённый он примет за исчерпывающий и достоверный (по доверчивости, характерной для верующих), что приведёт его к неправильным умозаключениям.

Например, будь я первым участником вышеописанной ситуации и преподнеси мне отвечающий эти «знания» более уверенно, я поверила бы и приняла б его ответ за истинный, исчерпывающий. То есть, помимо того, что всезнайка сам имеет недостаток в знаниях, он ещё и передаёт «искалеченную истину» другому. Напоминает детскую игру «Испорченный телефон»… Только в нашем случае всё гораздо серьёзней.

Что делать?

1. Самое первое, что нужно сделать мусульманину, чтобы избежать синдрома всезнайки, – это смириться с тем фактом, что он не знает и не может знать всего. Здесь можно обратиться к мудрости Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Такой подход освободит нафс от умиления собственной осведомлённостью и облегчит общение с окружающими, особенно, если это касается вопросов религии. То есть, при таком отношении возможность возникновения споров уменьшается. К тому же, осознание своих неполных знаний подтолкнёт человека к их изучению и обогащению ими.

2. Возможно, всезнайки руководствуются не только желаниями нафса продемонстрировать своё интеллектуальное богатство, но также стремятся помочь человеку. Благое стремление к помощи так велико, что человек и не задумывается о возможных последствиях.

Поэтому второе, что нужно учитывать, чтобы избегнуть синдрома всезнайки, – это осознать, что лучше промолчать, чем сказать то, что человек не поймёт или поймёт неправильно; лучше промолчать, чем дать ответ, который не будет являться полным, исчерпывающим, достоверным. В одном из хадисов сказано: «Пусть тот, кто уверовал в Судный день и Посланника Аллаха, говорит благое или же молчит».

3. Если же, всё-таки, у человека имеются какие-либо знания о предмете вопроса, он, учитывая неполноценность своих знаний и возможную многосторонность вопроса, должен добавить к тому, что уже сказал: «Это то, что известно мне» или «Я говорю то, что я слышал от такого-то или читал там-то».

То есть, он должен уведомить спрашивающего, что ответ может быть неполным и уместно продолжить его поиски в более достоверных источниках. Так он «обезопасит» спрашивающего от возможного заблуждения.

Примеры для подражания

Как вели себя в подобных случаях лучшие из уммы? Приведём в пример историю имама Малика.

Рассказывают, что имаму Малику были заданы сорок вопросов, и он ответил на четыре из них, а в ответ на оставшиеся сказал: «Я не знаю». Задававший вопрос сказал: «Я приехал с такой-то страны, чтобы задать эти вопросы, а ты говоришь: “Я не знаю?!”» На что имам Малик ответил: «Садись на свою верблюдицу, езжай обратно в страну, из которой прибыл, и скажи: “Я спросил Малика, а он ответил, что не знает”». Таков нрав учёных!

Синдром всезнайки – ещё один из слуг нафса, который мы сегодня разоблачили. Теперь, когда знаем его в лицо, надеюсь, будем более ответственными и внимательными в передаче знаний друг другу. Благослови нас Аллах!



19 комментариев


  1. (07.05.2013 10:28) #
    2

    Хорошая статья, как раз вчера читал очень интересную книгу об отношении к знанию у ранних имамов уммы. Мнения есть разные по этому поводу. Газали например пишет, что много знания в принципе человеку для хорошей жизни и не надо, и добывания знания ради знания ни к чему хорошему не ведет. Далее в книге приводились мнения других шейхов по поводу знания, например Ибн Хазм пишет, что в принципе все зависит не от знания, а от внушения Аллаха, и сколько бы человек не читал и не запоминал, но если человек изначально не способен мыслить, то знания ему не прибавит ума, и из этого он приходит к выводу, что люди в принципе делятся на две категории, людям, которые это знание дано, и глупцам, которые всегда останутся такими, сколько бы они не учились.

