Эффективность – одна из важных целей шариата, которая вкладывается им во все сферы жизни человека. Всевышний Аллах говорит (смысл): «…Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (сура «Власть», аят 2). Деяния, о которых идёт речь в аяте, охватывают все сферы жизни человека и в первую очередь касаются его обязательств, посредством которых регулируются отношения между людьми.
Эффективность шариата хорошо наблюдается в системах, которые он определяет для тех или иных видов человеческих отношений. Главная отличительная черта таких систем – их упорядоченность. Не является исключением и институт семьи.
Правовые основы
Семья – это классическая ячейка общества, обеспечивающая продолжение человеческого рода и способствующая удовлетворению естественных потребностей мужчины и женщины, которые создают союз, помогающий им вместе идти по жизни. Аллах установил привязанность мужчины к женщине и наоборот, что служит созданию ими семей и продолжению рода.
Однако любое объединение всегда сулит столкновение интересов. Для лучшего обеспечения взаимодействия стороны всегда должны следовать определённым правилам и нормам. Современные законодательства мало вмешиваются в подобные отношения, поскольку не имеют соответствующих для этого инструментов. Законодательные системы, построенные людьми, по большому счёту работают по принципу: преступление – наказание. Другие взаимосвязи им не подвластны, поскольку их тяжело привязать к определённым последствиям.
Шариат Всевышнего Аллаха имеет более гибкие механизмы, позволяющие ему отрегулировать самые тонкие человеческие взаимоотношения. Шариат делит действия человека и его шаги не только на дозволенные и запретные. Шкала правовых шариатских оценок действий человека состоит из пяти пунктов: запрещено, нежелательно, дозволено, желательно, обязательно. Ответственность мусульманина связана не только со страхом наказания в земной жизни, но и с волей Всевышнего Аллаха, Который будет отчитывать его в Судный день. Это позволяет утвердить права, обязательства, этику, нормы поведения на бытовом, личном и социальном уровнях. Многие подобные вопросы решаются общепринятой практикой, культурой. Однако если в неисламском пространстве она постоянно утрачивает свои позиции в пользу обожествления человека, его личности и желаний, то в исламе общепринятые культурные нормы общества, в котором живёт человек, закреплены самим правом.
Простейший пример – развод. С точки зрения социальных последствий развод – явление отрицательное. Однако как утвердить эту «отрицательность» в обществе, в сознании людей? Запретить – не запретишь. Культурой, обычаями? Привязать к заботе о детях? Не работает. Сегодня даже в том обществе, в котором обычаи и культура имеют относительно большое значение, шариат решает эту проблему по-другому: устанавливает норму, согласно которой развод является нежелательным, привязывая соответствующую долю ответственности к довольству и недовольству Всевышнего Аллаха. Развод радует дьявола: «…Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой…» (сура «Корова», аят 102).
Совершая желательное и оставляя нежелательное, мусульманин обретает довольство Аллаха и Его награду. Когда же последствия нежелательного поступка перевешивают, он перестаёт быть таковым в контексте.
Семейные основы
Создавая семью, мужчина и женщина строят новый маленький мир со своими порядками. Шариат, учитывая естество человека и не отрывая человека от его природы, устанавливает первостепенные основы, на которых должен стоять этот мир: мужчина является главой семьи, её кормильцем и защитником, обеспечивающим семью всем необходимым для существования. Аллах говорит (смысл): «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (сура «Женщины», аят 34).
Женщина в большей степени ответственна за дом, царящую в нём атмосферу, воспитание детей: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (сура «Женщины», аят 34).
Как главенство в семье, так и забота о доме – это большая ответственность: посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем, присматривающая за домом своего мужа и его детьми…» (Аль-Бухари, Муслим).
Дав мужчине определённую власть, шариат указывает ему, как следует ею распоряжаться. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относятся к своим жёнам» (Ат-Тирмизи).
Цели брака
Шейх Нуруддин аль-Хадими в своей книге «Ильму ль-макасыди ш-шар’ийя» («Наука о целях шариата») выделяет следующие цели брака с точки зрения шариата:
1. Сохранение человеческого рода и его увеличение в общем и увеличение исламской уммы в частности, что служит освоению Вселенной и утверждению цели жизни человека – поклонению Всевышнему Аллаху. «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на земле наместника”…» (сура «Корова», аят 30).
2. Сохранение родословной и оберегание чести, что служит целомудрию, благородству, проявлению заботы близких родственников друг о друге, представляющих друг друга, являющихся одним родом. Шариат запрещает половую связь между людьми, не узаконившими свои отношения бракосочетанием, соответствующим шариатским условиям: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (сура «Перенос ночью», аят 32).
3. Установление и претворение в жизнь чувств любви, милости и успокоения сердец, которые супруги находят друг в друге; знакомство людей, их связь, помощь друг другу и добрые отношения. Это играет важную роль в поклонении человека Всевышнему Аллаху, его созидательном усердии, работе и всём, что делает земную жизнь полем для собирания плодов вечной. «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (сура «Римляне», аят 21). «Ваши жёны – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (сура «Корова», аят 187).
4. Построение исламской семьи как ячейки праведного общества, становление которого невозможно без соответствующих основ, закладываемых в человека в семье.
5. Очищение общества от различных заболеваний, связанных как с физическим здоровьем человека, так и с его духовным состоянием. «Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым» (сура «Скот», аят 151).