Что препятствует единству мусульман?

Вопросом, вынесенным в заглавие этой статьи, задавался, наверное, каждый, кто имеет к мусульманам какое-либо отношение. Некоторые немусульмане, близкие к исламу и симпатизирующие ему, искренне не понимают, что нас разделяет. Другие – востоковеды-исламоненавистники – посвящают этому разделению всю свою профессиональную жизнь. Некоторые мусульмане с неистовым фанатизмом ухватились за различные заблуждения и нововведения, о которых не знали наши праведные предшественники, и обвиняют в разделении тех, кто их в этом не поддерживает. Другие – изображая из себя учёных, не понимая целей шариата и его приоритетов, действуют так, словно разделение – это похвальная особенность нашей Уммы.

Что на самом деле является причиной раскола мусульман? Какое лекарство Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выписал для лечения этой болезни? Ответы на два этих злободневных вопроса будут даны после нескольких слов о том, какую роль Коран и Сунна отвели единству исламской Уммы.

Важность единства мусульман

Единство исламской общины – одна из целей шариата. Чем обширнее и прочнее будет единство мусульман, тем более совершенным образом воплотится цель, ради которой был создан человек: поклонение Всевышнему Аллаху. Одной же из целей поклонения Аллаху является социальная гармония и благополучие.

Шариатских текстов, призывающих мусульман к единству, – огромное множество. Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура «Семейство Имрана», аят 103). Мусульмане имеют одинаковые интересы, общие идеалы, единые устремления. Более того, их устремления имеют больший успех, а интересы лучше воплощаются в жизнь именно при их сплочённости и единстве.

Целью жизни мусульманина, как известно, является довольство Аллаха, успех в Судный день и вход в Рай,«ширина которого подобна ширине неба и земли» (сура «Железо», аят 21), «в котором они пребудут вечно»(сура «Юнус», аят 26). Путь в Рай, который Аллах называет в Коране крутой тропой, во многом лежит через взаимопомощь мусульман, их жертвенность и любовь по отношению друг к другу.

Любовь ради Аллаха – это условие полноценной веры, с которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал вход в Рай: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте между собой салам» (Муслим).

Благодаря этой искренней любви Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) удалось создать сообщество верующих, равного которому не было во всей истории человечества. Его удивительную сплочённость он описал словами: «В отношениях друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга» (Аль-Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из его частей поражает болезнь, то всё тело отзывается на это бессонницей и жаром» (Аль-Бухари, Муслим).

На укрепление связи мусульман друг с другом направлены все столпы ислама: намаз, закат, пост и хадж. Намаз – это основа в поклонении Аллаху. Все мусульмане, несмотря на различие происхождения, языка, цвета кожи, менталитета… совершают его одинаково, что подчёркивает их единство. К тому же обязательный намаз совершается коллективно, когда мусульмане несколько раз в день встречаются в мечети и выстаивают молитву плечом к плечу. Закат предписан, чтобы обеспеченные мусульмане поддерживали малоимущих, укрепляя связь между ними. Пост ставит обеспеченных мусульман на место нуждающихся, временно уравнивая их и также призывая к взаимоподдержке. Хадж объединяет мусульман всей планеты, одевая их в одинаковые одежды – два куска ткани – и подчёркивая их равенство перед Всевышним Аллахом.

Таким образом, единство исламской Уммы – это важная цель шариата, к претворению в жизнь которой должны стремиться все мусульмане, независимо от их происхождения и статуса.

Непорицаемые разногласия

Несмотря на всё перечисленное выше, мусульмане сегодня разделились на многочисленные группы и партии. «…Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет» (сура «Верующие», аят 53).

Конечно, не каждая группа мусульман, которая собралась для лучшего исполнения какого-либо дела, является сектой. Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности»(сура «Трапеза», аят 2).

Также не являются порицаемыми разногласия в ответвлениях Фикха (исламского права), если они основываются на шариатских доказательствах. Коран и Сунна по мудрости Всевышнего Аллаха не представляют однозначных правовых установок во всех второстепенных вопросах. В таких вопросах учёные-муджтахиды извлекают нормы из источников шариата, основываясь на тех доказательствах, которые, на их взгляд, являются более сильными. Подобное произошло при Пророке (мир ему и благословение Аллаха), и он не стал порицать за это своих сподвижников, поскольку разделившиеся стороны опирались на шариатские доказательства при отсутствии возможности однозначной трактовки вопроса (хадис о Бану Курайза).

