Задачи
Под периодом чисто религиозно-духовного возрождения Ислама в России, думаю, в этом году можно поставить черту. Мечети более-менее функционируют, медресе и мектебы обучают. Проблемы научиться совершать намаз и толком узнать то, что нарушает пост, как это было еще лет 8-10 назад, сегодня нет. На новом этапе российские мусульмане должны решить ряд задач, без чего все вышеприведенные перспективы пройдут мимо них.
Уммастроительство. На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем рождение из сырой и разрозненной массы верующих настоящей уммы - единого сообщества, связанного различными институтами жизнедеятельности (религиозными, образовательными, правовыми, политическими, медицинскими, экономическими и т.п.). Проблема только в том, насколько это затянется и закончится ли успехом. Без обретения мусульманами настоящей субъектности развития Ислам не получит.
Модернизация институтов. Не только духовные управления мусульман, но и вообще практически все институты мусульман России не отвечают запросам времени, если брать за критерий реальные стандарты. 20 лет религиозной свободы дали нам возможность сосредоточиться и заложить основы возрождения. Сегодня требуются новые подходы, которые диктуют задачи обновления и развития в XXI в.
Мусульманские организации должны развивать диалог с мусульманской, и не только, интеллигенцией, активнее привлекать к работе молодежь и активистов, задействовать свои ресурсы в области социального служения, общественной и научной деятельности, культуры и просвещения. Для улучшения качества работы мусульманских структур необходимо вести гражданское просвещение – осваивать соответствующие навыки и технологии, готовить квалифицированные кадры, способные, опираясь на российское законодательство и мусульманские моральные нормы, грамотно и эффективно налаживать работу на благо всего общества. Созидательный джихад, усердие на благо уммы в этом направлении – главная задача сегодня.
Наш джихад, наше созидательное усердие, усилия и самоотдача сегодня должны быть направлены на формирование современной, образованной, высококультурной российской общины мусульман, способной нести ответственность и приносить пользу окружающим и своей Родине, и являть собой пример нравственности и успеха в решении проблем, которые разъедают страну.
Миграция. Проблема в чем? Количество мусульман за счет миграции растет, а технологий, как это количество переводить в качество, нет. Духовные управления худо-бедно справляются с внутренними проблемами. А через 10 лет половину мусульман России будут составлять мигранты, то есть наваливается еще более крупный блок сложностей, чем все предыдущие. Сомневаюсь, что муфтияты в нынешнем виде смогут решить задачу адаптации приезжих в российскую умму, если даже внутри себя толком не в силах разобраться.
Спрашивать же в первую очередь будут с нас. Скажут: «Это ваши понаехали! Почему вы с ними не работаете? Почему они тут набедокурили? Почему они русского языка не знают?»
В исламской среде России распространено мнение, что миграцию надо обязательно поддерживать, т. к. в стране в результате нее становится больше мусульман. Это стало чуть ли не аксиомой. Между тем к данной позиции есть масса замечаний.
Во-первых, количество – далеко еще не качество.
Во-вторых, скажем прямо: российская умма переживает болезни роста. Она разобщена, не сформированы базовые институты, грамотность и исламская сознательность низки, собственное оригинальное мировоззрение только появляется. А тут еще перед нами возникает такая проблема, с которой не знает что делать все государство в целом. Это значительно усложняет процесс становления Ислама в России. Миграционный фактор уже дает о себе знать во многих общинах, причем зачастую не самым лучшим образом.
В-третьих. В конце концов, в Исламе нет принципа «он с нашего двора». Согласно Корану, надо поддерживать кого-либо или что-либо исходя из принципа справедливости, а не из каких-то личных или корпоративных интересов, защищая кого-то только потому, что он называется мусульманином, но ведет себя непотребно. Аллах прямо говорит, что мы должны быть поборниками справедливости, если придется даже свидетельствовать против самих себя.
В-четвертых, надо понимать, что окружающие уже судят об Исламе по мигрантам. Складывается стереотип, что это религия «приезжих» со всеми проблемами неграмотности, неустроенности, нищеты, криминала и проч. Не надо даже объяснять, что это мешает дава’ату (религиозному призыву) и исправлению ложных представлений об Исламе, порождает исламофобию.
Есть, конечно, шанс повысить статус Ислама в России в результате миграционных процессов. Для этого, как минимум, столь разным группам надо объединиться и сформировать эффективные институты работы на благо не только своей общины (в том числе по интеграции приезжающих), но и всех россиян, вне зависимости от их религиозных убеждений.
Легко сказать, всего несколько слов, - но крайне сложно претворить в жизнь. Будем честны: перед нами стоит задача колоссальной сложности, учитывая низкий уровень элементарной политической культуры, отсутствие какой-то общемусульманской идеологической платформы и массированное противодействие.
|