В Ингушетии проведена очередная операция по уничтожению бандподполья. Ситуация на Северном Кавказе остается напряженной. В чем причины распространения здесь терроризма, как видят решение проблем в самом регионе? На вопросы обозревателя "Известий" Татьяны Батенёвой отвечает председатель исполкома "Российского конгресса народов Кавказа" Алий Тоторкулов.
Сегодняшнюю напряженность в регионе связывают с деятельностью радикальных исламистов. Почему их поддерживает часть местного населения?
Если бы это был только религиозный терроризм, то с ним можно было бы справиться. Могу заявить с полной ответственностью: на Кавказе этнического и религиозного терроризма максимум 10%, а на 90% он - социальный. Протест направлен главным образом против произвола и несправедливости.
Вы имеете в виду жизненный уровень? В регионе действительно живут беднее, чем в среднем по России.
Нет, кавказцы готовы жить в бедности, но чтобы не было несправедливости. Если милиция приходит в дом к мусульманину и требует денег, а тому взять их негде, то его первый раз предупредят, второй - побьют, а третьего он не станет дожидаться и уйдет в горы. Если помните, на Кавказе всегда были абреки - народные мстители. И сейчас уход людей в горы - больше абречество, чем терроризм. Когда мужчина уходил в горы мстить за притеснение, оскорбление, обиду, родственники его всегда поддерживали. Так происходит и сейчас.
Значит, взрывы отделов внутренних дел, убийства милиционеров - это, по-вашему, не священная война с властью?
Это гораздо чаще ответ на вымогательство, на беспредел милиции.
Но, согласитесь, есть и другие возможности отреагировать на произвол - обратиться за защитой к власти, к закону?
Здесь, в Москве, еще есть шанс достучаться до власти. Там достучаться ни до кого невозможно. Правят северокавказскими республиками князьки, которым сверху дали жетон на управление. И им плевать на то, что думает о них народ, они не считаются с людьми. Ведь и меняют их тоже сверху, без участия народа. А кавказский менталитет надо учитывать.
А чем же он отличается от менталитета прочих россиян?
тоторкулов: Недавно на одной радиостанции провели опрос в связи с годовщиной отмены в России крепостного права. 86% позвонивших сказали, что рабство все еще живет в подсознании россиян. Надо понимать, что на Кавказе крепостного права никогда не было. И это наложило свой отпечаток на национальный характер - здесь живут свободные люди. С тем, с чем могут мириться люди почти везде в России, на Кавказе мириться не хотят и не будут.
Значит, люди чаще уходят в горы не по идейным соображениям и не вследствие религиозных убеждений?
Безусловно, там есть и фанатики, и наемники, которые будут стоять насмерть. Но их ничтожное меньшинство. В значительной части это те, кто протестует против произвола. И очень часто - молодые люди с "синдромом первоклассника". То есть те, кто познал лишь азы ислама и убежден, что теперь знает все, и для них уже нет авторитетов в этих вопросах. С ними надо работать, образно говоря, "переводить во второй класс" и выше, но ими занимаются только силовые структуры, которые действуют в рамках своих полномочий. И тогда тем ничего не остается, как подаваться в лес. Где их, соответственно, и обучат, и вооружат. Если молодой человек чем-то обижен, если с ним поступили несправедливо, тут найдутся и фанатики, и идейные борцы с властью, которые знают массу нужных слов, чтобы возбудить ненависть.
А почему с этой молодежью не работают исламские священнослужители - те, кто может дать им полноценное религиозное воспитание, а не азы "первоклассника"?
У нас в религиозных институтах существует проблема отцов и детей. И это одна из ключевых проблем современной ситуации. Религиозные лидеры, которые сейчас находятся у власти, - это пожилые люди. Свое образование они получили еще в советское время, изучив лишь азы ислама. А молодые священнослужители - это новое поколение. Они заканчивали исламские университеты в разных странах, получив очень качественное образование. Приезжая на родину, они видят, что на Кавказе ислам переплетен с местным язычеством, и реагируют на это очень остро. А у стариков нет достаточных знаний, чтобы спорить с ними, найти нужные слова, нужные хадисы (изречения, одобрения, образы или действия пророка Мухаммеда. - "Известия"), нужные аяты (структурная единица Корана. - "Известия") и доказать их неправоту или свою правоту. Вместо дискуссии они их отмечают, как опасные элементы, и передают эту информацию силовым структурам.
А вы полагаете, молодежь, пытающаяся понять ислам, прислушивалась бы к молодым имамам больше?
Поначалу действительно нужно было слегка притормаживать молодых и горячих, чтобы у них было время подрасти, приобрести жизненный опыт и моральный авторитет. Но сейчас те, кто первыми учились в Саудовской Аравии, Турции, Египте, в других мусульманских странах, уже повзрослели - они по светским меркам если не доктора наук, то кандидаты. И могли бы заменить стариков, находя массу возможностей влиять на молодежь. Но, увы, опасаясь за свою жизнь, они чаще уезжают с Кавказа. А старики не собираются уступать свои посты, и центр их поддерживает - привычных, "умеренных". А молодых и образованных побаивается, хотя в них и спасение.
