Ведущие эксперты-исламоведы считают, что на Северном Кавказе необходима модернизация официальных исламских структур. Комментируя итоги выборов руководителей духовных управлений мусульман (ДУМ) и муфтиев Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, прошедших в середине марта, эксперты заявили, что данные выборы мало коснулись реальной жизни мусульманских общин.
Напомним, 15 марта на съезде мусульман Кабардино-Балкарии был избран муфтий республики Хазретали Дзасежев. В Карачаево-Черкесии мусульмане собрались на съезд 16 марта и переизбрали на очередной срок муфтием Исмаила Бердиева. 17 марта мусульмане Северной Осетии избрали главой мусульман региона Хаджимурата Гацалова.
"Одновременные выборы глав трех духовных управлений мусульман на Северном Кавказе мне представляются имеющими, прежде всего, значение в аппаратно-бюрократическом смысле, о чем говорит и представительный состав гостей, в числе прочих из Москвы и даже Баку", - считает кандидат политических наук, исламовед Ринат Мухаметов.
По его мнению, выборы муфтиев республик Северного Кавказа мало коснулись реальной жизни мусульманских общин региона. "Такая ситуация, в принципе, характерна в целом для России, за редким исключением. Но на Северном Кавказе проблема отчуждения верующих и официального духовенства особенно отчетливо видна", - считает эксперт.
В то же время, по словам Мухаметова, в случае с последними выборами есть и частные моменты. "Например, новый глава Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Хазретали Дзасежев пока еще очень мало известен местным мусульманам. Его выбрали по методу исключения и как бы авансом, в расчете, что он наберет тот вес, который был у его предшественника. Новому руководителю ДУМ Северной Осетии Хаджимурату Гацалову еще предстоит как-то налаживать жизнь мусульманских общин региона, взбудораженных отстранением бывшего муфтия Али Евтеева", - заявил исламовед.
По его мнению, "Исмаилу Бердиеву, мало того, что необходимо решить проблемы в Карачаево-Черкесии, но и каким-то образом вернуть вышедшие из-под его контроля мусульманские общины Ставрополья, создавшие отдельное духовное управление мусульман".
Источник полагает, что "единственным выходом из этого колоссального клубка проблем является модернизация официальных исламских структур Кавказа". По его убеждению, "нужно создавать экспертные советы при духовных управлениях мусульман, преодолевать отчуждение духовенства и мусульманской интеллигенции, привлекать новые кадры и ресурсы".
"Аппаратными перестановками проблем в мусульманской жизни Северного Кавказа не решить. Привлечением же неоднозначных фигур из-за рубежа в качестве неких глав мусульман всего Кавказа и чуть ли не всего СНГ, тем более представляющих шиизм (одно из двух, наряду с суннизмом, основных направлений в исламе, подавляющее большинство российских мусульман придерживаются суннизма -прим. "Кавказского узла"), ситуацию можно только усугубить. Я говорю о руководителе Управления мусульман Кавказа Аллахшукюре Паша-заде. Я убежден, что нет другой альтернативы модернизации официальных исламских структур", - заключил Ринат Мухаметов.
Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук, кавказовед и исламовед Руслан Курбанов также полагает, что прошедшие недавно в трех кавказских республиках выборы муфтиев лежат в общем русле сложившейся в России практики бюрократического регулирования жизни мусульман.
"Она состоит в том, что республиканские власти стремятся продавить на выборах максимально удобную для себя фигуру муфтия. А о том, что этот муфтий не будет обладать никаким авторитетом среди большинства верующих, власти как-то не особо заботятся. То же самое мы сегодня наблюдаем в Татарстане, где к неугодным кандидатам был применен внушительный административный ресурс, чтобы не допустить даже их включения в список кандидатов на пост муфтия", - сказал Руслан Курбанов корреспонденту "Кавказского узла".
В итоге, по его словам, складывается ситуация, когда продавленный властями муфтий живет, вращаясь вокруг власти, будучи совершенно оторванным от верующих. "То есть муфтий и верующие живут в параллельных и не пересекающихся пространствах. Это и привело во многих кавказских республиках к тому, что молодежь оказалась выброшенной на обочину жизни и попала под влияние радикальных идей", - считает эксперт.
Курбанов отмечает специфику каждой из республик, где прошли выборы муфтиев. "Кабардино-Балкария стремительно превращается в Дагестан образца 2005 года, где милиционеров и политиков убивали по несколько человек в день. Республика содрогается от набирающего обороты противостояния боевиков, силовиков и жаждущих мести родственников убитых", - отметил он.
В то же время, как пояснил исламовед, "Карачаево-Черкесия худо-бедно начинает отходить от опасной черты, за которой противостояние черкесских и карачаевских радикальных национальных группировок грозило перерасти в масштабный национальный конфликт".
"Кроме того, в республике при очень низком влиянии на мусульманскую общину муфтия стремительно растет и развивается гражданское мусульманское общество, продвигающее самостоятельные общественные, образовательные и бизнес-проекты", - заявил Курбанов.
