Нужна ли в России мусульманская партия?

О способах мобилизации исламской уммы страны в новых политических условиях

С началом в России политической революции, следствием которой стало заявление Медведева о грядущей либерализации партийного законодательства, на повестку дня вышел вопрос о создании религиозных партий. Точнее, учитывая пока действующий запрет на образование партий по религиозному, национальному или классовому признаку - партий, выражающих интересы религиозных групп и конфессий. Автоматически возник вопрос и о создании мусульманской партии, по следующим причинам. Во-первых, наличие значительного и растущего количества избирателей-мусульман в России, во-вторых, непредставленность их интересов ни в одной из "системных" российских партий, в-третьих, общий рост во всем мире "политического ислама", влияющий на умонастроения активной части российских мусульман.

Авторитетные мусульманские лидеры и эксперты в целом весьма одобрительно отнеслись к подобной перспективе, с той, неизбежной для статусных деятелей оговоркой, что надо дождаться вступления в силу обещанных изменений в законодательство и осмотреться, каким будет ландшафт после завершения идущей схватки за власть. Но если изменения все-таки произойдут, а ландшафт позволит вписать в него и мусульманскую политическую силу, то какие у нее есть перспективы?
Ведь в более свободные ельцинские времена у мусульман уже была возможность создавать свои партии, и они ею пользовались, надо это признать, не совсем успешно. Что же изменилось сейчас и насколько все серьезно, чтобы порождать надежды на исламский политический бум в стране?

С одной стороны, в "нулевые" годы, благодаря нескольким русскоязычным исламским сайтам, таким как старый "Ислам.Ру", а также многочисленным исламским форумам и кругам общения в социальных сетях, возникла политизированная, исламски ориентированная среда, которая отсутствовала еще в девяностые, когда создавались не добившиеся успеха российские исламские партии. Именно эта среда есть класс-авангард исламской уммы в России, первые признаки политической организации которого мы наблюдаем сегодня, о чем было написано в предыдущей нашей статье на Портале "Сетевая революция в российском исламе".

С другой стороны, надо понимать, что речь идет максимум о десятках тысяч людей, которых, как учит история, бывает достаточно, чтобы в критический момент переломить ход истории, но которые сами по себе электоральной погоды не делают. В этой связи надо помнить, с чем был связан провал предыдущих партийных проектов мусульман: позиционируя себя как исламские, они оттолкнули немусульманских избирателей, но при этом не сумели мобилизовать и сколько-нибудь значимое число голосов мусульман.

Вообще, партийные проекты мусульман в современном мире бывают трех типов. Первый тип – это откровенно и чисто исламские партии вроде салафитской партии "Ан-Нур" в Египте, Хизб ут-Тахрир (впрочем, самоустранившихся от выборного процесса) или "Джамаа аль-Исламийя" в Пакистане. Помимо того, что партии такого типа пока остаются запрещенными в России, не приходится сомневаться, что в обозримую историческую перспективу, по крайней мере, в общероссийском масштабе они не имеют никаких электоральных перспектив.

Второй тип – это партии, внешне светские, но при этом происламские, лоббирующие интересы ислама и практикующих мусульман. Это партии вроде турецкой ПСР и ее клонов в таких странах как Марокко, Тунис ("Ан-Нахда") и Египет (Партия свободы и справедливости - политическое крыло "Братьев-мусульман"), при наличии немаловажных различий между ними.

Наконец, третий тип - это немусульманские партии, пытающиеся завоевать электоральные симпатии мусульман и выступающие в их защиту. Это достаточно нестабильная электоральная схема – скажем, обычно в этой роли в Европе и Америке выступают левые партии, что не исключает появления в них иногда исламофобских политиков (так, Тито Сарацин - член левой СДПГ), которые позволяют перехватывать голоса мусульман их правым оппонентам (таким как республиканец Рон Пол в США).
Очевидно, что к российским условиям применимы только последние две модели, причем, с явным преимуществом третьей. В этом направлении сегодня пытается двигаться Гейдар Джемаль, заявивший о намерении сделать свой "Интерсоюз" партией, но умозрительный характер его программы для большинства мусульман заставляет усомниться в ее серьезных перспективах. Гораздо большим потенциалом, на мой взгляд, обладает концепция социал-федерализма, развитая в ряде публикаций современным мусульманским политологом Ринатом Мухаметовым, но тут возникают другие вопросы.