Сектантство

Группа становится сектой, когда на основе какого-либо идеологического заблуждения она выстраивает методологию поведения и активности, не соответствующую установкам Корана и Сунны, и этим отделяется от общины мусульман.

Шейх Сафар Аль-Хавали в своей книге «Усуль аль-фирак» («Основы сект») выделяет три основные причины сектантства:

1. Оставление истинных источников шариата – Корана и Сунны – и обращение вместо них к другим источникам, которые источниками шариата не являются. Путь мусульман – это путь Корана и Сунны в их понимании сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нашими праведными предшественниками (ас-саляфу-с-солих). Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура «Пчёлы», аят 64).

Многие группы отошли от прямого пути, взяв в качестве источников ислама философию внушения и вдохновения, определённые личности, их сны, «общения» с покойниками, ангелами и т. п. Так, люди могут слепо следовать определённой личности – даже тем, кто не обладает должными шариатскими знаниями, – сверяя на их словах истину и фанатично порицая всех, кто им в чём-либо противоречит. Таким образом, они ставят их на один уровень с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Имам Малик сказал по этому поводу: «Слова любого человека принимаются и отвергаются, за исключением покоящегося в этой могиле», – после чего указал на могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

2. Усердное претворение в жизнь части религии и оставление другой части. Эта черта присуща, пожалуй, всем группам, отколовшимся от общины мусульман. Ислам – это полноценный образ жизни, который включает в себя все её сферы: духовность и политику, интеллектуальность и чувственность, нормы и этику, снисходительность и строгость. Мы же воочию можем наблюдать, как одни превращают ислам в математику, в которой два плюс два равно Халифат, а другие – ограничиваются духовностью, возложив остальное на устазов и Махди. «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (сура «Корова», аят 85).

3. Происки врагов ислама. «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернётесь потерпевшими убыток» (сура «Семейство Имрана», аят 149). Основателями многих сект и основоположниками многих еретических убеждений, появившихся в исламской Умме, были немусульмане.

Также сегодня можно наблюдать, как вся работа некоторых исламских студентов сводится к опровержениям всех и вся. На этом воспитываются целые поколения, которые полагают, что самое важное в исламе – это кого-нибудь опровергнуть. Считая, что таким образом они очищают Умму от заблуждений и ошибок, эти люди не замечают, что сами превращаются в секту, которую в скором времени принимаются опровергать им подобные. Этот замкнутый круг тоже не обходится без определённой поддержки извне.

Решение этой проблемы…

…очень простое для понимания, но почему-то очень сложное для претворения в жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) 14 веков назад предупреждал, что исламская Умма разделится на 73 группы, 72 из которых окажутся в Огне, и только одна – в Раю (хадис об этом в разных версиях передают Ахмад, Абу Дауд,ат-Тирмизи, ибн Маджа и другие).

Как же примкнуть к этой самой единственной группе?

В одной из версий упомянутого хадиса сообщается, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили:«Кто же они, эта спасшаяся группа?», на что он ответил: «Это аль-джамаа» – и разъяснил, что это те, кто следует тому, чему следовали сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.

Он также сказал: «Лучшие люди в моей общине – это моё поколение, а затем следующие за ним, и затем – следующие за ним» (Аль-Бухари, Муслим); «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы не собьётесь с прямого пути – Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника» (Малик, Аль-Хаким).

Как нам использовать эти завещания?

Необходимо твёрдо держаться за ту религию, на которой были наши праведные предшественники из первых поколений мусульман, и отвергнуть заблуждения и нововведения, которых они не придерживались, которые они не знали и которые не имеют никаких оснований в Коране и Сунне.



22 комментариев


  1. (28.09.2012 23:34) #
    2

    Критика очень хорошая, надеюсь в следующей статье будет показан путь выхода из этого хаоса и сплочение уммы по воле Аллаха!!

  2. (28.09.2012 23:44) #
    2

    Основная проблема в том,что стало слишком много людей без чести и достоинства,готовые продать все и вся за Дунья,вдобавок многие пренебрегают большими грехами.Других существенных причин не вижу.
    И вот как противостоять этой армаде?
    Сбываются слова пророка(мир ему и благословение),где говорится,что мусульмане из-за дунья будут рубить головы друг другу.
    Но несмотря ни на кого и ни на что,надо работать упорно и целенаправленно,и быть может помощь близка,Аллах сокрушит кого пожелает и как пожелает,хотя по нашей слабости нам кажется это дело далеким.
    Нет силы и могущества кроме как у Аллаха.

