Какой быть исламской партии в немусульманской стране?

Сегодня в нашей стране считается чуть ли не признаком экстремизма говорить о возможности создания исламской политической партии. А тем более о возможности ее участия в политической жизни страны. Однако еще каких-то 12−15 лет назад в России существовали и действовали исламские политические партии. Что же по этому поводу говорит Шариат, российское законодательство и опыт западных мусульман?

Положение исламских партий в Шариате

На сегодняшний день большинство улемов, занимающихся проблемами приверженцев Ислама, проживающих в немусульманских странах, считают дозволенным, а иногда даже и обязательным, создание исламских партий в странах немусульманского мира. На эту тему издаются фатвы, созываются конференции и даже пишутся целые книги, как например труд доктора Сулеймана Мухаммада Тубулика, профессора Шариата «Аль-Ахкаму с-Сийясийя ли-ль-Ак’алийяти ль-Муслима фи ль-Фикхи ль-Ислямий» (Политические нормы для мусульманских меньшинств в исламском фикхе).

Данные фатвы и решения улемов о дозволенности создания исламских политических партий в немусульманских странах, особенно в странах Запада, основываются на нескольких утверждениях. В общих чертах обоснование данной дозволенности выглядит следующим образом. Известно, что политическое устройство западных стран, в которых проживают мусульмане, зиждется на принципе многопартийности. Большое количество партий защищает права и интересы различных слоев общества.

Политическая партия в подобной многопартийной системе является эффективным и наиболее действенным механизмом защиты прав и свобод тех социальных слоев, на кого она ориентирована. Те же социальные круги, интересы которых не представляет ни одна партия, зачастую оказываются на обочине политической и общественной жизни и не могут реализовать свои права в полном объеме.

А права и свободы человека в Исламе являются одними из ключевых, основополагающих и необходимых категорий, на которых выстроено все здание мусульманской системы общественно-политических отношений. Ведь Ислам вознес эти права и свободы на уровень неприкосновенности (харам). Посланник Аллаха (мир ему) в своей Прощальной проповеди заявил: «Поистине ваша кровь, ваше имущество, ваша честь неприкосновенны (харам), как является неприкосновенным этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе».

Таким образом, согласно шариатскому принципу «то, без чего невозможно реализовать обязательное, само становится обязательным», все, что ведет к защите и реализации этих необходимых для мусульман прав и свобод, также становится столь же необходимым. Отсюда вывод, что для мусульман, проживающих в качестве меньшинств, не только дозволяется, но иногда и налагается обязанностью, создать для себя политическую партию, отстаивающую их права.

Объединение мусульман

Кроме того, Ислам призывает мусульман к мирной проповеди ценностей Ислама, распространению добродетели, поощрению дозволенного и устранению нечестивого: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

Реализация данной миссии, возложенной на мусульман Всевышним, невозможна без объединения и организованного употребления их усилий. Тем более должны стремиться к организации и объединению своих усилий мусульмане, проживающие в качестве меньшинств в странах с неисламской политической системой. А поскольку в современных странах любое объединение и организованная деятельность должны быть официально заявлены, зарегистрированы и санкционированы, то это и подводит мусульман к созданию общественно-политического движения или партии.

Таким образом, общественно-политическое движение, объединение или партия становятся для мусульманских меньшинств неисламского мира неотъемлемой необходимостью, как для реализации собственной миссии, так и для элементарного выживания. Поскольку мусульманин, не реализующий перед уммой и человечеством свои обязанности по распространению ценностей Ислама и добродетели, не может долго сохранять свою идентичность и может быть растворен в инокультурной среде.

Другое шариатское правило утверждает необходимость устранения большего зла меньшим злом. Даже если предположить, что в создании исламской партии содержался бы некоторый вред для веры и положения мусульман, то отсутствие подобной партии, раздробленность, обособленность, бесправность и политическая немота мусульман являются многократно большим вредом для них.

