В Совет алимов Северного Кавказа должны войти не только представители духовных управлений (ДУМ) мусульман, но и влиятельные религиозные лидеры, не входящие в официальные исламские структуры, считают российские эксперты по исламу и Кавказу.
Напомним, 31 марта в ходе встречи с руководителями СМИ Северного Кавказа в Ессентуках полномочный представитель президента в СКФО Александр Хлопонин сообщил, что идея создания Совета алимов была ему предложена духовенством Чеченской республики. По словам Хлопонина, Совет алимов будет представлять собой консультативный орган, куда войдут как мусульманские духовные лидеры регионов, теологи и богословы, так и научные деятели, изучающие ислам. Он обратил внимание на то, что это "не Совет при полпредстве, а независимая площадка духовных лидеров Северного Кавказа".
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Владимир Бобровников, считает, что пока сложно говорить о том, какую работу будет вести Совет алимов. "Алимы - это люди, обладающие знаниями, и прежде всего в области мусульманского права, которое считается венцом знания в исламской традиции. Все будет зависеть от тех людей, которые войдут в этот Совет, и какие у него будут полномочия. Конечно, не хотелось бы, чтобы Совет алимов стал органом на бумаге, от которого и вреда не будет, но и пользы тоже", - сказал Владимир Бобровников в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
Собеседник полагает, что при определении полномочий Совета алимов, могут возникнуть противоречия в законодательной плоскости. "При определении полномочий можно столкнуться с конституционными проблемами, так как Российская Федерация - светское государство", - пояснил эксперт.
В то же время Бобровников привел примеры, когда ислам и светская власть на Кавказе активно взаимодействовала. "Не надо думать, что всегда ислам и светская власть существовали на Кавказе раздельно. Если возьмем первое десятилетие советской власти, в Дагестане и других бывших автономиях региона существовали советские шариатские суды, исламское правовое пространство присутствовало. Стоит отметить, что в истории были случаи, когда неформальные религиозные лидеры, те же алимы, помогали избегать кровопролития, нанесения ущерба тем же мусульманам, да и представителям других вероисповеданий. Исламская духовная элита сотрудничала со светской властью, иногда и плодотворно", - подчеркнул ученый.
Кандидат политических наук, исламовед Ринат Мухаметов видит в идее создания Совета алимов, озвученной полпредом Хлопониным, недовольство федеральных и местных властей неудовлетворительным качеством работы северокавказских духовных управлений мусульман.
"Скорее всего, за данной инициативой стоит недовольство полпреда, и вообще власти, как федеральной, так и на местах, мягко скажем, неудовлетворительным качеством работы северокавказских официальных духовных управлений мусульман (не беру во внимание отдельные исключения). Ведь, есть же Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), который объединяет духовные управления мусульман всего региона. Почему Хлопонин не высказался в пользу укрепления КЦМСК? Думаю, надежды на оживление данного учреждения уже исчерпаны на всех уровнях власти", - уверен эксперт.
Мухаметов выделяет в инициативе создания Совета алимов и частные моменты. "Я бы отметил частный момент - это еще большее усиление чеченского фактора в СКФО. Как я понимаю, идею создания Совета алимов поддерживает и продвигает Грозный, давно недовольный инертностью Координационного центра мусульман Северного Кавказа. В этом с ним можно согласиться. Теперь Чечня получает возможность выстроить конструкцию по модерированию исламского пространства округа поверх координационного центра", - полагает собеседник.
По мнению исламоведа, "для того, чтобы Совет был реальным, а не виртуальным, органом, туда должны войти действительно авторитетные и влиятельные люди, настроенные на легальную исламскую активность на благо всего общества и государства, которые получат возможность не только выговориться, но и работать".
"Пусть не все из них будут удобны власти, но без этих лидеров даже нет смысла затею начинать. Исламским институтам в СКФО срочно необходима модернизация. Иначе направить бурлящую протестную энергию кавказской молодежи в русло созидания невозможно. Без модернизации исламских структур немыслима и масштабная, жизненно важная для сохранения позиций Москвы на Кавказе программа по историческому примирению кавказско-мусульманского и российского, не говоря уже о выстраивании нормальных долгосрочных государственно-исламских отношений в регионе", - отметил Мухаметов.