Не с этими ли разногласиями связаны убийства известных исламских священнослужителей?
Причин в бурлящем регионе может быть множество. Могу лишь высказать несколько предположений. Первое - это могло быть делом рук религиозных фанатиков. Второе - эти преступления руками фанатиков могли совершить и внешние, и внутренние силы, работающие на развал страны. Третье - мстители из числа тех самых молодых с "синдромом первоклассника", которыми не смогли или не захотели заниматься священнослужители и передали их в руки силовых ведомств. А те, в свою очередь, загнали их в лес.
Как вам кажется, имеют ли в центре истинное и полное представление о процессах, которые идут на Северном Кавказе?
Конечно, местные власти рапортуют в центр о реальных процессах в северокавказских республиках в выгодном для себя свете. Этим грешат власти и других регионов страны, но на Кавказе, где от сложности всего и вся черт ногу сломит, масштабы очковтирательства гораздо выше. Очень часто стремление понять ситуацию на Кавказе мечется между ее демонизацией и упрощением на уровне стереотипов и шаблонов. Есть тенденция представлять своеобразие кавказского мира едва ли не "марсианским" по степени чужеродности. А ведь практически все социальные, общественные, экономические проблемы в регионе те же, что и во всей стране. Нас безмерно удивляет, что чиновники, которые едут "усмирять Кавказ", все поголовно читают книгу генерала Ермолова и с гордостью говорят об этом. Но обращаться к опыту боевого генерала XIX века в наше время - это нонсенс. Или другой факт: взрывы гремят в Кабардино-Балкарии, а снимают с поста главу Карачаево-Черкесии - самой мирной республики в регионе.
Из истории известно, каким непререкаемым авторитетом на Кавказе всегда пользовались старейшины. Почему сейчас их влияние на ход событий никак не ощущается?
Да, на Кавказе совет старейшин - один из важнейших институтов гражданского общества, о необходимости построения которого не устают повторять президент и премьер-министр. Но еще с советских времен власть всячески боролась с советами старейшин и выхолостила их суть. Этот институт легко возрождаем у кавказских народов, было бы желание, но в этом не заинтересованы местные власти. Ибо они первые, с кем начнет бороться совет старейшин как с первопричиной несправедливости и произвола.
Возможно, "синдром первоклассника" - результат того, что многие дети не получают начального религиозного образования в семье и школе? Как вы полагаете, пойдет ли на пользу его введение в школах?
Безусловно, это даст положительные плоды. Если дети со школы будут знать о разных вероучениях, то будут, как минимум, толерантнее. Если еще и учебники, и преподаватели будут грамотные, акцентирующие внимание на схожести постулатов разных религий, а не на их различиях и не сеющие вражду уже с детства. Но мне кажется, в школе нужен еще один предмет - народоведение. Быть гражданином страны с испокон веков пестрым национальным составом и оставаться полным невеждой в понимании этого факта, того, в чем именно состоят особенности того или иного народа России, - абсурд. Но у нас на это не обращают никакого внимания, к сожалению.
Часто можно услышать, что на Кавказе идет джихад - священная война против неверных, то есть православных. В доказательство приводят факты обстрелов и поджогов православных храмов. Есть ли под этими утверждениями доля правды?
Многие хотели бы преподнести подобные факты как то, что идет война между христианами и мусульманами. Но это неправда. В исламе иудеи и православные называются "людьми Писания". В Коране нет ни одной буквы, на которую могут сослаться те, кто стреляет в православные храмы. Ни один верующий мусульманин не может делать этого - есть конкретный запрет. Слово "джихад" часто повергает немусульман в шок. Но его истинное значение - "усердие", то есть стремление победить собственные пороки и недостатки. Вот этого и не успевают понять "первоклассники", им просто не дают этого сделать, не объясняют, что во всех великих мировых религиях 99% общего, их заповеди и духовные ценности одинаковы.
Каковы, на ваш взгляд, пути решения основных проблем региона? Какова позиция РКНК по этому вопросу?
Силовой путь вряд ли поможет решить все проблемы. Кавказца можно обезоружить лишь дружбой. Он никогда не поступит плохо с человеком, который его уважает. Только гражданское общество сможет поставить надежный заслон перегибам со стороны как власти, так и радикальных групп, какие бы знамена они ни поднимали. Позиция РКНК ясная и простая: необходимо выработать общенациональную идею, межнациональную и межконфессиональную политику. Необходимо соблюдать права человека, закрепленные в Конституции РФ. Не надо демонизировать Кавказ и кавказцев. Здесь нет объективных проблем, это не нищий край, а райская земля. Здесь люди умеют работать. Не надо федеральным чиновникам использовать кавказские республики в качестве канала для "распила" бюджетных средств. Надо проводить федеральные проверки не корысти ради, а пользы для. Надо создавать рабочие места для молодежи, а не загонять ее в лес. Тогда Кавказ станет всероссийской здравницей и кузницей патриотов России.