О том, что на Кавказе «закон и не ночевал» достаточно громко и на всю страну заявил еще Николай Сванидзе. Но о том, какие фантастические формы это беззаконие приобретает в регионе, мало кому известно. Причем происходит это разным причинам. Но самая главная – практически полная утрата интереса к Кавказу со стороны самого российского общества, чиновничьего аппарата, экспертов и СМИ.
К примеру, последняя пресс-конференция Максима Шевченко в РИА «Новости» «От Нальчика до Владикавказа: грань между правосудием и реальностью» на тему силового и правового беспредела в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии была практически проигнорирована и забойкотирована российскими СМИ.
Как отметил сам Максим относительно судебного процесса в отношении 58 задержанных после нападения на Нальчик в 2005 году, его поражает, что «российское общество, которое так увлекательно боролось за права Ходорковского и Лебедева, будто бы не замечает этот беспрецедентный, жестокий достаточно процесс, в ходе которого подсудимые рассказывают о пытках, которые к ним применялись во время следствия...» Это при том, что из 58-ми сидящих на скамье подсудимых, только 4 человека были задержаны с оружием в руках, а большинство во время нападения, вообще, находились в своих домах.
Такое впечатление, что и российские СМИ, и российское общество уже давно смирилось с тем, что Кавказу – закон не писан, что это – дикий край, в котором нарушение Конституции, прав и свобода человека естественная потребность самого населения и тех властей, которые поставлены над этим диким народом.
Оттого даже самые ужасные проявления беззакония в отношении кавказцев уже не могут взволновать сердце российского журналисты и обывателя. Поэтому и вопрос Максима «Кому интересно то, что у нас арестовываются и пытаются сотни людей?» повисает в пустоте.
На этом фоне, люди, должные по своей должности охранять на Кавказе российский закон, права и свободы человека, могут позволять себе самые невероятные выверты этого же самого закона. К примеру, после ликвидации Давида Мурашева – убийцы осетинского поэта Шамиля Джигкаева, написавшего оскорбительное для мусульман стихотворение «Волчата отправляются в хадж», глава МВД Северной Осетии Артур Ахметханов заявил во всеуслышание: «Наша основная задача - сохранить святость трех осетинских пирогов и традиционной веры».
Для тех, кто не знает, поясню, что три пирога – это ключевой обряд осетинской дохристианской и доисламской языческой религии, политкорректно именуемой «традиционной верой осетин». Конечно, право исповедовать язычество гарантировано российским гражданам Конституцией РФ.
Но я до сих пор был уверен в том, что основной задачей МВД является охранять незыблемость российского закона, в том числе, свободы совести и вероисповедания. Но республиканское МВД, охраняющее «святость трех пирогов» в ситуации, когда в этой же республике проживают еще христиане, мусульмане, иудеи, выглядит как нонсенс.
Я уже не говорю о том, что сам Ахметханов – башкир, родившийся в башкирской деревне – в ареале распространения мусульманской культуры. И какое он отношение имеет к охране «святости трех пирогов» совершенно не понятно.
Но опять-таки, ни одно российское СМИ, ни одна правозащитная организация даже не отреагировали на это заявление. Зато, когда Рамзан Кадыров говорит о важности ислама для чеченского народа, вся правозащитная камарилья в один голос начинают кричать о том, что Кадыров ставит шариат выше российской Конституции.
Что касается Дагестана, во время моей работы в республике ко мне в руки от государственного чиновника попал любопытный документ – список религиозной литературы, рекомендуемой к запрету. В этом документе приводились различные наименования книг мусульманских авторов и краткие обоснования, почему ту или иную книгу стоит запретить.
Так вот несколько книг по исламскому вероубеждению сопровождало обоснование, что в них «содержится порицание на поклонение могилам»... На мой вопрос о том, как это обоснование соотносится со свободой совести и вероисповедания, чиновник ответить не смог.
Однако бесконечно издеваться надо Основным Законом чревато весьма печальными последствиями. Об этом говорит не только опыт арабского мира, где уставшие от беззакония люди поднялись против своих диктаторов, но и опыт самой России. Где на фоне общего чиновничьего и силового беспредела стремительно растет уровень политического насилия.
И в этом процессе рост числа боевиков, ультра-националистов, убийства Джигкаева, Садикова, Буданова – это прямое следствие издевательств над законами последних десятилетий.