Созидательный джихад российских мусульман

Руслан Курбанов – представитель новой волны российских мусульманских интеллектуалов. Политолог, журналист, эксперт крупнейшего мирового аналитического центра RAND Corporation, отечественного Фонда эффективной политики, Рабочей группы Общественной палаты РФ по Кавказу, научный сотрудник Института Востоковедения РАН…

Руслан в прошлом шеф-редактор телевизионной программы Совета Федерации «Сенат» на канале «Россия», редактор продюсерского центра Александра Любимова, преподаватель всемирно известного исламского университета «Абу Нур» в Дамаске, шеф-редактор информационной программы «Вести-Дагестан»…

Сегодня он возглавляет единственный отечественный информационно-аналитический журнал, посвященный прекрасному и пока непонятому большинством россиян краю «Кавказская политика». Наша сегодняшняя беседа с нашим гостем посвящена актуальным вопросам, касающихся проблем развития Ислама в нашей стране.

Руслан, Вам приходилось много работать за границей. Какой опыт западных мусульман, по Вашему мнению, следовало бы перенять братьям и сестрам в России?

Несомненно, посещение мусульманами иных стран, получение знаний, обмен опытом очень важны в развитии полноценной исламской личности. Ведь Аллах Всевышний сказал в Коране «А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, — быть может, вы преуспеете» (62:10).

Надо ездить в арабские страны, в Турцию, Индонезию, Малайзию, наконец, на Запад. И не только в качестве туристов. Необходимо общаться с умными людьми, завязывать отношения с учёными, постигать разумом то, что происходит там, сравнивать с тем, что вы видите здесь… Даст Аллах, от подобного расширения кругозора, увеличения опыта вы получите огромную пользу.

Как сказал сирийский ученый Ахмад Куфтару: «Сегодня западные страны беременны Исламом». Мусульмане лет 50 лет назад начали переселяться в западные страны и осваивать западный мир, когда после Второй мировой войны там не хватало рабочих рук. Тогда Европа, а также США открыли двери для эмигрантов.

Приезжали переселенцы из Пакистана, из Турции, из Индии, из арабских стран… И вот, что удивительно: мусульмане являются коренными жителями российского государства. По крайней мере, с момента покорения Казани. Но мы за эти 500 лет не добились таких результатов, каковых достигли западные мусульмане за 50.

Так, в США и Канаде за последние годы количество мусульман увеличилось в 20 раз. У них десятки тысяч мусульманских организаций, фондов, образовательных центров. Американские мусульмане по сравнению с европейскими более состоятельны, более образованы, более интегрированы в то общество, в котором они живут и более признаны этим же обществом. Недавно около 50 тысяч мусульман собрались на Капитолийском холме перед зданием Конгресса США, чтобы совершить пятничную молитву и продемонстрировать американскому обществу единство исламской уммы. Возможно ли такое на Красной площади?

Или взять правовую концепцию, которую разработали сами западные мусульмане – фикх мусульманских меньшинств. Эта концепция помогает мусульманам на Западе следовать Шариату и при этом принимать полноценное участие в общественной, экономической и политической жизни западного общества. Эту концепцию начал разрабатывать американский учёный иракского происхождения Таха Джабир аль-Альвани, потом к дальнейшей разработке данной концепции подключился египетский ученый Юсуф аль-Кардави.

Но Запад все равно продолжает бояться Ислама… И борются здесь с этими страхами путем запрета минаретов, никабов, хиджабов…

Сегодня в Европе не приветствуют строительство мечетей, пытаются запрещать возведение минаретов. Но, как показал случай с запретом на возведение минаретов в Швейцарии, дело даже не столько в мечетях, сколько в самих минаретах. Европейцы выступают против видимых символов Ислама на их улицах.

Но мусульмане-то зачем держатся за минареты? Почему не откажутся от них? Ведь укрепление Ислама в Европе важнее строительства минаретов. Ведь минарет – это не обязательный элемент в Исламе. Его не было при Пророке (мир ему). Да, это полезный и красивый, но уже не нужный сегодня элемент мечети. Зачем минарет, когда есть микрофон и динамики?

Минарет – всего лишь красивый элемент арабской и турецкой архитектуры, который сложился на Ближнем Востоке. Но это не сунна, и тем более не фард. Нам Исламом не предписано строить мечети обязательно с минаретами. Поэтому западные мусульмане перешли к такому сценарию: они уже не строят мечети с минаретами.

Они просто строят огромный исламский центр, офисное здание, где на каком-то этаже огромный зал для коллективных молитв. Всё остальное - библиотеки, кафе, учебные классы, детские садики и так далее. Против этого же никто не возражает.

Вот сегодня на Проспекте Мира строят два огромных минарета. Какое было противостояние со стороны православных их возведению! Потому что эти минареты, якобы, возвысятся выше церквей. И теперь эту мечеть застраивают со всех сторон…

Вы руководите Экспертным советом Рабочей группы Общественной палаты РФ по Кавказу. В чем, с Вашей точки зрения, главная проблема этого региона?