Будет ли в состоянии подобная партия, по сути, занять левоцентристскую нишу, став центром притяжения как большинства мусульманских избирателей, так и других групп, к которым апеллирует концепция социал-федерализма? Или она, из-за своей светской невнятности, не сумеет мобилизовать собственно мусульманских голосов и неизбежно превратится в блеклого раздражающего аутсайдера на левом поле? Конечно, это может зависеть от целого ряда факторов, и не в последнюю очередь - от чисто субъективных, вроде того, кем и как будет создаваться такая гипотетическая партия.

Но вот задача мобилизации мусульманских голосов светской, надконфессиональной партией – это проблема объективная, особенно если учесть неизбежность конкуренции или даже грязного спойлерства на этом поле. На мой взгляд, даже самая удачно выстроенная промусульманская партия задачи мобилизации мусульманских голосов сама решить не сумеет. По той простой причине, что ни лидеры, ни структуры такой партии не будут обладать авторитетом и механизмом, необходимыми для мобилизации голосов мусульман. Если рассматривать "идейную" часть российских мусульман, то ее мобилизация возможна либо через мечети, либо через неформальные религиозные среды общения: джамааты, тарикаты, исламские центры, сообщества в социальных сетях и т.п. И лидерами мнений (opinion-maker) для них будут никак не главы региональных партийных отделений, а обладающие реальным авторитетом исламские лидеры: имамы, шейхи, амиры, проповедники и т.д. В свою очередь, не приходится сомневаться в том, что ни одна партия, даже если сильно захочет, все это многообразие разношерстной исламской уммы в России со множеством наличествующих внутри нее течений, групп и общин покрыть не сумеет.

Куда успешнее, чем любая партия, мусульманский электоральный потенциал смогли бы мобилизовать сами исламские структуры, вроде описанных выше. Они никогда не вступят в одну партию, больше того, учитывая их расхождения, с трудом можно представить их объединение даже между собой в единую религиозную структуру (об этом в следующий раз), но они вполне могли бы консолидировать позицию мусульман в том, что касается их общих политических интересов в российском обществе.
Что могло бы стать такой структурой? Нечто вроде Съезда мусульман России, но не верхушечного и официозного, а широчайшего и демократичного, на котором регулярно смогут собираться представители всех мусульманских общин, организаций и групп и не под какую-то "вертикаль", государственную или духовную, а на сугубо горизонтальных принципах. Чтобы, как это часто бывает с такими широкими форумами, весь его потенциал не ушел в бесплодную говорильню, применительно к выборам он мог бы быть сфокусирован в виде Съезда мусульманских выборщиков, собирающихся перед выборами, чтобы решить вопрос, какой партии или какому кандидату в президенты мусульмане должны отдать свои голоса.

Подобное мероприятие могло бы стать аналогом демократических или республиканских праймериз в США, в рамках которых существующие партии могли бы соревноваться за поддержку мусульман, встречаться с их общинами, авторитетами и лидерами. Политический вес такого института в условиях реальной многопартийности был бы тем более значимым, чем более острой была бы конкуренция между партиями и кандидатами, особенно в условиях вторых туров выборов, когда привлечение таких значимых групп избирателей может стать решающим фактором в схватке.
В этом случае мусульманской умме России не было бы необходимости бросать все политические силы на создание какой-то определенной партии. Точнее будет сказать, что она или они вполне могли бы быть созданы теми или иными мусульманскими политиками, элитами или группами, просто не было бы необходимости пытаться втиснуть все многообразие исламского сообщества России в прокрустово ложе партийных структур. Наличие собственной, контролируемой мусульманами партии могло бы стать весомым довеском к политическому капиталу уммы в России, особенно при наличии системы блоков, за легализацию которых сегодня выступает оппозиция – включение этой партии в тот или иной блок могло бы быть фактически условием поддержки всего блока мусульманами.