    Ибн Хазм сказал: «Знай, что многие из тех, кто стремится к знанию, усердно читают, погружаются в учебу и уроки, но не получают от него никакого удела. И пусть знает обладатель знания, что если бы оно приобреталось только благодаря усердию, то кто-нибудь другой превзошел бы его. В действительности же знание – дар Всевышнего Аллаха, и чему здесь удивляться? Это лишь причина для смирения и благодарности Всевышнему Аллаху, просьбы приумножить благо и не лишать его»

    • (07.05.2013 12:32) #
      -2

      Уважаемая, Ася Гагиева! Вы написали огромной важности материал. Ибо вся Россия полна в большинстве своем татарскими неучами-всезнайками. Это трагедия современной России после убийства в 20 веке большевиками всех до единого исламских ученых, историков, общественно-культурно-политических деятелей, писателей, поэтов… К началу «перестройки» Россия оказалась выжженной землей, куда этнические мусульмане оказались выброшенными.

      За исключением небольшого слоя поистине обладающих, наверное, возможно, обширными профессиональными знаниями вкупе со знанием арабского языка (их время от времени власть методически выжигает своим напалмом с лица России) , хотя само по себе знание арабского языка без наследственной, потомственно образованной преемственности, а не так -отец дворник, сын без всякого образования, имея лишь посредственное, не филологическое, не лингвистическое, без обучения герменевтики знание не в совершенстве арабского языка, но считающий себя всезнайкой. С курсами на уровне начального класса общеобразовательной школы 2-х годичного медресе. Вот эти все долбанные едрена вошь общественные деятели намотали вокруг своих пузырей марли, назвались «общественными деятелями» или «муфтиями» и устраивают между собой драчки с играющими гормонами как быки на ринге или петухи в курятнике.

      Посмотришь на этих мужиков, и действительно хочется установить диктатуру одной сильной личности, ибо мужики в России без сильной руки жить не могут. Россия – исторически унитарное государство, где по своей природе не может быть демократии. В том числе в среде исламских мужиков. Исключительно- дерьмократия.

  2. (07.05.2013 14:33) #
    0

    Френсис Бэкон: «Знание — сила»

  3. (07.05.2013 15:01) #
    1

    Халида, комментарий начала хорошо. Я тоже считаю статью хорошей. Но дальше твой комментарий с нападками на татар мне не понравился. Ведь мусульман и их муфтиев в России множество и разных национальностей. А если у этих муфтиев не принято вокруг "пузырей наматывать марлю", а носят бараньи шапки, то что они умней или же всезнайки? Надо все-таки быть более корректной и следить за "базаром". Иначе выплеснешь вместе с водой и ребенка.

  4. (07.05.2013 15:06) #
    0

    Халида, а что бабы в России без сильной руки могут жить? Я персона мужского рода и очень обиделся на слово дерьмо. Так и хочется ответить: от дерьма и слышу. А мужики не бывают исламскими или христианскими. Они, как мужики, везде одинаковы. Различаются только по богобоязненности и внешнему виду. Так же как и женщины.

  5. (07.05.2013 17:14) #
    -1

    Бабайка70, ты читать умеешь?

    Вижу нет. Ибо я назвала созданную систему в стране дерьмократией, а ты подумал о чем? О себе любимом, что тебя назвали дерьмом. Ну думать так, это твое право, его отнять у тебя никто не может.

    И второе. Замечу тебе, плохо вникающему в суть прочитанного, я писала о татарских марленосцах. О папахоносцах судить не собираюсь, ибо их среду знаю ноль.

    • (07.05.2013 22:24) #
      0

      не очень понял суть твоих комментариев?ты хочешь сказать что Татары имамы мало знают?

  6. (07.05.2013 19:54) #
    -1

    Халида, если ты писала о татарских марленосцах, то тоже о них не тебе судить. Называть их долбаными едрена вшами очень некорректно.Если они совмещают исламский призыв и общественную деятельность ради Аллаха за мизерную зарплату в Татарстане, то им надо объявлять благодарность, а не обзывать. В других регионах и этого не получают, а работают не хуже.

    • (08.05.2013 10:53) #
      4

      Вам судить себя самим, т.н хазратам,да? Ваши крикливые, переходящие в крик проповеди молодых имамов в мечетях, например, Лениногорска - убожество. Придти на проповедь во время Поста и слушать два часа, что не нужно спать во время Поста с женой - выше моих сил. Если ты себя, мужик, молодой человек убеждаешь в этом, свою похоть, то почему я должна слушать твою ахинею. Или начинают рассказывать во время проповеди, что такое ритуальная чистота.

      Ходить в мечеть в Соборный день слушать тупые проповеди татарских хазратов не вижу никакого смысла: нервы и время сэкономишь. Вдобавок больше узнаешь, если возьмешь в руки книгу хадисов, Коран.