Когда речь заходит о ситуации на Северном Кавказе, в экспертной среде принято делать озабоченное лицо и начинать с того, что Кавказ – это невероятно сложный узел противоречий и в отношении него не может быть однозначных комментариев и решений. Несомненно, это так. Но я убежден в том, что решения есть, и многие мудреные ученые и чиновники даже не осознают того, насколько они очевидны.

Кавказ, как трудный ребенок в семье всегда нуждался в том, чтобы к нему относились с особым пониманием. Надо научиться его слушать и отвечать на запросы и чаяния людей. Если этого не происходит, то горцы, как люди самодостаточные, сами принимаются наводить порядок и устанавливать справедливость так, как они его понимают и так, как они это умеют.

В этом нет ничего плохого. Пожалуй, даже – это из лучших качеств кавказских горцев, которое говорит об их политической и социальной активности. Просто нужно садиться с кавказцами за стол и искать наиболее приемлемые и наиболее выгодные для всех модели реализации их активности и решения накопившихся проблем.

Основная проблема Кавказа заключается в том, что не получается эффективно управлять и направлять в созидательное русло человеческую энергию, которая копится в этом регионе. К сожалению, сегодня этой энергией управляем не мы, а совершенно иные силы. Необходимо перехватить инициативу по управлению социальной энергетикой мусульманского сообщества. Только те люди, которые смогут задать правильный вектор процессов модернизации в самом исламском сообществе, способны справиться с нарастающим комом проблем.

Сегодняшняя проблема радикализации молодежи коренится не только и не столько в социально-экономических проблемах. Потому что многим мусульманским народам, к сожалению, не привыкать к бедности.

Причина в том, что человек не может реализовать свой потенциал мусульманина в той системе, где это не предусмотрено конституционально, законодательно, административно.

Только если нам удастся привлечь людей с горящими сердцами, которые воспринимают служение отечеству, как созидательный джихад, мы сможем перехватить инициативу в управлении социальной энергетикой обновляющегося исламского общества и поставить ее на службу созидательным целям.

Каков Ваш рецепт решения проблем этого региона?

Если говорить о конкретных рецептах решения кавказской проблемы, то власть должна непременно обратиться к тем политическим, правовым, социальным, экономическим моделям и механизмам, которые позволяли самой России решать подобные же проблемы в прошлом – в царский и советский период. Или же позволяли и позволяют решать подобные же проблемы другим странам.

Из российского опыта можно перечислить очень внимательное отношение к некоторым адатам, шариату, использование энергии и талантов наиболее ярких и сильных личностей из среды горцев на пользу российскому обществу. Из зарубежного – опыт Турции, где и исламские силы, и светские придерживаются неписанной договоренности не допустить пролития турецкой крови.

Или, к примеру, опыт Британии, где власти очень кропотливым, терпеливым, пусть иногда и болезненным для самой власти путем смогли перевести североирландский конфликт в политическое русло, сумев донести до сепаратистов, что говорить с правительством можно. В любом случае, очевидно одно – решение кавказского конфликта существует, и оно заключается никак не в силовом поле.

Что Вы можете сказать о московской общине мусульман? Ведь в крупных городах намного сложнее жить по законам Всевышнего…

Особенность московской общины по сравнению с другими мусульманскими общинами России в ее близости к интеллектуальным центрам, ведущим университетам, институтам, в доступности больших ресурсов, передовых технологий.

Кроме того, она состоит из самых ярких, талантливых, амбициозных, предприимчивых и успешных мусульман, которые съезжаются в столицу со всей России. Однако в этом кроется и главная беда столичной общины. Чрезмерно высокое самомнение и амбиции некоторых мусульман не позволяют ей объединить весь своей потенциал, консолидировать все свои усилия ради достижения общей цели

Реальным бичом московских мусульман является предельная занятость и катастрофическая нехватка времени на простое общение с единоверцами, увеличение своих знаний, должное воспитание своих детей и полноценное участие в мусульманских проектах.

Крупные мегаполисы, несомненно, пожирают очень много конструктивной энергии любого человека, а не только мусульманина. Что ж, это один из самых главных вызовов, на который мусульмане должны найти достойный и адекватный ответ в соответствии со своими целями и убеждениями.

В этом мусульманам могут помочь как традиционные средства, так и самые неожиданные. Несомненно, мусульманам следует развивать широкую сеть мечетей, воскресных школ, детских садов, клубов, женских организаций, которые могут стать центрами притяжения для большого количества верующих.

Очень хорошим примером в данном случае может служить женская мусульманская организация «Голубушки», которая начиналась, как простой Интернет-форум, а сегодня уже доросла до собственного радио, организации собственных программ социальной помощи и даже съемок собственной детской передачи.

Существует ли такое понятие как «этнический мусульманин»?

Ислам существует только один и только тот, который был ниспослан Всевышним Своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Но люди, привнося в Ислам национальные традиции, придают ему некий этический оттенок, колорит. В итоге появляется такой культурный сплав исламских принципов в национальной оболочке.

