М. Бибарсов: Мусульманские партии имеют право на существование

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил подумать о том, возможна ли в России "православная" или "христианская" партия. В коллективном блоге "Православная политика" он заявил, что Церковь позитивно воспринимает перспективу создания таких партий либо внутрипартийных групп, "но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения", поскольку Церковь - "для всех, а не для сторонников одной политической силы".

"Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не запретит формировать "православную" или "христианскую" партию без формального упоминания об этом в названии - вспомним, что христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции - Партией справедливости и развития", - напоминает автор.

Свое мнение о предложении В. Чаплина мы попросили высказать сопредседателя Совета муфтиев России, руководителя Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддаса Бибарсова.

- Как Вы относитесь к предложению Всеволода Чаплина допустить к политике религиозные партии?

Партии, общественно-политические структуры, отстаивающие религиозные принципы, имеют право на существование. Это соответствует мировой демократической практике – вспомним европейских христианских демократов, исламские, индуистские и иудейские партии.

В любом случае если будет широкий запрос на христианскую или исламскую партию, то она так или иначе возникнет. Все формальные ограничения легко будут обойдены. В той же Турции, которую в пример ставит Чаплин, например, тоже есть запрет на создание религиозных партий, который не мешает т.н. умеренным фундаменталистам быть у власти в течение 10 лет.

Признаться, успехи турецкой Партии справедливости и развития по применению традиционных ценностей и моделей в современном мире впечатляют не только Русскую православную церковь. После событий в арабских странах о них не говорит разве что ленивый.

Потом есть еще один замечательный пример. В кувейтском парламенте традиционно представлен целый спектр исламских общественно-политических сил – и суфии, и салафиты, и братья-мусульмане, и шииты. С ними же рядом заседают левые, либералы, националисты. Такое согласование интересов лежит в основе политической системы этого государства, благотворно на нее влияя. Не случайно концепция аль-васатыи (исламской умеренности, центризма, сбалансированности) родилась именно на кувейтской почве.

Теоретик аль-васатый Адель аль-Фалях, глава министерства вакуфов и исламских дел Кувейта, является сегодня ближайшим другом России в исламском, арабском мире. Он был награжден орденом Дмитрием Медведевым, а распространение аль-васатыи, приветствуется нашими властями.

- Вы в 90-е годы стояли у истоков нескольких исламских общественно-политических организаций. Возглавляли "Мусульман России". Расскажите об этом опыте. Противники религиозных партий постоянно говорят об угрозе с их стороны национальной безопасности страны.

Да, в России в 90-е годы было аж несколько мусульманских общественно-политических движений и партий. Одна из них оказалась в числе системообразующих организаций блока "Единства", из которого впоследствии вышла "Единая Россия".

Конечно, этот опыт не всегда был удачным, но, самое главное, что в то сложное время они помогли дать ответ на крайне серьезный тогда вызов сепаратизма. Все эти организации принципиально отстаивали единство России и федерализм.

По своей сути партия, выступающая с исламских позиций, является противоядием против сепаратизма. Ведь, выражая потребности мусульман на высшем уровне, она консолидирует их и интегрирует в единое политико-правовое пространство РФ; собирает и отражает их согласованный запрос в едином общероссийском пространстве, а не содействует реализации целей и задач отдельных региональных групп. Наоборот, отсутствие такой партии способствует сепаратизму.

Поэтому расширение политической системы за счет допуска коллективных представителей региональных и этно-конфессиональных групп – вопрос национальной безопасности и развития России как современного, единого, социального, демократического, федеративного государства.

Мусульмане в основной своей массе заинтересованы в сохранении единой России, как по патриотическим, так и по чисто прагматическим соображениям. В условиях дезинтеграции северо-евразийского пространства они, очевидно, окажутся еще более задвинутыми на задворки истории, а некоторые регионы может охватить хаос и «война всех со всеми» даже не по югославскому, а сомалийскому сценарию. Чисто интуитивно люди это понимают. В то же время они совершенно оправдано, ищут каналы для расширения своего участия и влияния на общегосударственном уровне.

- Но разве существующие партии не работают с мусульманами, не пытаются выражать их запросы?

Все соперничающие между собой партии – системные и несистемные – говорят о более важных вещах, как им кажется. По "исламскому вопросу", как мы называем комплекс проблем мусульманского населения, особенно не высказываются.

И это происходит как раз по вине самих мусульман. У нас нет влиятельных структур и возможностей для донесения наших проблем до власти, элиты, общества. Поэтому-то нужно какое-то движение, которое бы взяло на себя данную задачу.