      • (10.05.2013 10:10) #
        3

        Халида, сестренка, кто же Вас так обидел?! Не все же такие татарские хазраты, грамотные есть, но не каждому дано сотрясать сердца людей призывом и внушением. У человека могут быть знания, но в тоже время он может быть лишен красноречия, не все ораторы, кому что дано. Например, в моей губернии есть большая мечеть, медресе, некоторые имамы отучились в арабских странах, но честно сказать, то о чем вы говорили имеет место быть. Например, у нас в мечете пятничная хутба идет полтора часа, что на мой взгляд довольно много. Хутбы не плохие, но и не могу сказать, что жгут глаголом и сотрясают мое сердце. Спокойные, немного философские, аж заснуть можно, но добрые и искренние. Иногда можно даже услышать пару аятов и пару хадисов, могут и книжки прорекламировать с "особым" уклоном, а вот призыва к таухиду, к Сунне, нет! Хочется реальной, живой хутбы, чтобы ком в горле стоял, хочется услышать интересные истории, факты, послушать интересные темы на хутбах, но.......пока так. Также, на мой взгляд, любой проповедник, который выходит с листком бумаги и читает хутбу по бумаге, теряет интерес людей к тому, что он собрался донести до них. Все это есть у нас, а хочется видеть проповедника, у которого горят глаза, голос которого пробуждает спящих прихожан, который всем своим внешним видом и своими убеждениями стоит на истинном единобожии и следует пречистой Сунне, но пока только бритые, мавлидчики, любители музыки, ашариты, философы и т.д. и т.п.

        • (11.05.2013 00:10) #
          1

          вы во всём правы, Curiosity, призыва к таухиду, к Сунне, нет.
          это так! но такое наблюдаем мы часто не только от нежелания, от незнания или не умения имамов , но и от установки свыше.
          "традиции" , традиции, вот теперь что модно.
          а если имам начнёт разъяснять акыду, то быстро ему найдут замену, ПОСТАВЯТ ТОГО, кто для разнообразия и оживления любит присказки-притчи рассказывать, вместо хадисов и аятов. И такое можно часто наблюдать. И такое будут практиковать.

          • (11.05.2013 07:22) #
            2

            sms, когда-то я тоже так рассуждал, но в ходе общения с представителями ДУМ, я понял, что это их убеждения, они не изучают таухид, обычные ашариты, это в лучшем случае, с пеной у рта готовые отстаивать свои убеждения. Во многих вопросах они противоречат Сунне не потому что их "держут" за интимные места чекисты, а потому что это их убеждения, им это потходит под их желания. Они ЗА "традиционный ислам", а как сказал....не буду называть его имя: "Традиционный ислам - это ислам в мертвой зоне". И все те мавлиды и песнопения, которые они устраивают не будут приняты, так как пророк Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, сказал: "То, что будет превнесено в наше дело, т.е. ислам, будет отвергнуто!". Приведу маленький пример, в нашей мечете азан дается не муадзином, а через диск на компьюторе. Казалось бы - мелочь, но это действие противоречит Сунне, таким образом муадзины лишаются возможности заработать награду и иншаАллах, стать теми людьми, о которых пророк сказал, что в Судный День их шеи будут длинными, что они будут выделяться среди людей, которые будут стоять, а кто-то захлебываться, в собственном поту. Теперь вопрос: чекисты запретили им давать азан по Сунне? Нет, это их выбор, никто к этому их не принуждает. В мечете всегда есть кто-нибудь, кто может дать азан. И я привел маленький пример и не затронул более серьезные вопросы. Конечно, на любой ДУМ оказывается жесткое давление со стороны властей, но есть вещи, которые совершаются вне зависимости от политической конъюнктуры, а только и строго по убеждениям.

    • (08.05.2013 13:28) #
      5

      Бабайка, твои слова:"Они совмещают исламский призыв и общественную деятельность ради Аллаха за мизерную зарплату, им надо объявлять благодарность, а не обзывать".

      Напомнили мне бывший многолетний по всем СМИ и из уст чиновников плач об "участи" полицейских: "Что можем мы ждать от (милиционеров) полицейских, (милиции) полиции, находящихся на нищенском положении". Это всегда происходило, когда нужно было оправдывать преступления, в лучшем случае халатность полицейских и полиции.

