Процессы исламского пробуждения, миграции и демографические показатели мусульманского населения делают фактор Ислама одним из основных для российского государства, для всей северной Евразии уже в ближайшие 20-30 лет. Для самих мусульман главной тут остается проблема неспособности обеспечивать конвертирование количественных показателей в качество, в реальные социальные, политические, экономические достижения. Ситуация будет сохраняться плачевной, пока не появится российская умма в полном смысле этого слова.
Умма – это не просто масса мусульман, не просто сообщество лиц, исповедующих Ислам. Умма – это сообщество мусульман, которое:
1. связано между собой общим мировоззрением, преломленном под условия обитания в соответствии с Кораном и Сунной, которое включает в себя оперативную методологию, позволяющую по-исламски реагировать на любые вызовы и угрозы, решать проблемы, ставить цели и достигать их;
2. связано между собой сетью различных институтов – религиозных, образовательных, медийных, экономических, воспитательных, социальных, благотворительных, культурных и т.д.;
3. связано между собой элитой, способной формулировать, мобилизовывать и выражать общемусульманский голос и позицию.
Вышесказанное основано на известном хадисе Пророка (мир ему) о том, что мусульмане подобны единому организму, в котором, если один орган болит, то все тело охватывает боль и жар. Данное высказывание следует, как мне кажется, сегодня понимать расширительно и более конкретно, чем обычно.
Мусульмане не могут чувствовать себя единым телом, одним организмом, т.е. уммой, без общего мировоззрения и институтов функционирования жизнедеятельности. Последние обеспечивают поддержание активности (жизни) и передачу «нервных импульсов», «сигналов» (координацию) внутри организма уммы. Институты уммы – это как органы в теле, а единое мировоззрение и элита как нервная и кровеносная система.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что в настоящей умме – если один орган болит, то страдает все тело. А это не просто сопереживание братьям, страдающим где-то на Земле, как иногда думают. Речь может идти о вполне конкретных вещах. Божий Избранник (мир ему) дает нам очень четкое описание уммы, такой, какой она должна быть.
Например, в одном городе закрывают исламский институт, и из-за этого в соседнем начинает остро ощущаться нехватка грамотных проповедников. Или банально: у одних братьев завис компьютер, а у других по этой причине на другом конце города сорвалась халяльная сделка; не приехал гость на конференцию, та прошла впустую.
Еще примеры: скажем, в Хабаровске по сфабрикованному обвинению задержали мусульманина, в этот же день в Костроме вышли на пикет, а в Москве сразу же составили, подписали у видных лиц и отнесли куда надо петицию. Я уже не говорю о моментальной засветке в СМИ и подключении правозащитников и юристов.
Или, если в Ставрополе не хватило всем плова на Курбан, из Питера им сразу же шлют смс в поддержку с добрыми шутками.
Эта реальная «боль», «переживание»» и «жар», о которых говорится в хадисе. Это умма, братья.
Единым организмом мы будем, только если будут реально работать конкретные связи, если будет общая работа, проекты, а не просто сопереживания, что кому-то где-то плохо. Хотя именно с последнего все начинается, ограничиваться словами и эмоциями нельзя.
Таким образом, умма подразумевает высочайшую степень консолидации и мобилизации. Быть уммой в полном, пророческом, смысле очень сложно. Гораздо проще – просто сообществом мусульман, массой верующих. Но баракат (благодать) Аллаха, как говорится в Священном Коране, только там, где есть единство, взаимопомощь, реальная связка (джама’ат).
Не случайно исламофобские силы бьют точечно – по нарождающейся элите и по институтам (СМИ, книгоиздание, образование, активные общины и т.д.). В отличие от нас они очень хорошо понимают, что надо делать, чтобы уммы в России никогда не сложилось. Иначе с мусульманами придется считаться.
В полном смысле в России сегодня уммы нет. Если ее не появится, миллионы мусульман в России и Ислам могут также легко рассеяться, как и возродились с исчезновением советского режима. Значит ключевым для развития и даже сохранения Ислама на пространствах Северной Евразии становится задача уммастроительства.
Основным и единственно возможным на нынешнем этапе тут может быть использование современных медиа-технологий. Потенциал духовных управлений мусульман сегодня в значительной степени или заблокирован, или исчерпан (в зависимости от ДУМа – реакционного или прогрессивного), общественных исламских структур практически нет, появление новых, особенно тех, что смогут вести реальную работу, рассматривается «под лупой».
Формирование широкой, открытой, дискуссионной медиа-площадки позволяет решить 2 главные задачи: а) выработка в ходе большого диалога современного российского мусульманского мировоззрения и б) выявление лиц, способных нести на себе бремя современной российской мусульманской элиты. Иными словами, необходимость такого ресурса невозможно переоценить.
Для уммастроительства полезен только такой ресурс. Узко ориентированное издание «для своих», «партийная газета», орган одного из течений, где ведется пропаганда за «правильных» и борьба с «неправильными» для задач по системному укреплению мусульманского сообщества пользы не имеет. Такой «самиздат» и «сампрочит» малопродуктивен, разве что для самоуспокоения. Но психотерапии мы сегодня себе позволить не может. Это исраф чистой воды.
Роль «строительного» ресурса – историческая. Это такая же «точка сборки», чем была «Искра» для революционеров в начале XX в., «Огонек» - для демократического движения времен Перестройки, «День» и «Завтра» - для народно-патриотической оппозиции 90-х или, скажем, «Коммерсант» - для складывания российской рыночной экономики. Это то, о чем классики политологии говорили: такое СМИ – не просто информатор, а системный организатор.
Сейчас роль «точки сборки» в какой-то степени выполняет «Ислам.Ру». Это ресурс делал на протяжении последних 5 лет. Но располагать всего одним сайтом для уммастроительства – важнейшего для российских мусульман процесса – очень рискованно.
Участие в создании и поддержка такого ресурса – прямой вклад в уммастроительство в России, в обеспечение укрепления Ислама в северной Евразии в XXI в., в формулирование языка, на котором Ислам будет общаться с потребителями информации в ближайшие 50 лет на этих просторах, в спасение, в конце концов, нашей молодежи от демагогов разного толка через создание механизмов канализации ее энергии в созидательное русло.
Примечательно, что в России сейчас практически никто ничем подобным не занимается, а средств для налаживания нормальной работы требуется сравнительно немного.
Такой ресурс должен быть не только текстовым, но и видео. Уммастроительство как любой процесс социального конструирования – не абстрактный, а личностный. Поэтому возможность не только читать тексты, но и непосредственно наблюдать представителей нарождающейся элиты дает мощный эффект. Не менее важен выпуск бумажного регулярного бюллетеня с материалами и организация выездов мыслителей, публицистов и улемов с лекциями в регионы для общения с потенциальной и реальной аудиторией, с нарождающейся российской уммой.