Наша религия такова, что она не может выражаться лишь в духовно-идеологической сфере жизнедеятельности. В Исламе есть своя политическая, правовая и социально-экономическая системы. Поэтому, где бы ни жили мусульмане, они хотят воплотить в жизнь исламские ценности, которые, впрочем, не противоречат общечеловеческим ценностям и не выходят за рамки правового поля государства.
При приближении каждого избирательного цикла мусульмане РФ снова задумываются о своей роли в политике этого государства. Но все будет оставаться на уровне слов и идей, пока не будут конкретно выработаны методы и пути политической жизни мусульман.
Исламская партия России: необходимость или путь в никуда?
Как только религиозные лидеры и интеллектуалы нашей российской Уммы начинают рассуждать о роли мусульман в РФ, они сразу начинают говорить о необходимости создания всероссийской мусульманской партии. В новой политической истории были попытки создания такой партий.
Но на сегодняшний день создание исламской политической партии очень трудоемкое и и подчас неосуществимое дело. И здесь надо обратить внимание на две причины этого: политико-правовую, и внутриобщинную.
Все идеологи создания исламской партий РФ убеждены, что она должна создаваться на основе российского законодательства. Более того, по мнению сторонников этой идеи, партия не может выступать против конституционного строя РФ, а целями ее создания являются:
1. отстаивание и защита прав и интересов мусульман;
2. популяризация исламских и общечеловеческих ценностей.
Однако даже при этих благовидных началах сегодня по российскому законодательству не может быть создана исламская партия, равно как христианская и другая религиозная. Это исходит из светского характера российского разделения религии и государства.
Более того, в соответствии с частью 3 статьи 9 федерального закона «О политических партиях», не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Эта норма была признана не противоречащей Конституции РФ Конституционным Судом РФ.
Поэтому если даже и появится исламская партия в РФ, она, к сожалению, сразу будет объявлена вне закона и ее лидера могут изъять из политической жизни. А нам не нужны очередные репрессии в отношении мусульманской идеологии.
Внутриобщинная проблема заключается, как сказал руководитель Экспертного Совета Рабочей группы Общественной палаты РФ по Кавказу Руслан Курбанов на Всероссийском мусульманском Совещании, в разобщенности, в разобщенности и ещё раз в разобщенности. Будучи согласным с Русланом, я бы добавил еще одну проблему: пассивность. Например, мусульмане России вот уже на протяжении нескольких лет не могут создать свой общефедеральный мусульманский телеканал. Тогда о какой партии может идти речь?
Внепартийная альтернатива
Однако, отсутствие фактической и правовой возможности создания исламской партии, никак не означает, что мусульмане должны отойти от участия в решении социально-политических проблем. Просто мусульмане должны заняться вместо партийного строительства активной социальной деятельностью.
Под активной социальной деятельностью следует понимать выработку и реализацию проектов по вживлению в обществе исламского взгляда и практического инструментария в решении проблем общенационального характера.
Конкретно это может выражаться в следующем: проведении методических бесед, направленных на противодействие таким пагубным явлениям, как алкоголизм, наркомания, радикализм и т.д.; совершении конкретных шагов по религиозному противодействию межнациональным конфликтам; создании слоя мусульманской интеллигенции; создании здоровых мусульманских семей; создании популярной и оперативной медийной исламской системы; в создании институтов защиты прав мусульман; создании досуга для мусульманской молодежи; участии мусульманских организаций и их представителей в общественном обсуждении законопроектов и многом другом.
На первый взгляд эти мероприятия не носят политический характер. Но когда они будут систематический осуществляться, то, иншаАллах, мусульмане достигнут того уровня, что их голос будет звучать в высших эшелонах политики.
Возникает вопрос: «А кто должен заниматься этой активной социальной деятельностью?» На ум первым приходят духовные управления мусульман в регионах. Да, действительно, ДУМы - наиболее стабильные формирования в религиозной сфере. Но на них нельзя зацикливаться. В регионах должны быть и автономные исламские организации, которых совместно с ДУМами будут решать указанные вопросы. Хорошим примером этого может быть Северо-осетинская благотворительная женская организация «Жасмин», которая была создана при помощи республиканского муфтията, а сегодня уже имеет свои планы и наработки.
Некоторые богословы, комментируя суру «аль-Аср» (Предвечернее Время), отмечают следующую закономерность: на первом этапе человек принимает веру (иман) сам, затем начинает реализовывать её заповеди через благие деяния (амалу ссалих), после этого он начинает передавать познанную истину, а потом начинает чувствовать на себе испытания и необходимость терпения (сабр).
Также и в нашем случае, после того, как российские мусульмане начнут заниматься этой активной социальной деятельностью, на них обрушится шквал критики, непонимание и испытания. И опять как пример возьмем мусульманскую общину РСО-Алании. После того, как в 2010 и в начале 2011 годов община во главе с муфтием начали заниматься этой самой «активной социальной деятельностью», происходит убийство известного в республике поэта Шамиля Джигкаева. По подозрению в соучастии были арестованы молодые «помощники» муфтия - патриота своего народа Гацалова Х.Х. Были арестованы, а на сегодняшний день некоторые уже осуждены (но не по соучастию в убийстве, а по обвинению в хранении наркотиков и оружия), молодые люди, которые были организаторами «Эстафеты мира и дружбы», цикла лекций в школах Владикавказа против алкоголизма, наркомании и радикализма. Молодые люди, которые хотели мира и добра, стабильного и здорового общества. Хотели и действовали, и у них получалось.
Цель оправдывает проблемы
Как мы видим, у идеи «активной социальной деятельности мусульман» есть проблемы на всех стадиях. И на стадии формулировки стартовых идей (выражающихся в отсутствии единства и активности мусульман), и на стадии реализации (в виде критики этой деятельности со стороны). Но те цели, которые стоят перед этими мероприятиями, стоят того, чтобы перенести эти невзгоды.