      В нашем же случае пришли в ДУМы зачастую татарские "всезнайки" мужики не ради Аллаха, а по большому счету ради себя, и хотят , чтобы мы безоговорочно принимали то, что они нам говорят, показывают, и не рассуждали, что делают и что говорят они, т.н. хазраты. От вас уже столько вреда мусульмане навидались и наслышались, что можно уже писать исторические работы: "Татарские шейхи, муфтии, хазраты, как вредители делу исламу и мусульманам России". И одновременно создать книгу "Татарские имамы - как защитники исламской веры и мусульман". Отделяя настоящих имамов-вредителей от имамов, совершавших случайные ошибки, покаявшихся сразу за них.

      • (09.05.2013 23:36) #
        3

        Халида,удар ниже пояса! Прямо в яблочко попали.Это не хазраты а ХЯСРЯТЫ.Разрушители Ислама.Исламские бизнесмены.

        • (10.05.2013 21:25) #
          -7

          Джамал, если у тебя яблочко ниже пояса, то понятна твоя восторженность.Кто тебе мешает заняться исламским призывом и соответствовать твоим же требованиям. Или кишка тонка? Или же яблочко ниже пояса? Ты покажи пример беззаветного служения Аллаху, выполняй все требования Его, будь оратором, проповедником, читай наизусть хутбы и Коран. Все тебя будут любить и уважать, а на твои хутбы будет ездить Халида и умиляться твоему красноречию. Все прихожане будут плакать и все ковры будут мокрые после их ухода.Особенно ковер, на котором сидела Халида.

      • (10.05.2013 21:12) #
        -3

        Халида, ты так переживаешь о татарских имамах, что даже слезу прошибает. Не зря Всевышний Аллах определил посещение женщиной пятничной проповеди не обязательной. А ты с настойчивостью достойной танка продолжаешь ходить туда и потом критиковать всех и вся.Занялась бы ты лучше чтением Корана и Хадисов Пророка(САС). Будет больше пользы и для тебя и для мусульманской Уммы. Не зря женщина в исламе не может стать имамом.Даже среди женщин.

        • (12.05.2013 15:20) #
          1

          Я выскажу мысль о женщинах, которых ты считаешь вторым сортом по отношению к себе, особи мужского пола.

          Среди женщин я видела умные и светлые головы,занимавшиеся в превосходной степени исламским призывом среди женщин, какого уровня тебе, бабайка70 не удастся достичь никогда, будь ты трижды "имамом" (мне жаль тех, кто встанет за тобой на молитву).

          Почему нельзя женщине заниматься призывом среди мужчин? Потому что вы, как животные низшего вида, при виде совершенной женщины сразу переводите свой ум (если он есть,конечно, зачастую у вас его нет в природе) в низшую часть своего туловища. Вот и все объяснение вам, почему женщине нельзя быть имамом в мечетях.

  7. (12.05.2013 22:16) #
    1

    Ассаляму алейкум. Все-таки придется напомнить кое о чем.

    Читая комментарии некоторых, вижу, что у них с понятием благого нрава, благовоспитанностью есть проблемы. По этому поводу наш любимый пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:
    «Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав». (Ахмад, Аль-Бухари»).

    А наш пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, как нам известно, является для нас примером и образцом для подражания. О чем Аллаhа Та'аля сказал в Коране сура 33, аят 21:
    «Для вас в посланнике Аллаhа – образцовый пример для тех, кто надеется на милосердие Аллаhа и на блага Последнего .…» /перевод смысла Аль-Азхар/

    В связи с этим некоторым следует обратиться к Сунне пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) и вспомнить, что он нам передал в отношении данного вопроса. Вот некоторые из хадисов о благовоспитанности от нашего любимого пророка, да благословит его Аллаh и приветствует:
    – Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:
    «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Поистине, Аллах любит (проявления) доброты во всём”». (Аль-Бухари);
    – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
    «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова!.....». (Аль-Бухари);
    – Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ведь, поистине, Аллах ненавидит того, кто произносит непристойные и дурные слова». (Ат-Тирмизи; Абу Дауд);
    – «Проявляй в отношениях с людьми высокую нравственность». (Ат-Тирмизи, Бирр ва сила, 55., Дарими, Рикак, 47);
    – «Ругать мусульманина - большой грех, а убить его - неверие». (Муслим, Иман, 116);
    – «Истинно, в Судный День лучшие из вас по своему нраву будут более всех любимы мною и будут ближе всех ко мне». (Бухари, Фадаилюс-сахаба, 27, Ат-Тирмизи, Бирр ва сила, 71);
    – «Истинно, Аллаh - Учтивый, любит учтивость во всех делах». (Бухари, Иститаба, 4., Муслим, Салям, 10., Абу Дауд, Адаб, 10);
    – «Совершенным является Иман (вера) тех, кто обладает прекрасным нравом». (Абу Дауд, Сунна, 14., Ахмад бин Ханбаль, Муснад, II, 250).