    • (28.09.2012 23:51) #
      2

      Ассаламу Алейкум, брат! Немного резко, но в основном прав - дунья обольстила многих. Но как же трудно жить халяльным трудом в этой стране!

      • (29.09.2012 00:04) #
        1

        Ва алейкум салам ва рахматуЛлах.

        Бесспорно трудно,но поверь мне,нам намного легче,чем многим братьям и сестрам во многих точках земного шара.Помни об этом,тогда тебе станет намного легче.Как нам советовал пророк(мир ему и благословение)относительно дунья всегда смотрите на тех,кто ниже тебя,а в духовном,кто выше тебя.
        Братья,нам всем,в-первую очередь мне самому нужно избавиться от спешки,спешки,от желания увидеть победу Уммы при нашей жизни,как бы нам сильно этого не хотелось.Эта самая спешка приводит к большим ошибкам,которые забрасывают нас назад,а не приближают к цели.
        Хотя для примера у нас имеются люди намного достойнее тех,чем те,о которых заговорим,но тем не менее смотрите,как иудеи пришли к тому,что имеют.Ни для кого не секрет,что они практически подчинили себе очень многих в этом мире,и то,чем они сейчас кичатся было достигнуто многовековым упорным трудом.Их истребляли,изгоняли,но их поколения жертвовали собой ради идеи,реализацию которой они не увидят.Их методы не наши методы,но тем не менее в упорстве им не отказать.
        Делайте хоть мало,но правильно,даже если мы что-то не увидим,Аллах запишет нас в число победителей,это будет и нашей победой.

        А эти так называемые васатыйщики или еще кто-то, называется бесконечным компромиссом,за которой победы не видать как своих ушей и ничего кроме позора и унижения.

  3. (29.09.2012 00:02) #
    2

    С диагнозом сложно спорить. Вот про лечение сказано пускай и безусловными словами, но без толкования и объяснения, как же это претворить в наших условиях.?Обычно, если не можешь поднятся даже на первую ступеньку, делают подступ к ней. Легко сказать вернуться к Корану и Сунне! Как это сделать? Если к примеру люди не только не воспринимают Коран как руководство, но даже и не читают его. Как вернуться к Сунне, если многие не достаточно ее ценят? У меня такое ощущение, что мне просто разбередили старую рану. Я думаю, брат с оценкой, что это прямо так просто- погоречился. Понятно, когда годами трудишься над своей религией, то она и простая и в тоже время- единственное стоящее и настоящее. Понятно, почему у тебя такое хорошее состояние! Тут нет вопросов. Как передать это состояние человеку, который столько пил,сколько ты трудился над собой? Как вы можете с ним объединится? На чем? На том что мы мусульмане? Ну да, мы не можем отказывать ему в том что он мусульманин. Но то, что он любит, на что надеется, чего он по настоящему хочет- разделит вас. В реальной жизни вы-Даракутни, а он- братуха, бродяга и т д. Единство будет когда он полюбит то,что любит Даракутни.

  4. (29.09.2012 09:57) #
    0

    начал неплохо, завершил неопределенно, ведь все масхабы выносили решение на основании Корана и Сунны, и тот кто придерживается определенного масхаба так же заявляет что он ахль сунна валь джамаа. Проблему мы все знаем, и нужно решение, когда у двух людей возникает спор который они не могут решить - они обращаются к третьему лицу,-къади и т.п. чтобы он разрешил справедливость над ними. Проблема в том что нам не к кому обращаться. Нет того кого послушали бы все и подчинились. Аллаху Алим