А поскольку все перечисленные беды самым серьезным образом угрожают существованию и выживанию мусульманских меньшинств в немусульманских обществах, то даже при наличии некоторого вреда от создания политических партий для религии мусульман, создание подобных партий и общественных движений им настоятельно рекомендуется для устранения вреда намного большего.

Коллективное и организованное усердие

Кроме того, стоит взглянуть на активность и деятельность общественных и политических сил немусульманского мира, которые, мягко говоря, являются недругами и даже открытыми врагами Ислама и его приверженцев. Вся их деятельность осуществляется не в виде разрозненных нападок одиночек, а в форме коллективной, хорошо организованной деятельность различных политических движений, объединений, блоков и партий.

Ни логика Шариата, ни логика здравого смысла не предполагают, что противостоять организованным коллективным усилиям недругов могут лишь самоотверженные одиночки-мусульмане. На коллективный, организованный натиск можно и нужно отвечать лишь подобной же коллективной и организованной защитой. А она предполагает объединение усилий всех мусульман, наличие единого управления, единой цели и единых методов действия.

Аллах Всевышний сказал о подобных ситуациях защиты интересов мусульман от притязаний недругов: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага» (8:60). Таким образом, в условиях современной антиисламской истерии и антиисламской активности некоторых деструктивных общественных и политических сил в западных странах мусульмане должны противопоставить им собственную объединенную, организованную и конструктивную политическую активность.

А это, опять-таки, в современных условиях возможно в виде общественно-политических движений или партий. Лучшим тому подтверждением может являться сама современная действительность мусульманских общин западного мира. Так, во многих европейских странах уже созданы исламские партии. Они являются, пусть пока и не значительной, но все более значимой общественно-политической силой.

Подобные партии уже существуют в Британии, Франции и Бельгии. Пока эти партии немногочисленны и не представлены в парламенте. Но за ними уже числятся первые успехи.

Исламская партия Великобритания была учреждена в 1989 году с целью инициировать общественные дискуссии о мусульманской альтернативе. Она была первой исламской партией не только в Британии, но и во всем немусульманском западном мире.

Данная партия помогла мусульманам приобрести уверенность в политических дискуссиях, сформулировать исламский ответ на проблемы британского общества в области экономики, образования, социального обеспечения, международных отношений, здравоохранения и других аспектов современной жизни западного человека. Партия предлагала всему британскому обществу достоверную информацию относительно Ислама. Многие британцы пришли в эту религию благодаря деятельности данной организации.

В США мусульмане на политической арене представлены несколькими крупными и влиятельными организациями, такими как Совет по американо-исламским отношениям (CAIR), Мусульманский совет по общественным делам (MPAC) и Американо-исламский конгресс (AIC). Все эти организации активно вовлечены в защиту и отстаивание прав и свобод не только мусульман, но и всех американцев.

Таким образом, у молодых, но активных политических организаций мусульман западного мира за плечами уже солидный опыт в объединении мусульман, организации их созидательной деятельности на благо всего общества, отстаивании прав и свобод граждан. Кроме того, с появлением исламской политической организации голос мусульман становится уже слышным в масштабах всей страны. А значит, все граждане получают возможность получить правдивую и неискаженную информацию об Исламе, мусульманах и их позициях по актуальным политическим и социальным проблемам страны и общества.

Принципы деятельности исламской партии

Исламские партии, как и любые общественные, социальные, экономические и иные объединения мусульман должны в своей деятельности придерживаться некоторых основополагающих принципов. Первым из них является то, чтобы партия или движение твердо придерживались ценностей, добродетелей и принципов, провозглашенных в Коране и Сунне. Иначе эта партия перестанет быть исламской.

Следующие условие — чтобы целью создания партии являлось продвижение ценностей Ислама, распространение добродетели, поощрение дозволенного и устранение нечестивого. Для достижения этих целей она обязана стремиться к объединению всего мусульманского сообщества страны на основе единого слова и единой цели вне зависимости от происхождения, социального положения и национальности.