Так что отказываться от идеи партии, действующей в интересах мусульман, вряд ли стоит. Просто надо понимать, что одна такая партия исламских политических задач все равно не решит.



19 комментариев


  1. (11.02.2012 17:48) #
    0

    "Политическая идеология- это определенная доктрину, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.
    Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.
    Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ГРАЖДАН во исполнение поставленных ею задач.
    С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.
    Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан, необходимо различать следующие уровни ее функционирования:

    — теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития.

    — программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические ПРИНЦИПЫ формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то ПРОГРАММЫ разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. Причем между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате которых некоторые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в оформлении их “самых рьяных обожателей”.

    — актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. ИДЕОЛОГИИ, ОБЛАДАЮЩИЕ СПОСОБНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, упорядочивать в их сознании картины мира, ЯВЛЯЮТСЯ ТОТАЛЬНЫМИ (К. Мангейм). Те же СИСТЕМЫ политических требований и воззрений, КОТОРЫЕ СТАВЯТ ЗАДАЧИ ЧАСТИЧНОГО ИЗМЕНЕНИЯ форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, НЕ способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как ЧАСТНЫЕ (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики". Так характеризуют политические идеологии ученые.
    А в среде мусульман людей способных стать реальными лидерами партии просто нет, к великому сожалению. Но есть М.Л.Шевченко, любимый многими мусульманами России, по своему умозрению близкий к идеологии Ислама, и на делах доказавший свою близость к Исламу. И помнится он обещал подумать над созданием своей политической партии... И да поможет ему Всевышний Аллах!

  2. (11.02.2012 18:47) #
    0

    Право иметь клерикальную общероссийскую партию в настоящее время нужно прежде всего РПЦ, которая сейчас и так негласно присутствует на всех ступенях этой власти. Изменение законодательства о партиях на такое, о котором мы ведем речь, сразу же приведет к создания православной партии

  3. (11.02.2012 18:51) #
    -1

    в которую перетечет вся бюрократия из исчерпавшей себя ЕР во главе с теперешним дуумвиратом. Эти партия гарантированно станет в русне правящей и давящей все остальные. Мусульманам в настоящий момент разрешение на создание клерикальных (или проклерикальных) партий невыгодно

  4. (11.02.2012 18:55) #
    1

    т.к. мы явное меньшинство, к тому же разделенное на несколько частей: Кавказ, Поволжье, среднеазиатские мигранты. А вот на уровне рнеспублик разрешение на создание партий конфессионального толка было бы полезным, здесь мы можем серьезно влиять на власть, а кое-где и взять эту власть. Вот такое изменение законодательства на настоящий момент мы и должны поддерживать.

  5. (11.02.2012 21:26) #
    2

    на сегодняшний день(в россии) слово партия неимеет того значения
    которое ей придают в мире. партия или партии нужны лишь как фикция, для очередных политпроворотов в стране. настоящая партия должна выйти из недр народа, медленно но упорно опракидывая своей интелектуальной мощью нетолько институты власти но и само общество.
    для правильной партии не требуется никаких разрешений и законов ибо оно само несет идею и закон.

  6. (11.02.2012 21:56) #
    -1

    У Кремля нет необходимости в партиях по конфессиональному признаку. Сейчас уже озвучивается от членов партий христианско-православная риторика. Так что никаких проблем со влиянием на электорат христианской пропагандой нет.

    Резон есть в другом, в организации левой (социалдемократической) партии под интересы мусульманского этнического меньшинства. Нужен симбиоз политического ислама и этнического национализма.

  7. (12.02.2012 01:20) #
    3

    ассаляму алейкум! а кто-нибудь может ответить: халяль ли мусульманам создавать партии и участвовать в политическом процессе не исламского государства?

    думаю, прежде всего мы должны задуматься именно об этом.
    так халяль или нет?