Обозреватель дагестанского общественно-политического еженедельника "Черновик" Артур Мамаев, комментируя идею о создании Совета алимов Северного Кавказа, отметил, что "данная структура не будет эффективной и действенной, если в нее войдут протеже духовных управлений мусульман".
"Если Совет алимов будет формироваться по тому же принципу, что и формируются духовные управления мусульман Северного Кавказа, которые полностью подчинены власти, и которые при решении многих вопросов пренебрегают интересами уммы (мусульманской общины - прим. "Кавказского узла"), то никакой позитивной роли в жизни мусульман он играть не будет", - считает Мамаев.
У такого совета, по убеждению обозревателя "Черновика", "не будет авторитета среди большинства мусульман, особенно среди протестной молодежи - салафитов". "Если же в Совет алимов войдут люди, получившие религиозное образование в одном из исламских вузов мирового уровня, а не северокавказских, так называемых, исламских вузах, выпускников которых и нельзя называть алимами, тогда можно ждать позитивных результатов от работы такого совета", - сказал собеседник.
Мамаев полагает, что полпред в СКФО Александр Хлопонин понимает всю сложность ситуации и не переоценивает роль муфтиев. "По крайней мере, это было заметно на его совещании с муфтиями Северного Кавказа в Ессентуках в декабре прошлого года. Было видно, что он относится к ним с некой долей здорового скепсиса", - пояснил он.
При этом собеседник отметил, что в Дагестане, например, руководство республики начало осознавать необходимость идти навстречу имамам и богословам, альтернативным представителям Духовного управления мусульман.
"Есть мечети, где выступают имамы, не входящие в ДУМ Дагестана, с проповедями, объясняющими основы Ислама, нравственные устои религии и т. д. Эти мечети всегда полны молодёжью, которая раньше могла быть озлоблена на власть, в том числе из-за запрета исламского призыва. Полпреду Хлопонину важно понимать для чего создаётся Совет: для проведения его руками государственной политики, сопряжённой с очередным бесцельным финансированием, или для действительного снятия напряжённости в среде мусульман", - подытожил Артур Мамаев.
Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, исламовед и кавказовед Руслан Курбанов согласен с другими экспертами в том, что в Совет алимов должны войти известные и имеющие авторитет среди мусульманской общины лидеры.
"Любые инициативы по созданию дополнительных конструктивных структур, я, конечно, поддерживаю. Главное, чтобы это был рабочий инструмент, рабочая площадка, на которой можно занять действительно известных, авторитетных лидеров, мнение которых представляет важность для мусульман. В него должны войти не дежурные представители духовных управлений мусульман, а авторитетные алимы, наставники, шейхи", - считает Курбанов.
Кроме этого, по словам эксперта, "занимать свое место в таком совете должны молодые ученые, которые пока еще не входят в официальные религиозные структуры, но которые пользуются огромным уважением среди мусульманской молодежи Кавказа". "Таких огромное количество есть в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне и других республиках. Без работы с ними проводить профилактику радикализма среди молодежи невозможно", - пояснил собеседник.
Главный редактор выпускаемой в Кабардино-Балкарии межрегиональной газеты "Ислам в Евразии" Хасим Аккаев надеется, что Совет алимов сыграет положительную роль в религиозной и общественной жизни мусульман Северного Кавказа.
"Если в Совет алимов войдут ученые, знающие все тонкости исламских наук и российскую действительность, то такая структура нужна. Но войти в нее должны не только представители официальных духовных управлений мусульман. В Совете должны быть алимы в полном смысле этого слова, то есть, реальные знатоки ислама", - считает эксперт.
В то же время, по мнению собеседника, нельзя не признавать роль некоторых официальных религиозных деятелей, которые могли бы внести вклад в работу Совета. "Например, при создании Совета алимов было бы неплохо использовать опыт работы духовенства Чеченской республики", - сказал Аккаев.