Кроме того, партия должна всеми силами стремиться к устранению раздробленности в среде мусульман, устранению противоречий, непонимания и недоверия. По этой причине исламские ученые считают недозволенным создание в одной немусульманской стране двух или нескольких исламских политических партий, чтобы не допустить раскола между мусульманами по политическим пристрастиям.

Создаваемая исламская партия должна стремиться к установлению тесных связей с мусульманами в соседних странах и по всему исламскому миру для налаживания сотрудничества, выстраивания взаимопомощи и поддержки в достижении целей добродетели. Аллах Всевышний сказал по этому поводу в Своей Книге: «Воистину, верующие — братья» (49:10).

Партия должна стараться не повторять ошибок, совершенных ранее другими исламскими партиями, не проводить различий между людьми по признаку принадлежности к партии, не нарушать заключенные политические договора и взятые на себя обязательства, не использовать свою силу и ресурсы во вред обществу. Ей следует быть партией, отстаивающей Истину, не боящейся и открытой критики, поощряющей своих членов и сограждан наставлять ее руководство, если оно отклонилось от исламских принципов.

Российский запрет и турецкий опыт

Что касается российского законодательства, то Закон о политических партиях утверждает, что политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Данная формулировка целиком отвечает целям и средствам, которыми должна руководствоваться исламская политическая партия в немусульманской стране. Однако тот же закон запрещает создание в России политических партий на религиозной основе. Запрет гласит: «Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности».

Однако для мусульман данный запрет не является окончательным и непреодолимым. Поскольку далее закон разъясняет, что понимается под словом «религиозный»: «Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности… понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии».

Но ведь мусульмане и не должны стремиться к защите только собственных интересов, прав и свобод. Целями мусульман всегда, на протяжении всей истории являлась забота об общем общественном благе, как мусульман, так и людей, состоящих с ними в договоре, людей, находящихся под защитой мусульман и т. д. А уж отражение исламской сущности партии в ее наименовании и вовсе является для исламской партии необязательным.

Подобным и весьма неоценимым опытом в данной области обладает Турция, в которой религия в достаточно жесткой форме отделена от государства и запрещена деятельность религиозных политических организаций. Тем не менее, турецкие мусульмане еще в середине прошлого века начали теснить на политической арене политиков-секуляристов (либералов, левых, националистов).

Турецкие происламские партии никогда официально не назывались «исламскими», но заключали в своем названии те цели, к которым они стремились, участвуя в политике. Таковыми были Партия национального порядка, Партия национального спасения, Партия благоденствия, Партия добродетели и, наконец, самая удачливая и успешная из них Партия справедливости и развития, которая сейчас находится у власти.

Сильной стороной турецких происламских партий явилось то, что они не зацикливались на своей мусульманской сущности, не выпячивали ее и не поднимали на флаги. Взамен этого они предложили стране наиболее эффективные модели экономического развития, сближения с Европой, уверенной внешней политики на международной арене и защиты прав всех категорий граждан.

Именно поэтому Партия справедливости и развития стала самой признанной турецкой политической силой не только в самой Турции, но и в Европе. Именно поэтому лидеры партии Реджеп Эрдоган и Абдулла Гюль сегодня являются самыми серьезными и заслуживающими доверия турецкими политиками как внутри страны, так и на международном уровне. Именно поэтому Европа впервые выступила против запрета Партии справедливости и развития Конституционным судом Турции.

А это означает, что мусульмане Турции смогли путем терпеливой, организованной и продуманной политической активности на благо своего общества доказать всему турецкому народу и международному сообществу, насколько конструктивной, созидательной и добродетельной может и должна быть исламская политическая активность.



39 комментариев


  1. Гость
    (15.12.2011 13:21) #
    -2

    Ринат, а Вы попробуйте преподнести этот месседж в несколько ином тоне:

    1. Исламская Партия нужна для отстаивания Прав и Свобод Ислама, Жамагата и Мусульманина, как в целом, так и по отдельности.