Поэтому говорят о «малазийском Исламе», «турецком Исламе» и т.д. На самом же деле речь идет не об Исламе как таковом, а о культурных моделях, о культурных воплощениях исламских норм в поведении мусульман разных национальностей.

А как же строгость Ислама в следовании общественным нормам?

Ислам очень гибок в своих социальных и культурных проявлениях. Он как жидкость, которая заполняет по форме тот сосуд, в который его вливают. Заливают его в сосуд арабской культуры, он приобретает арабские культурные черты. Наливают в сосуд турецкой или кавказской культуры, он приобретает соответствующие черты.

И все это нисколько не противоречит Исламу, если вы соблюдаете основные постулаты веры и религиозной практики. Яркий пример – вот приезжают на Запад те же пакистанцы, привозят туда свои культурные модели, стереотипы поведения и говорят: «Ислам должен быть только таким… Вы должны ходить в пакистанской одежде, пакистанских штанах…»

Но где сказано, что весь мир, все британские мусульмане должны ходить в пакистанских штанах? Позвольте британцам приобрести своё британское лицо исламской культуры. А приобретёт ли исламская культура другое лицо, если Ислам примут русские? Конечно, приобретёт.

Очень показательна позиция по этому вопросу у Тарика Рамадана. Это очень талантливый мыслитель египетского происхождения, швейцарский мусульманин, живущий в Европе (бывший советник Тони Блэра, в настоящий момент преподает в Оксфорде и является одним из самых известных мусульманских мыслителей реформаторского толка).

Он говорит британским мусульманам: «Не бойтесь искать это британское лицо Ислама». Не бойтесь экспериментировать, искать тот облик, который Ислам в культурном отношении приобретёт на Западе. Его позиция такова – «Не бойтесь перестать быть арабами или пакистанцами, бойтесь перестать быть мусульманами».

Каким Вы видите образ мусульманской женщины?

В современном мусульманском мире еще очень крепкие позиции тех, кто выступает категорически против не только участия женщины мусульманки в делах общины, но даже против получения ею высшего образования. Отцы и мужья, придерживающиеся подобных взглядов, обрекают своих дочерей и жен на пожизненное заточение в четырех стенах, запрещая им выходить из дома. Но их позиция не имеет никакого обоснования в Шариате.

Подобные жесткие отцы и мужья ссылаются в своих решениях на коранический айят «Оставайтесь в своих домах» (33:33).

Но дело в том, что, во-первых, этот аят обращен к женам Пророка Мухаммада (С), как это следует из предыдущего аята: «О, жены Пророка…» (33:32). А на женах Пророка (С), как известно, лежали более жесткие ограничения и запреты, нежели на всех остальных женщинах. Что также подтверждается предыдущим аятом: «О, жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина…» (33:32).

Женщина – как и мужчина, дееспособная личность, от которой требуется поклонение Всевышнему Аллаху, установление Его религии. Самым первым свидетельством этого являются обращения Всевышнего Аллаха к Своим рабам. Когда Он говорит в Коране «О, люди» или «О, вы, которые уверовали!», это не является обращением только к мужчинам, но ко всем людям, включая и женщин.

Именно поэтому, когда одна из величайших сподвижниц Посланника Аллаха (С) Умм Саляма услышала его зов: «О, люди…», - она поспешила на этот зов. Несмотря на то, что она была занята некоторыми своими делами, она оставила их, и направилась к Пророку (С). А людям, удивившимся стремительностью ее отклика на этот зов, она ответила: «Я тоже из людей».


Основой для определения круга прав и обязанностей мужчин и женщин является то, что женщина в своей дееспособности и ответственности равна мужчине, за некоторыми исключениями. По поводу вопроса соотношения позиций мужчин и женщин Всевышний сказал: «Одни из вас произошли от других» (3:195). А Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произнес: «Поистине женщины сестры мужчинам». (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ад-Дарими)

Аллах говорит: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними» (9:71).


Мусульманские женщины активно проявляют себя в различных сферах: медицине, образовании, воспитании и т.д. Особенно важна здесь идеологическая составляющая: обязанностью мусульманок является борьба за души и сердца подрастающего поколения, чтобы не дать ему попасть под влияние ложных убеждений, идеологий и образа жизни, воспитать его в чистоте и целомудрии.

Кроме того, им предстоит давать постоянный отпор феминисткам, которые без устали твердят о необходимости освобождения «порабощенной мусульманской женщины».

И напоследок, расскажите, пожалуйста, о своей семье. Как Вы совмещаете семью и работу? Понимает ли Вас супруга?

Моя семья – это мое самое большое счастье в этом мире. И я не хотел бы особо распространяться об этом перед читателями. Достаточно мне того, что Аллах даровал замечательных родителей, сформировавших во мне личность, даровал мне праведную жену, которая целиком меня понимает и поддерживает во всех начинаниях. О такой спутнице жизни, признаюсь, я и мечтать не мог. И еще Всевышний даровал мне прекрасных детей, в которых я нахожу самого себя. И пусть Аллах благословит всех моих братьев и сестер во всем, что Он им дарует…



комментариев