Мусульмане и политика. Участвовать нельзя запретить

В мусульманской умме по всему миру существуют серьезные разногласия и ведутся бурные дискуссии относительно того, дозволено ли мусульманам вступать и участвовать в деятельности немусульманских политических партий. Не обошла данная дискуссия стороной и нашу страну.

Некоторые мусульмане утверждают, что для российских верующих является крайне важным вступать в политические партии и стараться влиять на политический курс, проводимый в стране, особенно в ситуации, когда политика президента России все больше ориентируется на страны Исламского Востока. Другая часть мусульман России утверждает, что подобное вступление и участие в деятельности немусульманских партий является харамом.

Дилемма современных мусульман

Доктор Музаммиль Сиддики, президент Североамериканского совета по фикху, прежде, чем приступить к рассмотрению данного вопроса, пишет: «Шариат не запрещает мусульманам жить в немусульманских странах. В современном мире более 400 миллионов мусульман (почти 1/3 от их общей численности) проживают как религиозные меньшинства в немусульманских странах. Некоторые из них даже являются коренными жителями этих стран, некоторые переехали в эти страны за лучшим образованием, заработком и иным причинам».

При этом большинство мусульманских стран на сегодняшний день также не управляются в соответствии с законами Всевышнего Аллаха. «И что же в такой ситуации делать мусульманам? Я думаю, мусульмане обязаны продолжать практиковать свою религию и проповедовать истину», - задается вопросом Сиддики, и сам же на него отвечает.

В то же самое время они должны защищать свои жизни и улучшать благосостояние общества, а также участвовать в политической жизни немусульманских стран, если в этом есть необходимость и польза. В этом есть польза (маслаха) для мусульман принимать участие в деле защиты собственных интересов и преумножении блага в обществе.

Что говорят Коран и Сунна?

Исламский подход к любому вопросу неизменно требует изучения коранических положений, как они были поняты и применяемы Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), праведными предками, которых мы воспринимаем в качестве образца и примера для нас во всех делах нашей религии.

Размышляя о практике Посланника Аллаха (мир ему и благословение), мы находим замечательные примеры, утвержденные самим Пророком (мир ему и благословение), которые проясняют нам, что сотрудничество с немусульманами в мирских делах дозволено мусульманам настолько, насколько это приносит пользу мусульманам, помогает установить справедливость и устранить нечестие.

Отсюда, по мнению многих исламских ученых, нет ничего запретного в участии мусульман в деятельности политических партий и в политических выборах в немусульманских странах. Особенно, когда подобное участие открывает перед мусульманами определенные выгоды и устраняет вред.

Шейх Мухаммад аль-Муктар аль-Шинтики, Президент Исламской Ассоциации города Лаббок североамериканского штата Техас приводит два примера, которые заслуживают, на его взгляд, нашего глубокого размышления над ними, и которые могут быть взяты нами в качестве руководства в рассматриваемом нами вопросе. Один из них содержится в Коране, а второй в пророческой Сунне.

История пророка Йусуфа (мир ему)

Первый пример – это история пророка Йусуфа (мир ему), рассказанная нам в Священном Коране. Йусуф (мир ему) был привезен в Египет, как раб, а позже был заключен в тюрьму неверным правителем и неверной системой. Впоследствии правитель Египта освободил его из заключения.

Поскольку правитель был поражен знаниями и умом Йусуфа (мир ему), он предложил ему остаться в Египте: «Сегодня при нас ты обрел положение и доверие» (Коран, 12:54). Йусуф (мир ему) не ответил ему: «Благодарю, но я должен вернуться в свою страну. Я хочу быть рядом со своим отцом, который является пророком Аллаха, и не желаю жить в твоей неверной стране. Единственная возможность для меня остаться с вами, это, если ты отречешься от трона и позволишь мне полностью изменить твою государственную и общественную систему».

Вместо этого, как повествует Коран, Йусуф (мир ему) сказал правителю: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель» (Коран: 12:55). Йусуф (мир ему) желал помочь египетскому народу, со знанием дела управляя и проявляя заботу о египетской экономике. Он желал реализовать свой пятнадцатилетний экономический план для спасения страны и ее народа. По мере реализации этих планов он помог и своей семье, которая в полном составе переехала в Египет. Он шаг за шагом изменял ситуацию и в итоге обрел почти полную власть в этой стране.

Этот пример показывает, что пророк Йусуф (мир ему) не обращал внимания на тот факт, что правитель был неверующим человеком или деспотом. Его главной заботой было благосостояние народа и их нужда в знающем и опытном человеке, который мог бы проявить заботу об их нуждах.