  5. (29.09.2012 12:06) #
    4

    Статья – хороший пример, как правильные слова о необходимости единства мусульман можно превратить в очередной разговор о всем и ни о чем. Мусульмане, как и остальные люди иных религий, различаются по социальному положению, тем более в России, где просто чудовищное расслоение общества на богатых и бедных. Далее, у каждого мусульманского народа свои национальные интересы, связанные с источниками существования (земля, вода, полезные ископаемые), и эти национальные интересы могут не совпадать, даже приходить в противоречие. Отсюда конфликты (например, земельные конфликты – киргизов и узбеков в Оше (1990 и 2010 гг.), которые привели к кровопролитию). Как можно взывать к единству мусульман, закрывая глаза на нерешенные социально-экономические проблемы и конфликты? Да и восстанавливать религиозную образованность следует умело, проявляя элементарный такт. Этим летом пришел на пятничный намаз в своем селе в Башкирии, а там перед джума-намазом выступал какой-то заезжий татарский мусульманин-брат из Удмуртии. Я еще на улице обратил внимание на его машину – большого размера новенькая иномарка. Да и сам он по виду не обижает себя за столом – пухлый, дородный, с курдючным задом. Он долго вещал о необходимости держаться за Коран, Сунну, иджма и кияс, предостерегал от следования ишанам, то есть суфийским шейхам (где он их видел в Башкирии?) и т.д. После джума он уехал, а оставшиеся люди в мечети открыто не скрывали своей обиды за башкирских ишанов-суфиев – Зайнуллу-ишана Расулева, Гатауллу-ишана, много сделавших полезного для ислама в башкирском крае и даже пострадавших, отбыв царскую ссылку. В итоге люди прочитали дуа, привычно попросив в конце у Аллаха милости для Зайнуллы-ишана и Гатауллы-ишана. Вот и весь эффект мобильного дагватчика на колесах. Слов нет, много еще элементарного невежества на низовом уровне у мусульман, особенно в моей Башкирии. Но ведь следует знать историю того или иного мусульманского края, заслуги местных религиозных деятелей прошлого, да и в жизни надо быть просто ближе к народу, знать его нужды, знать, как простые люди выживают.

  6. (29.09.2012 23:01) #
    1

    «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы не собьётесь с прямого пути – Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника» (Малик, Аль-Хаким). хотябы пусть каждый читает куран с тафсиром и изучает хадисы, а затем придерживается этого - как бы тяжело не было, ведь дорога одна и в рай, а кто говорит что дорога в рай легкая, давайте каждый с себя, со своей семьи начнет... и порой не надо у других ошыпков искать, над собой работать нуно долго и старательно

  7. (30.09.2012 00:58) #
    -2

    Сегодня у Уммы есть 4 врага, причем все они взаимодействуют:
    1. Иблис (лагнатуЛлах)
    2. Империалист со своим капитализмом демократией и сионизмом.
    3. Ваххабитские муртады, которые с самого своего начала сражались с Халифатом и убивали мусульман Аравии.
    4. И самый главный враг - это повальное, страшное невежество мусульман, не адекватно воспринимающих окружающий мир.

    • (30.09.2012 01:04) #
      -1

      Согласна только по четвёртому пункту, я бы его передвинула на первое, выбросив все остальные.

    • (30.09.2012 01:22) #
      -1

      Хотел бы поправить третий пункт:
      3) Любые секты, будь то суфисты шииты либо ваххабиты и все их ответвления - все они имеют мало общего с первым поколонием мусульман в Медине, потому что в самой сути своей все они разделяют и раскалывают Умму.
      Ваххабитская же секта является самой агрессивной и больше всех сект сотрудничает с империалистами.

      • (30.09.2012 12:39) #
        0

        соглашаясь с некоторыми пунктами хочу спросить знаешь ли ты все о тарикакте.не о конкретных людях людях а о содержании.тариката и что ты отрицаешь.к примеру.То что я начинаю подтверждая утром и вечером по трижды о единобожии т.е.(шахада)? прощения грехов у Аллаха с.т.(200 раз)? салават на пророка с.т.а. (200раз)? зикр (200 и более раз)? или же предложение в котором прсим у авлия приближения к познанию Аллаха и прощения у Аллаха и ради уважения тоже к этим авлия не отказать нам в прощении.И последнее обращение к Аллаху что,нет другой цели у меня кроме его познания и довольства.и истихфар.Вопрос что тут чтобы нас относить к нововедениям.или сподвижники не любили друг друга,не поминали АЛЛАХА и пророка с.т.а

      • (30.09.2012 13:51) #
        0

        5. Добавлю еще один немаловажный пункт - это отсутствие стремления к вечности, стремления к Лику Аллаха при условии соблюдения Ихляса, то есть жизни в рамках дозволенного. Осталось лишь алчное стремление к материальному обогащению либо мнимое намерение достижения благих целей преступлением дозволенного. Все это от лукавого, и каждый верующий обязан быть внимателен к состоянию своей душы.

  8. (30.09.2012 12:44) #
    0

    И мое мнение по теме .обединению мешают агрессивно настроенные течения в вахабизме которые обзывают мусульман мушриками и ведут сними войну.на радость и пользу неверным.