    • (12.02.2012 19:08) #
      -3

      Брат An-Najm, мусульмане ДОЛЖНЫ участвовать в политической жизни страны в которой они живут. Поскольку мы составляем по разным подсчетам от 15% до 25% населения России. Прежде всего это должна быть партия СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ и НРАВСТВЕННОСТИ. Вспомним Кораническую историю Иосифа, который по воле Аллаха, сначала был предательски брошен в сухой колодец своими братьями, потом был спасен торговцами от смерти и продан в рабство в Египет визирю фараона. Повзрослев был оклеветан женой визиря в попытке насилия, брошен на 7 лет в тюрьму, потом, растолковав сон фараона был освобожден и зная грядущие бедствия(голод) для людей через тот же сон фараона, сам попросился руководить Египтом. Став правителем Египта в трудное время, осознавая всю ответственность этого правления, с умом подойдя к делу, спас от голода и египтян, которые по сути были неверующими, и своих родителей, любивших его и братьев, столь низко поступивших с ними. Отсюда мы видим, что ВЕРУЮЩИЙ человек ДОЛЖЕН АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ в жизни страны, в которой он живет, ДАЖЕ если это страна неверующих. А Россия, в отличие от Древнего Египта- страна, в большинстве своем христианская. А христиане, как известно из Корана, наиболее близкая к мусульманам религиозная группа.

      • (12.02.2012 19:57) #
        2

        мда.
        брат, пройдите по ссылкам, почитайте и посмотрите.
        тут ДОКАЗАТЕЛЬСТВА того, что участие в кяфирской системе правления - ХАРАМ. и ответ на всякого рода доказательства обратного.

        "Президентские выборы - это харам" -
        http://hizb-russia.info/index.php/ru/news/817-prezidentskie-vybory-eto-kharam

        "Ответ на доводы приверженцев "Ихван аль-муслимин" и других групп о дозволенности группе мусульман создавать партию и баллотироваться в демократический парламент, играя с мушриками в политические игры и отказываясь выявлять непричастность к ним и их демократии, под предлогом воплощения Шариата через парламент, или облегчения положения мусульман, или для пользы, или любым другим предлогом."-
        http://sunnaonline.com/manhadj/situaciyavmire/704-2011-10-13-05-42-56

        Шейх Аль-Альбани: "Хукм участия в выборах и избирания в парламент"-
        http://sunnaonline.com/video/video-ulama/506----q-------q

        • (11.03.2012 21:16) #
          1

          а как мы должны защищать свои права?кто должен представлять мусульман в этой стране?нас все-таки около 30 миллионов,кто-то-же должен заниматься этим? государству на нас плевать грубо говоря,и они попирают наши права.

  8. (13.02.2012 10:40) #
    -2

    Хизбу Аттахрир не является чисто исламской партий.это заблудшая секта в Исламе,и у следователей этой секты отсутствует понимание основы религии.Да наставит их Аллах на истинный путь!!!!

    • (13.02.2012 21:02) #
      1

      Вот это новость. Надеюсь у тебя имеются основания для таких громких заявлений. Просвети меня, пожалуйста, а то что-то не замечал такого.

    • (14.02.2012 03:28) #
      0

      амин, пусть Аллах наставит на истинный путь тех, кто уклонился от истины!
      брат Саад прав, расскажите, в чем состоит заблуждение Хизб ут-Тахрир? приведите доказательства вашим словам и представьте, насколько страшно, если эти обвинения не обоснованны.

  9. (13.02.2012 14:26) #
    -2

    Каждый гражданин какой-либо страны, будь он христианин, мусульманин, иудей, атеист и т.д. имеет гражданские права, закрепленные конституцией. Если ты свой выбор предоставляешь делать другому, не участвуя во внутренней жизни своей страны, нет гарантии того, что этот "другой" не окажется в прямо-противоположных с тобою взглядах. Аллах в Священном Куръане нам разъяснил, что мы- пастыри, и отвечаем за свою паству, а наша паства, в первую очередь- это наши жены и дети. Будущее наших детей , отчасти, в наших руках. Видеть какие нравственные помои льются из СМИ, какая несправедливость творится в повседневной социальной жизни страны и сидеть ничего не делая, ожидая что все переменится само-собой- это, по крайней мере, наивно. Ведь, опять же Пророк с.а.в. сказал: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то – сердцем. И это – признак наиболее слабой веры» Муслим № 49. Первое, что мы должны вынести отсюда- это то, что с каждого, кто увидит что-либо из порицаемого - будет спрос, улучшил ли он это, изменил ли это по мере своих сил, посредством слова или действия. Изменить не только словами, в том случае, если делают порицаемое те, за которых вы в ответе: жена, дочь или сын - в этом случае обязательно нужно изменить порицаемое руками, действием. Но, если порицаемое делает властвующий, глава - на нас ложится такая же ответственность, но тут уже, поскольку мы не в силах остановить зло руками- остается постараться изменить словами. А в случае, если у мусульман будет своя партия(иншаАллах), то можно будет добиваться устранения несправедливости действием(наилучшим из трех вариантов)- путем внедрения законов, препятствующих злу и несправедливости.