Анализируя ситуацию в Северной Осетии, источник обратил внимание на то, что "общество здесь все еще находится в крайне взведенном состоянии из-за непреодоленного "бесланского синдрома", периодически происходящих терактов и из-за информационной истерии, которая была развернута вокруг фигуры прежнего муфтия Али Евтеева".
"Кроме того, осетинское общество сегодня разрывает конфликт идентичностей. Сегодня одновременная духовная экспансия ислама, питающегося энергией всемирного возрождения, духовная экспансия православия, обеспеченная мощной поддержкой РПЦ, и духовная экспансия осетинского язычества, продвигаемого беженцами из Южной Осетии, предельно электризует и без того напряженную ситуацию в республике". - подчеркнул Руслан Курбанов.
Ученый убежден, что "каждому из трех муфтиев названных республик - Хазретали Дзасежеву, Исмаилу Бердиеву и Хаджимурату Гацалову - предстоит нелегкая задача, и за каждый свой шаг на этом посту они, как руководители мусульманских общин своих республик, будут нести ответственность не только перед народом, но и перед Всевышним".
"Оттого их внимание к нуждам верующих должно заставлять их денно и нощно искать пути преодоления сложившихся конфликтных ситуаций, преодоления недоверия и страха по отношению к исламу, консолидации воедино мусульманских общин, преодоления пропасти отчуждения между духовными структурами и верующей молодежью. Без масштабного реформирования прежней системы духовных управлений мусульман, без глубинной модернизации системы исламского образования, социальной, обрядовой и информационной инфраструктуры эти задачи окажутся недостижимыми", - подытожил эксперт.
Президент Ассоциации этнопроблематики при Союзе журналистов России Сулиета Кусова согласна с другими экспертами в том, что недавние выборы муфтиев трех республик Северного Кавказа мало коснулись жизни мусульманских общин.
"В данной ситуации в меньшей степени беспомощен муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев, обладающий большей харизматичностью, чем остальные. Но если говорить в целом, все муфтии Северного Кавказа страшно оторваны от мусульманской уммы (общины (перевод с арабского - прим. "Кавказского узла") и не имеют на нее того влияния, которое должны иметь духовные лидеры. За этим положением стоит целый комплекс причин, и они всем известны", - сказала Кусова.
Эксперт сравнила избрание муфтиев с выборами партийных списков во время голосования за кандидатов в депутаты законодательных органов. "К сожалению, это все та же имитация", - констатировала собеседница "Кавказского узла".
Сулиета Кусова полностью поддерживает мнение о необходимости модернизации духовных управлений мусульман республик Северного Кавказа. "Сегодня пассионарную часть уммы составляет молодежь. Эта молодежь находится в принципиально другом поиске себя в исламе и ислама в себе. Сегодня у молодых людей другое ощущение себя мусульманами, нежели у старшего поколения. Представители старшего поколения - ритуальные мусульмане, а молодые находятся в постоянном поиске идеи, которая поможет им выстраивать свою жизнь", - считает эксперт.
Поэтому, по ее словам, духовным управлениям мусульман нужно перестраиваться таким образом, чтобы соответствовать мусульманской молодежи.
"Чтобы "оседлать" молодежные движения, нужны очень сильные, харизматичные, образованные люди, способные пользоваться и технологиями 21 века. Сегодня, к сожалению, этим требованиям духовные управления мусульман на Северном Кавказе не соответствуют. Хочу добавить, что это не только проблема северокавказского региона, это проблема и мусульман Поволжья и других российских регионов", - подытожила президент Ассоциации этнопроблематики при Союзе журналистов России.
В свою очередь сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас Бибарсов смотрит более оптимистично на место мусульманских лидеров в жизни религиозных общин республик Северного Кавказа.
"Я бы хотел сказать об избрании муфтием Северной Осетии Хаджимурата Гацалова. Во-первых, он себя достойно повел в очень сложный для республики период (с момента отставки прежнего муфтия Али Евтеева). Я надеюсь, что он сумеет найти общий язык с основной частью мусульманского населения и приложит максимум усилий для того, чтобы ситуация в Северной Осетии оставалась стабильной, а мусульманская община развивалась в воспитательно-образовательном плане и заняла достойное место в жизни республики", - сказал Мукаддас Бибарсов.
Комментируя избрание нового муфтия в Кабардино-Балкарии Хазретали Дзасежева, сопредседатель Совета муфтиев России заявил, что перед новым мусульманским лидером этой республики стоит немало трудностей.
"В Кабардино-Балкарии ситуация из всех республик Северного Кавказа сегодня, пожалуй, самая сложная, и на долю Хазретали Дзасежева выпала большая ответственность. Ему также нужно найти общий язык с основной частью населения, особенно с молодежью, потому что радикальными призывами, которые сегодня слышны в Кабардино-Балкарии, никакие проблемы не решатся. Надо договариваться с вменяемой частью тех людей, которые сегодня стоят в оппозиции, и привлекать активную часть молодежи в жизнь общины", - заключил Мукаддас Бибарсов.