Например, остро стоит проблема запрета исламской литературы, в том числе канонической и классической; преследование активистов и даже официальных лидеров мусульман в отдельных регионах; вмешательство некоторых чиновников в деятельность религиозных организаций; противодействие строительству мечетей. Есть также вопросы, связанные с внедрением исламской экономики, религиозным образованием, общественной работой. И многое другое.

Совет муфтиев России много об этом говорит. Но его голос в силу статуса религиозной организации ограничен.

- Вы настаиваете именно на партии или возможны другие варианты?

Не обязательно исламская партия, может быть, общественное движение. Главное – это результат.

Более того, если даже мы говорим об исламской партии или движении, то имеем в виду, скорее, не узко ориентированную структуру, которая политическим языком выражает корпоративные конфессиональные интересы. Речь идет о силе, ориентированной и отстаивающей интересы всего общества и государства с позиций общечеловеческих мусульманских ценностей. Если уж когда-то зайдет разговор об исламской партии, то это должна быть исламская партия современного типа.

Помимо решения трудностей мусульман и вообще верующих, такое движение должно будет отстаивать интересы семьи, защищать здоровье всей нации, высокие стандарты и бесплатность образования, поддерживать моральный климат в обществе, содействовать развитию реальной демократии, самоуправления, федерализма, регионов, всех народов России и их культур.

К сожалению, многие из этих вопросов мейн-стримовскими партиями почему-то не считаются важными. Ни по государственному телевидению, ни на Болотной площади об этом почти не говорят.

- В принципе, на Ваш взгляд, мусульманское сообщество России готово сегодня к появлению такой мусульманской политической организации?

Потребность, возможности, ресурсы, люди есть. Уже выросло целое новое поколение российских мусульман. Эти люди, которые становятся ядром современной российской уммы, минувшее десятилетие читали в оригинале первоисточники Ислама и труды современных богословов, черпали информацию о жизни единоверцев и их опыте за рубежом из Интернета и из личных поездок, в целом жили в гораздо более свободных условиях, чем их родители. Для них Ислам – образ жизни и мысли, а не набор ритуалов на свадьбах и похоронах.

Мусульманский средний класс, активная часть нашей уммы должна быть услышана. Эти люди настроены конструктивно и могут внести свой вклад в решение самых разных проблем.

Российская политическая элита пока не знает, как ей вести себя с общественно-политическими запросами верующих людей. Пришло время найти механизмы включения этого ресурса, этого потенциала в процессы развития страны.

Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов



21 комментариев


  1. (24.01.2012 11:31) #
    3

    Все путем сказано. До партии далеко. А вот общественное движение мусульманам России давно пора сделать.

  2. (24.01.2012 12:09) #
    1

    Вообще очень странно ставится вопрос. По Шариату конечно есть право создавать партии. Но по росс зак-ву запрещено. надо сначала, чтобы на законодательном уровне это было разрешено. а так конечно все верно говорится в интервью. только вот вся эта активность "нового поколения мусульман" нередко сегодня подавляется, к сожалению, а не включается в "процессы развития страны"

    • (24.01.2012 18:26) #
      0

      А Вы предлагаете тихо сидеть и ждать, пока государство само догадается законодательство изменить?

      • (25.01.2012 09:28) #
        1

        Да нет. Мне немного непонятен заголовок. "Мусульманские партии имеют право на существование"... в Шариате имеют право, по росс зак-ву - не имеют. Это однозначно и необсуждаемо. Ждать не надо. Надо обращаться с просьбами внести поправки и так далее.

        • (25.01.2012 12:46) #
          0

          Перед тем, как обращаться с просьбами, необходимо создать соответствующий общественный фон. Например, вот высказывание члена Общественной Палаты Крганова, только по другому поводу: «Мы, официальное духовенство, призываем быть аполитичными...»

          И наша с Вами, Алла, задача хотя бы тут на форуме высказать свою поддержку или неприятие позициям наших лидеров (по отношению к Крганову - в кавычках), чтобы чекисты занесли это в свои отчеты.

          И потом уже, когда будет широкая поддержка мусульманской общественности, можно будет думать о реальных шагах по корректировке законов.

          А Мукаддас-хазрат в политике не «мимо проходил» - уж точно не будет призывать к нарушению законодательства.

          С уважением.