    2. Исламская Партия - является, скорее, инструментом политической борьбы.

  2. Гость
    (15.12.2011 13:23) #
    -2

    3. Политический Ислам не приемлет варварских способов борьбы с исламском оппозицией.

    4. Политический Ислам - является панацеей от различного рода -измов.

    5. Как Вы правильно подметили, совсем необязательно использовать в названии априори Исламской Партии - сугубо Исламские термины.

  3. Гость
    (15.12.2011 13:25) #
    -2

    6. Исламская Партия охватывает в себе, практический, все сферы жизнедеятельности Человека и Гражданина. Нацеливаться сугубо и только на политической жизни страны - является неприемлемым для Исламской Партии, которая в принципе стоит выше только одной политики!

  4. Гость
    (15.12.2011 13:28) #
    -2

    7. Массовое участие Мусульман в тех или иных акциях Исламской Партии - является вынужденным шагом молчаливого мусульманского населения, которое доведено до ручки сложившимися негативными обстоятельствами.

  5. Гость
    (15.12.2011 13:31) #
    -2

    8. Во избежание нездоровой конкуренции на этом глобальном политическом поле Ислама - Мусульманам РФ следует отдавать свои голоса лишь в периоды политической активности, тем самым отвергая всякую мысль о вооружённом противостоянии Конституции РФ.

  6. Гость
    (15.12.2011 13:33) #
    -2

    9. И самое основное, полуофициальное, направление дальнейшего развития генеральной линии ИП - это социально-экономический блок вопросов, которые должны стоять особняком, в общей модели данного политического преобразования!

  7. Гость
    (15.12.2011 13:38) #
    -2

    Фактический, голоса Мусульман будут, по крайней мере должны будут, использоваться Монолитно и за только в пользу тех кандидатур и направлений,которые будут единогласны утверждены Шурой на коллегиально-совещательном уровне.Всякий отход от Исламской партии-может и должен рассматриваться как Неверие.

  8. Гость
    (15.12.2011 13:40) #
    -2

    Но и связь с Мусульманским Населением не должна быть однобокой, Исламская Партия,теоретический,должна предложить своему электорату именно те,единственно правильные в этой ситуаций,решения и предложения,которые не могут быть ошибочными-т.е. быть основанными, прежде всего, на Священном Коране и Сунне!

  9. Гость
    (15.12.2011 13:44) #
    -2

    На этой волне,"захватить",овладеть умами многих наших скрытых сторонников-не представляется архисложной задачей в связи с тем, что большая часть населения,как и мусульмане,критично относятся ко многим светским удовольствиям, справедливо считая эти "услады" жизни - в корне неверными и неправильными..

  10. Гость
    (15.12.2011 13:46) #
    0

    Работы, честно говоря, непочатый край. Скольео ещё, иншаАллаh, следует провести встреч со своими Юристами, Экономистами, Политологами, Востоковедами, да и со всеми теми Людьми, которые с особым трепетом относятся к самой сущности Монотеизма!

  11. Гость
    (15.12.2011 13:50) #
    0

    А сколько Братьев-Мусульман желают видеть в России - Друга, но не Врага..?

    В Арабском мире этот процесс уже, машАллаh, набрал обороты; в Турции ПCP - теперь, с Милости Аллаhа Всевышнего, является правящей политической партией.

    Когда же, наконец, Постсоветское Пространство отойдёт от Атеизма?!

  12. Гость
    (15.12.2011 13:51) #
    0

    СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ сугубо и только на политической жизни страны - является неприемлемым для Исламской Партии, которая в принципе стоит выше только одной политики!

  13. (15.12.2011 14:22) #
    -1

    Оказывается, кроме законодательных ограничений, есть еще проблема - нужно убеждать самих российских мусульман в необходимости для них такой партии... Мда, весьма для меня неожиданно. Впрочем, Абдулла Ринат проделал это, на мой взгляд, вполне успешно.