    • (14.02.2012 03:37) #
      1

      ход ваших мыслей верный.
      "Видеть какие нравственные помои льются из СМИ, какая несправедливость творится в повседневной социальной жизни страны и сидеть ничего не делая, ожидая что все переменится само-собой- это, по крайней мере, наивно. Ведь, опять же Пророк с.а.в. сказал: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то – сердцем. И это – признак наиболее слабой веры» Муслим № 49. Первое, что мы должны вынести отсюда- это то, что с каждого, кто увидит что-либо из порицаемого - будет спрос, улучшил ли он это, изменил ли это по мере своих сил, посредством слова или действия. Изменить не только словами, в том случае, если делают порицаемое те, за которых вы в ответе: жена, дочь или сын - в этом случае обязательно нужно изменить порицаемое руками, действием." на все 100 соглашусь с вами.
      вопрос только вот в чем: каким путем исправлять порицаемое? исправлять порицаемое харамным путем, как предлагаете вы, или халяльным, как по Сунне?

      брат, переходили ли вы по ссылкам, читали ли вы доводы относительно этого вопроса?? там ведь все расписано. нам Аллах Субханаху уа Тагаля дал уже решение, а "Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, принадлежит Аллаху" Шура, 10
      "Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью". 4:65

  10. (16.02.2012 11:53) #
    0

    На сегодняшний день я считаю, что мусульманам не выгодно разрешение на создание федеральных партий, так или иначе содержащими клерикальную компаненту. Сказанное вовсе не значит, что я против действий по защите интересов уммы на общероссийском уровне. Действовать нужно, но так, чтобы у мусульман были шансы на позитивные результаты. Пока мусульмане будут играть по правилам противника, победы им не видать. Надо наоборот втягивать противника на поле, которого он не знает и навязывать ему наши правила. Например, создавать параллельные, основанные на шариате, которого кафиры не знают, сообщества, минимизировать отношения мусульман с иноверцами, регулировать мусульманские взаимоотношения строго на основе шариата. Если мы внутри уммы будем жить по шариату, никакие кафирские законы нам будут не нужны. Вы посмотрите на опыт Косово. Когда в 1990 г. Белград отменил косовскую автономию, тамошние мусульмане стали бойкотировать все югославские учреждения и законы, создали свои параллельные шариатские учреждения и реально ввели во взаимоотношениях между собой шариатские нормы. Будучи бессильными их отменить, сербы были спровоцированы на нарушение международных норм, что вовлекло в конфликт на стороне мусульман мировое сообщество и в конечном итоге привело к созданию признанного миром косовского государства. Нам нужно всемерно изучить и использовать этот опыт, а не пытаться приспособиться к постоянно меняющимся русским законам.

    • (11.03.2012 21:47) #
      0

      zayid.вы считаете это был шариатский путь решения проблем?

  11. (11.03.2012 21:40) #
    1

    почему на всех ветках знатоки в исламе все предложения касающиеся политической жизни мусульман отвергают,не предлагая не чего в замен?ну если создовать партию, которая будет представлять интересы мусульман харам,что-же делать?ждать пока станем большинством?или может переехать из этой (кафирской)страны?может все-таки обьясните?

    • (11.03.2012 21:49) #
      0

      Бекхан . скажите в двух словах. что такое интересы мусульман в россии и отличаются ли они от интересов мусульман в других местах?