Привычка путать убеждения со знанием – эпидемическое заболевание нашего времени.
(Абу Хамид аль-Газали)
Кто виноват?
Массовый интерес к Исламу и распространение знаний о нём, к сожалению, повлекли за собой в обществе некоторые негативные явления. И дело тут не в самих знаниях. Проблема в людях, которые их распространяют и передают.
Всегда можно наблюдать эдаких самоучек-всезнаек, которые на все вопросы имеют поверхностные знания и, вдобавок, мнение, основанное на глубокой убеждённости в своей правоте. При этом всякая информация, которая не сходится с мнением, воспринимается «в штыки».
Вместо того, чтобы защищать истину с чувством собственного достоинства, они защищают свой нафс от «покушения» на его несовершенство или незнание, или неполное знание о чём-либо.
Обычный случай
Помню случай, когда сидели двое моих коллег и говорили на тему религии. Один спросил у второго: «Что значит имя Всевышнего «Рахим»?» Тот, неуверенно, но ответил: «Милосердный, Милостивый».
Второй задал следующий вопрос: «А что тогда значит: «Рахман?» Тот всё также неуверенно, но – ответил: «Ну что значит? Значит, что Аллах – Милосердный, Милостивый». При этом было вполне понятно, что отвечающий не осознаёт существенной разницы между этими двумя именами.
Этот случай заставил меня всерьёз задуматься над тем недугом сердец, который распространяется, как инфекция, в организме нашей уммы…
Синдром всезнайки
Это заболевание я бы назвала «синдромом всезнайки». И главный его симптом – «много слов о том, чего ты не знаешь». Человеку задают вопрос, а он, при незнании точного ответа или зная лишь его часть, начинает говорить много (то есть больше, чем требовал сам вопрос) и не по делу. Если же человек знает точный ответ, ссылается на достоверные материалы, то дополнительная информация, подкрепляющая уже сказанное, приветствуется.
Но бывает и так, что человек цитирует, приводит какие-то слова-доводы, но не помнит, где слышал, не знает, хадис это или изречение учёного, если хадис, то не знает, кто передал и насколько он достоверен.
И это с учётом того, что некоторые хадисы необходимо передавать именно в том контексте, в котором они преподнесены. То есть, описывая всю ситуацию, при которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал или сделал что-либо. Это делается во избежание дурных мыслей, неточностей или возможного неправильного истолкования хадиса услышавшим.
Последствия
При таком несерьёзном подходе человек может несправедливо приписать учёному или другому человеку те слова, которых он не говорил. Во-первых, страдает иман человека, ведь он уменьшается, если человек ведёт себя недобросовестно. Вспомним хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится: «Достаточно человеку (для того, чтобы) стать лжецом, передавать всё, что им услышано».
То есть, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предупредил, что если человек будет передавать всё, что слышит, не фильтруя достоверность, полезность, необходимость сказанного, он может стать одним из тех, кого Всевышний причислит к категории лжецов.
Помимо собственной безуспешности, человек своим «всезнайством» вредит и окружающим.
Тот, кто спрашивает, надеется на точный и полный ответ. Нужно учитывать, что неполный ответ или искажённый он примет за исчерпывающий и достоверный (по доверчивости, характерной для верующих), что приведёт его к неправильным умозаключениям.
Например, будь я первым участником вышеописанной ситуации и преподнеси мне отвечающий эти «знания» более уверенно, я поверила бы и приняла б его ответ за истинный, исчерпывающий. То есть, помимо того, что всезнайка сам имеет недостаток в знаниях, он ещё и передаёт «искалеченную истину» другому. Напоминает детскую игру «Испорченный телефон»… Только в нашем случае всё гораздо серьёзней.
Что делать?
1. Самое первое, что нужно сделать мусульманину, чтобы избежать синдрома всезнайки, – это смириться с тем фактом, что он не знает и не может знать всего. Здесь можно обратиться к мудрости Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».
Такой подход освободит нафс от умиления собственной осведомлённостью и облегчит общение с окружающими, особенно, если это касается вопросов религии. То есть, при таком отношении возможность возникновения споров уменьшается. К тому же, осознание своих неполных знаний подтолкнёт человека к их изучению и обогащению ими.
2. Возможно, всезнайки руководствуются не только желаниями нафса продемонстрировать своё интеллектуальное богатство, но также стремятся помочь человеку. Благое стремление к помощи так велико, что человек и не задумывается о возможных последствиях.
Поэтому второе, что нужно учитывать, чтобы избегнуть синдрома всезнайки, – это осознать, что лучше промолчать, чем сказать то, что человек не поймёт или поймёт неправильно; лучше промолчать, чем дать ответ, который не будет являться полным, исчерпывающим, достоверным. В одном из хадисов сказано: «Пусть тот, кто уверовал в Судный день и Посланника Аллаха, говорит благое или же молчит».
3. Если же, всё-таки, у человека имеются какие-либо знания о предмете вопроса, он, учитывая неполноценность своих знаний и возможную многосторонность вопроса, должен добавить к тому, что уже сказал: «Это то, что известно мне» или «Я говорю то, что я слышал от такого-то или читал там-то».
То есть, он должен уведомить спрашивающего, что ответ может быть неполным и уместно продолжить его поиски в более достоверных источниках. Так он «обезопасит» спрашивающего от возможного заблуждения.
Примеры для подражания
Как вели себя в подобных случаях лучшие из уммы? Приведём в пример историю имама Малика.
Рассказывают, что имаму Малику были заданы сорок вопросов, и он ответил на четыре из них, а в ответ на оставшиеся сказал: «Я не знаю». Задававший вопрос сказал: «Я приехал с такой-то страны, чтобы задать эти вопросы, а ты говоришь: “Я не знаю?!”» На что имам Малик ответил: «Садись на свою верблюдицу, езжай обратно в страну, из которой прибыл, и скажи: “Я спросил Малика, а он ответил, что не знает”». Таков нрав учёных!
Синдром всезнайки – ещё один из слуг нафса, который мы сегодня разоблачили. Теперь, когда знаем его в лицо, надеюсь, будем более ответственными и внимательными в передаче знаний друг другу. Благослови нас Аллах!