  14. Гость
    (15.12.2011 15:10) #
    0

    Российских Мусульман убеждать не надо - нужно убеждать только совершать 5-тикратный намаз, держать Пост в Рамадан, отчислять Зекет, и желательно совершить Хадж.

    ВОТ В ЧЁМ НУЖНО УБЕЖДАТЬ!

    А российских МУСУЛЬМАН УБЕЖДАТЬ НЕ НАДО - чай не маленькие - всё прекрасно понимают..

  15. Гость
    (15.12.2011 15:19) #
    0

    И почему, Ринат, Вы считаете, что Россия - это немусульманская страна?))

    Россия такая же немусульманская, как и нехристианская страна..)))

    Россия - светская страна, и поэтому в РФ востребован, прежде всего, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ!!!!!!

  16. Гость
    (15.12.2011 15:22) #
    0

    Посмотрите на Братьев-Мусульман в Египте - столько ждали-терпели-копили - и на тебе - Арабская Весна!

    Притом, что Братья-Мусульмане, Салафиты - скорее всего, не станут у руля страны, но СТАБИЛЬНО ЗАЙМУТ ВТОРЫЕ РОЛИ НА ЭТОЙ АВАНСЦЕНЕ ВСЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА!

    Вот так вот!

  17. Гость
    (15.12.2011 15:25) #
    0

    И не нужно стремиться на пост Президента РФ - нужно заходить в Госдуму, нужно забирать должности зам.директоров служб безопасности и вице-министров МВД!Отдельной строкой: углубленная работа в экономических структурах, таких как МЭР и различные Агентства, в том числе и РосВооружение, альхамдулиЛлah!

  18. (15.12.2011 15:34) #
    1

    Хорошо, создадим партию и проведём её в госдуму (допустим), а дальше что? Какими будут дальнейшие действия? Что сможет изменить такая партия? Чем будет руководствоваться?

  19. Гость
    (15.12.2011 15:39) #
    -1

    Вот именно для ответов на эти вопросы и сможет ответить Исламская Партия, вернее её головной филиал в развёрнтуом виде, где, иншаАллаh, будут учтены все ответы на все подобные вопросы!

    Нужно уже сейчас собирать все эти вопросы и тем самым мобилизовывать население к Правильным Действиям!!!!!

    • (15.12.2011 15:44) #
      1

      Создадим партию а потом решим зачем нам это нужно?

  20. Гость
    (15.12.2011 15:52) #
    -1

    Создадим партию а потом решим зачем нам это нужно?
    =
    Партия, а уж тем более Мусульманская Партия, создаётся именно по таким лекалам.

    Изучите историю создания Политического Движения "Братья-Мусульмане"!

    Они ведь тоже не за 2 года самоорганизовались - и Москва не сразу строилась..)

    • (15.12.2011 16:41) #
      0

      Теперь ясно почему ихваны ничего не изменили)

  21. Гость
    (15.12.2011 16:56) #
    0

    Ну почему же не изменили?

    Второе место на Выборах - это я вас скажу - РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!

    Российским Мусульманам до такого успеха только мечтать и мечтать, если так и будете на печи сидеть..)

    • (15.12.2011 17:03) #
      0

      "Второе место на Выборах - это я вас скажу - РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!" Замечательно! Но зачем для этого создавать исламскую партию, если можно вступить в кпрф?

  22. Гость
    (15.12.2011 17:06) #
    -1

    КПРФ - ну только если смогут объединиться с СР и дадут твёрдые гарантии Мусульманам, что их Конституционные Права и Свободы не будут никоим образом ущемляться.

    А пока нет таких гарантий - остаётся только одно - Исламская Партия!!!!!

    Аллаhу Акбар!!!!!!!

    • (15.12.2011 17:09) #
      1

      Замкнутый круг получается. Может стоит его разорвать?