Мухаджиры Абиссинии

Второй пример, переданный нам в Сунне, касается переселения мусульман в Абиссинию (современную Эфиопию). В сборнике хадисов имама Ахмада Муснаде со слов матери правоверных Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), которая была на тот момент среди переселившихся мусульман, передается:

«Мы остановились в его (ан-Наджаши) земле, где с нами обращались с большим великодушием и радушием. Во время моего пребывания там, некоторые люди восстали против него (ан-Наджаши) и пытались захватить власть. По воле Аллаха, мы не чувствовали печали, как мы чувствовали в то время, от страха, что эти повстанцы могут достичь своих целей, и что впоследствии человек, который не знает истины нашей религии (не будет соблюдать наших прав, как беженцев), как ан-Наджаши, станет правителем. Ан-Наджаши приготовился встретить врага, находившегося на противоположном берегу Нила. Затем сподвижники Пророка сказали, что один из них может пересечь реку, чтобы тщательно разведать положение неприятеля. На это аз-Зубайр ибн аль-Аввам, один из самых младших среди нас, сказал: «Я сделаю это». Затем они дали ему плот, и он поплыл к противоположному берегу и разведал приготовления врага к битве. Все это время мы превозносили мольбы за победу ан-Наджаши над его врагом. И он одержал победу, и спокойствие вновь вернулось в Абиссинию» (Ахмад).

Из этого примера видно, что, когда племянник ан-Наджаши восстал против него и пытался свергнуть его, мусульманские мухаджиры в Абиссинии не остались в стороне, не смотрели безучастно на то, что происходит по той причине, что ан-Наджаши был христианином и должен был восприниматься мусульманскими переселенцами, как их враг.

Шейх аль-Шинтики пишет: «Наоборот, они возносили мольбы Аллаху, чтобы Он даровал ан-Наджаши победу над врагом. Они также послали одного из своих людей разведать и собрать информацию о неприятельских приготовлениях к сражению. И, думаю, если бы они могли сделать больше, они бы с готовностью предложили бы и эту помощь. Именно таким образом мусульмане, живущие в немусульманских странах, должны смотреть на участие в политической жизни общества». В этом же ключе участие мусульман в предстоящих в России выборах для принесения пользы обществу и устранения несправедливости воспринимается как необходимое.

Пример Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Доктор Музаммиль Сиддики указывает на то, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также жил в Мекке в течение тринадцати лет под защитой своего неверующего дяди Абу Талиба, защищавшего его от племенной системы джахилийи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) открыто критиковал языческие неисламские верования и ритуалы своего народа. Но при этом он принимал участие в их племенной общественной системе и получал от этого пользу.

Он оставался жить внутри этой неисламской системы так долго, насколько ему позволили. После смерти его жены и дяди он отправился в город Таиф в поисках дживара (доисламского обычая предоставления защиты) у правителей Таифа. После того, как они ему отказали и после того, как уже невозможно было оставаться в Мекке, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) переселился в Медину.

Действительно, Ислам выступает за власть Всевышнего Аллаха, и Его законы не должны ограничиваться только ритуалами поклонения. Но они должны охватывать собой общественные, экономические и политические дела. Принимая участие в немусульманской политической системе, конечно же, невозможно управлять согласно законам Аллаха. Но ситуация не может измениться в одночасье. Для достижения серьезных изменений в обществе необходимо терпение, мудрость и усердие.

Кроме того, как пишет Доктор Сано Кутуб Мустафа, профессор фикха малазийского Международного исламского университета, мусульманам нужно искать пути и средства к привлечению на свою сторону политических лидеров. Мусульмане должны учиться у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) его методам завоевания расположения политических лидеров мекканской общины, таких как Абу Суфьян, Сумама и др., которые в начале выступали против Ислама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) завоевал их сердца очень тонкими, дипломатическими методами. Таким образом, мы должны извлекать уроки из пророческой Сиры и делать все от себя зависящее для их воплощения в нашей сегодняшней жизни.

Принцип общественной пользы

По мнению многих исламских ученых западных стран, мусульман стоит даже побуждать к тому, чтобы вступать в немусульманские партии и участвовать в политической жизни своей страны. Данные действия, на их взгляд, являются частью исламского долга по предписыванию одобряемого и запрещению приносящего вред.