    В Коране и Сунне упоминается великое множество таких качеств, что указывает на заботу ислама о нраве человека. Мне кажется приведенных хадисов достаточно, чтобы понять, что благой нрав действительно очень важен. От него зависит поведение человека в обществе и его отношение к людям.

    Поэтому очень неприятно читать от некоторых комментарии, наполненные ядом и жестокостью, сквозящие злобой и ненавистью по отношению к единоверцам. Также неприятно читать, откровенно говоря, грязные и неприличные формулировки, оскорбления и издевки в частности под данной статьей в адрес молодых хазратов и имамов.

    Далее хочу вкратце выделить несколько моментов.
    Во-первых, необходимо отметить, что молодые хазраты и имамы со временем станут мудрее, опытнее, наберутся знаний, и лучше будут проводить пятничные проповеди, ин шаа Аллаh. А ваши жестокие выпады, оскорбления в отношении их, а также других мусульман уже записаны и их не стереть!
    Во-вторых, писать о том, что у всех татарских хазратов «тупые проповеди» – это всего лишь субъективное мнение отдельного индивидуума. Делать вывод о качестве проповедей всех татарских хазратов, по одному хазрату или даже нескольким совершенно не приемлемо, а также обвинять всех или большинство в невежестве.
    В-третьих, правильно один брат заметил, что «не каждому дано сотрясать сердца людей призывом и внушением. У человека могут быть знания, но в тоже время он может быть лишен красноречия, не все ораторы, кому что дано».
    Удивительно получается, что за привередливые люди, ведут себя как в ресторане – подавай им имамов высшего сорта, блестящих ораторов и проповедников! Не задумывались, откуда их во все мечети взять? Прежде чем требовать от кого-то, превосходные качества, сначала проверьте себя на наличие таковых.
    В-четвертых, другой брат тоже верно отметил: «… они совмещают исламский призыв и общественную деятельность ради Аллаха за мизерную зарплату…».
    А задумывались ли некоторые, на какие средства живут хазраты? Не надо забывать, что хазраты - тоже люди, у них тоже есть семья, жена, дети, они тоже хотят есть, одеваться. А удается ли всем хазратам обеспечить семью всем этим?! Уверен, что вряд ли. Несмотря на то, что они живут в недостатке, хазраты стойко и верно продолжают служить всевышнему Аллаhу, читать проповеди. В следующий раз, когда придете в свой уютный дом или квартиру, сядете в свою машину, откроете полный холодильник еды и пойдете тратить деньги в торговый центр, подумайте о тех хазратах, у которых всего этого нет, прежде чем в очередной раз отправите в их адрес ругательства.

    ОЧЕНЬ ВАЖНО. Уважаемые братья и сестры будьте терпеливы, когда хотите написать грубые и оскорбительные комментарии к статьям. Учитывайте, что эти комментарии читают не только мусульмане, но люди других религий. Подумайте, как по вашим комментариям они будут воспринимать ислам?! Положительный ли образ или противный образ сложится? Исламский призыв должен быть везде и наше поведение, нрав, благовоспитанность не менее важный фактор.

    Еще раз обратимся к Сунне пророка, да благословит его Аллаh. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
    – «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не имел привычки ругать (людей), он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а ЕСЛИ ХОТЕЛ ВЫРАЗИТЬ КОМУ-НИБУДЬ СВОЁ ПОРИЦАНИЕ, то говорил: “Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!”». (Аль-Бухари);
    – «Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть говоррит доброе или молчит». (Бухари, Адабин, 31, 85, Муслим, Иман, 74)

    P.S.
    Выше написанное касается, в том числе к комментариям к другим статьям, в которых содержаться оскорбления и прочие недостойные вещи.

    P.S.S. И тавфикъ только от Аллаhа.