  23. Гость
    (15.12.2011 17:37) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  24. Гость
    (15.12.2011 18:08) #
    0

    Саад, это не замкнутый круг - это закономерное, спиралевидное, объективное развитие всего исторического процесса. Это же Наука! Всё новое - это хорошо забытое старое. Думаете ЕдРо не использует в своей тематике православные лозунги и образы? Как именно будет происходить "трансформация" Ислама в РФ?!

    • (15.12.2011 18:29) #
      1

      По-точнее пожалуйста. Что за наука?Что за "трансформация"?

  25. Гость
    (15.12.2011 18:10) #
    0

    Вот в чём основной вопрос.. Примет ли Кремль умеренный Политический Ислам, либо же предпочтёт силовой вариант развития событий.

    Превратит ли РФ в самый большой лагерь на Планете Земля, либо же заставит себя, и других, уважать Конституционные Права и Свободы Иудеев, Христиан и Мусульман?

  26. Гость
    (15.12.2011 18:14) #
    0

    Исламская Политическая Мысль, СубhанАллаh, только набирает обороты!
    Рано или поздно - эти две прямые, в виде светского секуляризма и политического Ислама - пересекутся в одной точке. Вот тогда и будет ясно, что имеет сказать Кремль Мусульманам. Скажет Добро, или же обвинит насво всех земных грехах.

  27. Гость
    (15.12.2011 20:49) #
    0

    Пожалуйста: История имеет свойство повторяться. Повторяется, как правило, спиралевидно - хахватывая и вовлекая в свою историческую орбиту как можно больше людей, стран и в том числе и политических движений. Саад, Брат, это же основа основ.

  28. (15.12.2011 23:08) #
    0

    зачем мы такие наивные-то, мусульмане? ведемся на обложку! какие же ихваны - мусульманская партия? у них же связано с Исламом - только название. а так, это самая что ни на есть светская партия. и вы правда полагаете, что запад и америка допустят реальное Исламское правительство? по-вашему, зря то ли они столько сил положили на уничтожение Халифата, пресечение Шариата на землях мусульман ( возьмите Турцию: общественное отрицательно-насмехательное отношение к хиджабу, запрещение его даже!), чтобы потом эти труды прошли даром? вся эта перемена власти - результат народного негодования, требование Шариата, но революцию народа украли, подменив Шариат псевдо-исламской партией, мол, нате-нате, только успокойтесь уже. найдите в наше время мусульманскую страну, не являющуюся проамериканской

  29. Гость
    (15.12.2011 23:46) #
    0

    An-Najm. если запад и америка не допустят реальное Исламское правительство, то кто тогда допустит? Ваши предложения?

    • (15.12.2011 23:55) #
      0

      вопрос не в этом. ТАК ПРОСТО не допустят. мусульмане должны очень постараться, чтобы законы Аллаха РЕАЛЬНО претворялись. никто вам разрешения не даст. а кто его спросит? вы считаете, настоящий Шариат должен спрашивать чьего-либо дозволения что ли?

  30. Гость
    (16.12.2011 01:49) #
    0

    An-Najm, хорошо! я бы даже сказал, прекрасно!

    А теперь какие Ваши Реальные Предложения?!!

    Смелей!!!!!

    • (16.12.2011 21:21) #
      0

      что хорошо? что прекрасно? выражайтесь яснее! относительно чего предложения вы хотите услышать? а каково ваше мнение?

  31. Гость
    (16.12.2011 21:25) #
    0

    Своё мнение я уже высказал. Теперь уточняю Вашу позицию!

  32. (16.12.2011 22:09) #
    0

    Вы хотя бы ник пишите, что ли. откуда мне теперь знать, какое их мнений "Гостей" - ваше. моя позиция предельно проста - придерживаться манхаджа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он делал, находясь в подобной ситуации - под правлением неверных. а как он тогда поступал - узнаете из сиры. ведь Аллах послал его нам примером, все свои действия мы должны координировать с Кораном и Сунной.

  33. (26.01.2012 17:37) #
    0

    к великому сожалению, эта идея утопическая! с мусульманами никто не считается и это факт, а все потому что евреи укрепились во всех органах власти!!!