Более того, мусульмане должны избирать кандидатов, которые поддерживают ценности и принципы, разделяемые верующими. Таким образом, если мусульмане обнаруживают кандидата, кто высказывается в поддержку тех ценностей и принципов, которых придерживаются мусульмане, то им следует поддержать данного кандидата.

Доктор Салах Султан, Президент Американского центра исламских исследований из Колумбуса, штата Огайо, член Европейского совета по фатвам и исследованиям утверждает: «Я написал книгу, в которой собрал фатвы Советов по фикху и большое количество фатв великих ученых, и в которой я делаю вывод, что для мусульман является ваджибом и даже обязанностью принимать участие в выборах для отстаивания определенного курса».

Основное правило Ислама таково, что мусульманин должен приносить пользу окружающим. Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Лучшим мусульманином является тот, который приносит больше пользы для других».

Таким образом, пишет Салах Султан, мусульманину следует принимать участие в деятельности той или иной партии, которая работает на общественную пользу. Причем, как в отношении мусульман, так и в отношении немусульман.

Таким образом, мусульмане, которые принимают участие в выборах в российские органы представительской власти, не должны руководствоваться в этом только собственными устремлениями. То есть, им не стоит работать только во благо мусульманского меньшинства нашей страны.

Наоборот, им следует стремиться к спасению всей российской нации от духовной, моральной и социальной деградации точно так же, как пророк Йусуф (мир ему) спасал языческий народ от голода.

Из сказанного выше следует, что нет ничего предосудительного в участии мусульман в политической жизни и выборах в немусульманских странах. А в некоторых случаях, подобное участие мусульман в политической жизни немусульманских обществ может быть даже похвальным, если подобным путем достигается общественное благосостояние, устанавливается справедливость, оздоравливается нравственность и устраняется хоть малая несправедливость.

Отказ от ширка

По мнению шейха аль-Шинтики, подобное участие мусульман в партийной жизни в немусульманских странах не является соучастием в ширке и многобожии, и не является помощью и поддержкой агрессоров. Американский Конгресс, на его взгляд, как, кстати, и российская Дума, занимаются не только «придумыванием человеческих законов», что многими исламскими учеными приравнивается к ширку.

Природа и характер современных парламентов намного сложнее и комлекснее, чем это рисуют многие сторонники жестких подходов. В ведении парламентов находятся также чисто мирские вопросы общественного благосостояния, к достижению которого должны стремиться и мусульмане. Будь это благосостояние мусульман внутри страны или за ее пределами, а также, будь это благосостояние немусульман.

Следовательно, по аль-Шинтики, восприятие парламента, как собрания неверных и многобожников, не уместно. Если следовать его логике, российская Государственная Дума не является собранием неверных, даже если ее депутаты являются неверующими. Также, она не является и собранием верующих, даже если в ней присутствуют депутаты мусульмане. Если же посмотреть на вопрос с точки зрения российской конституции, то российская Дума предстает политическим институтом, нейтральным в отношении религиозных дел.

Отказ от поддержки несправедливости

Доктор Сано Кутуб Мустафа относительно участия мусульман в партийной жизни немусульманских стран высказывает схожее мнение: «Мусульманам предписано Исламом принимать участие в любых процессах и начинаниях, ведущих к избранию лидеров общины. Они должны избрать тех лидеров, которые являются справедливыми, честными, заслуживающими доверия и сильными. В случае, если нет кандидата мусульманина, то им следует поддержать того кандидата, который является наиболее дружелюбным, честным и справедливым в отношении мусульман».

При этом, касаясь аспектов подобного участия, доктор Кутуб Мустафа обращает наше внимание на то, что Ислам предписывает верующим сотрудничать с немусульманами, как лидерами, так и обычными людьми, которые не сражаются с мусульманами, не убивают их братьев и сестер.

Аллах Всевышний говорит: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Коран, 60:8-9).

Поэтому, пишет доктор Мустафа, мусульманам следует поддерживать любого кандидата или политика, который готов отстаивать принципы и убеждения, схожие с исламскими. Им не следует поддерживать кандидата, кто противостоит мусульманам. В случае, если все кандидаты, так или иначе, выступают против мусульман, им следует поддерживать того, кто проявляет меньше вражды и неприязни.

Шейх Салах Султан относительно данной проблемы высказывает таким же образом: «Мусульманину не позволено участвовать в партиях, призывающих к противоречащим исламскому учению действиям и принципам. К примеру, если существует партия, призывающая к запрещению мусульманкам одевать хиджаб, то вступление в такую партию для мусульманина является харамом».

Салих Ибрахим



0 комментариев