    • (30.09.2012 13:46) #
      0

      Не забудь о местных суфиях,которые призывают убивать тех,кто не является тарикатчиком,навешивая ярлык вахабизма.И это не является клеветой.
      Дай четкое обоснованное определение вахабизму.А то слишком много кричите про мифический вахабизм.

    • (30.09.2012 13:47) #
      1

      У тебя дома есть фото,где пророк и 2 устаза изображены?И текст рабиты?
      Приведи их здесь.

  9. (30.09.2012 14:14) #
    0

    У меня не такого фото,есть фото устазов но это ни в коем случае для поклонения как думают некоторые. и то от мирского некогда смотреть.фото это фото.хотя бы знаешь как выглядели истинные предки не говоря об их ученности и богобоязненности.на ни смотришь такой баракат.У рабиты нет же текста ,рабита когда вспоминаешь представляешь праведных и пророка с.т.а. а то что читается до этого выложу. и то что убивать не тарикатовских,да вы что.вот пример после убийства шейха некоторые в селе с горяча начали закидывать камнями типа (вахов) которые не ходят в нашу мечеть.имам строго запретил.так же сказал что не позволим некоторым (вахам)разделять село.пусть сами делают что хотят но призывать на свое нет.если тарикатцы убивали они всю республику перевернули бы их сотни тысяч.читай что сказал имам джума мечети.

    • (30.09.2012 14:23) #
      0

      Сам же разделяешь,потом еще что-то спрашиваешь.
      Ты же пишешь,тех,которые не ходят в их мечеть,вахов.
      Это и есть определение вахабизма.
      Не знаю как тебе не дали фото пророка,что является ложью на него и текст рабиты,где ты должен представлять как файз(свет познания Аллаха,вот ты объясни нам как все это преставляешь) Аллаха идет от одного к другому и т.д.Также то,что между Аллахом и его рабом должен быть посредник.Сам видел все это.
      Последний хит,это дуа за Путина,как за справедливого правителя,наверное видел на ютубе.

      • (30.09.2012 20:48) #
        0

        фото дали устаза и предупредили что не для того чтобы поклонятся и.т.д. а то что фото пророка дают даже не слышал.(не правда)по моему ее и не может быть.а файз да,но это не то что ты говоришь АЛЛАХ от одного к другому.каждый по своему понимает.для меня это воспоминание ,устазов и пророка,ощущение ихнего как бы бараката.ведь если ты когото любишь приятно онем думать ощущать с ним рядом.и думаю если постоянно думаешь,вспоминаешь это же и увеличивает любовь и сближает.ведь сахабы еще больше думали о нем илюбили его.Абдула вот из за этих мелочей дело доходит до раскола.(четки,мавлиды и.т.д.

    • (30.09.2012 14:26) #
      0

      Саадуева полностью поддерживаю,да и последние шаги по сближению двух течений.
      Но если ты мюрид,как ты можешь не следовать тому,что было оговорено при встрече.Там в частности был сказано,о прекращении вещании ярлыков друг на друга.

    • (30.09.2012 14:35) #
      0

      этих фоток нет.есть просто устазы вместе.даже некогда смотреть от мирского.если смотришь хоть знаешь как выглядели предки, не говоря об их праведности. но ни как не поклонение как некоторые думают.фото этож фото.а рабита этоже закрыв глаза думаешь(вспоминаешь)о праведных и пророке с.т.а..а то что до этого читается я ж написал смотри на верху,еще и спросил что здесь нового.и насчет убийств даже не буду говорить(вранье) имам джума говорит какими должны быть наши деяния и твои коменты стоят в низу. Я думаю просто во всем самому надо все увидеть,услышать и обязательно задать вопрос,обсудить с алимами и не делать спешные умозаключения.

  10. (01.10.2012 20:32) #
    1

    А никто не задумывался что сплачивает американцев, например? Самый простой ответ - это то, что они граждане ОДНОГО государства с определенной политикой. А что можно сказать про мусульман? Они живут в РАЗНЫХ государствах! О каком единстве может идти речь в такой ситуации?! Мало того, мусульмане живут в разных государствах, где им приходиться жить по законам куфра! Хотя у мусульман есть Коран и Сунна, которые решают любые личные, общественные, государственные проблемы, так как это пришло к нам от нашего Творца, Который лучше знает, что нам нужно для жизни... НО ведь законы не будут решать проблемы, пока эти законы НЕ ПРЕТВОРЯЮТСЯ!!!! Аллах не дает помощи людям, которые не выполняют Его законы.