          • (25.01.2012 13:19) #
            0

            Слушайте, а что вы так возмущаетесь? я подпишусь под каждым словом Мукаддаса-хазрата, даже если его не прочитала, потому что уверена, что он скажет все верно. мне непонятен заголовок только. Мусульманские партии имеют право на существование по шариату, но не имеют право на существование по законодательству РФ. что в заголовке отражено, я не могу понять. я имею право на свое мнение...

  3. (24.01.2012 12:54) #
    -1

    Государственные структуры, такие как политические партии, во главу угла должны ставить интересы государства: Того общего что объединяет проживающий в нем народ. Подразделение партий по регеональному, религиозному, национальному признаку - по своей сути несет в себе силы для разделения (по приведенным критериям). Поэтому, в целях строительства сильного государства следует согласиться со словами В. Путина о недопустимости построения религиозных, региональных, национальных партий.

    • (25.01.2012 02:30) #
      0

      Политические партии - НЕ государственные структуры, это Вас кто-то ввел в заблуждение, и они никому ничего не обязаны, кроме как защищать интересы своих избирателей. Наоборот, государство обязано, не сливаясь с той или иной партией, а одинаково добросовестно выполнять свои функции вне зависимости от того, какую партию завтра выберет народ. Люди разные, даже пальцы на руке у человека разные. Поэтому не "подразделение партий по региональному, религиозному, национальному признаку - по своей сути несет в себе силы для разделения", а, наоборот, различные партии образуются, потому что различные регионы, нации и конфессии имеют специфические интересы, а политическая жизнь и межпартийная борьба как раз составляют пространство компромисса и легального согласования этих интересов. Где такого пространства нет, там эти интересы все равно пролагают себе дорогу, только в форме митингов протеста, гражданского неповиновения, общенациональных забастовок, вооруженного сопротивления и т. п. Государство должно служить обществу, а не наоборот. Будет сильным общество - будет сильным и государство. Пока же оно усиливается только в деле закручивания гаек и усиления контроля за собственным народом.

  4. (24.01.2012 15:13) #
    1

    Вообще слова "партия" оно само по себе уже значит "часть", в смысле часть общества. Т.е. партийная политика уже разделяет граждан. Не по религиозному, так по идеологическому признаку. И что? Ничего страшного для государства. В общем, или должны быть религиозные партии, или вообще все партии запретить и демократию. Может к этому Путин и клонит?

    • (24.01.2012 18:31) #
      0

      В теории - да... Только можете мне сходу объяснить «на пальцах», в чем различия идеологий ЕР и коммунистов, например?

  5. (24.01.2012 20:25) #
    0

    Кто знает какая идеология будет у этой исламской партии?

    • (25.01.2012 00:29) #
      0

      в виду моего согласия с тем, что сказал Некто, а именно: "Государственные структуры, такие как политические партии, во главу угла должны ставить интересы государства", смею предположить, что исламская партия в этой или любой другой стране на сегодня будет продвигать интересы государства и идеология у них будет соответственная.

      • (25.01.2012 02:54) #
        0

        Некто ставит ситуацию с ног на голову. Государство не должно иметь каких-то особых интересов по сравнению с интересами народа, избравшего партии, которые и руководят этим государством. Государственный чиновник должен проводить политику той партии, которую выбрал народ. Ему за это деньги платят. Сегодня, к примеру, единороссов, завтра - коммунистов, послезавтра - либерал-демократов и т. п. Во всем мире дела обстоят так, а слияние партии и государства еще старик Димитров в 30-х гг. прошлого века определил как признак одного вполне определенного вида государства, а именно - государства фашистского. У нас государство и так по отношению к собственному народу сильнее некуда, что сразу же бросается в глаза, когда видишь бодро несущийся по выделенной полосе кортеж с "мигалками". В других странах, к слову, по таким выделенным полосам общественный транспорт ходит. Но, разумеется, Путин видит усиление государства только через ослабление самостоятельной деятельности общества и усиление контроля за народом. Увы, чекиста не переделаешь.

  6. (25.01.2012 11:36) #
    0

    Не стоит брать пример с "братьев-мусульман". Они у власти в тех странах, где большенство населения состовляют мусульмане, а в России, даже если перестанут жульничать на выборах, такая партия не сможет добиться похожих результатов. К тому же ихваны постоянно пытаются показать свою "умеренность", для чего даже позволили провести парад секс-меньшиств в Стамбуле.
    Другое дело создать общественное движение для отстаивания прав мусульман. Такая необходимость давно назрела, ведь большенство "духовных лидеров" заняты чем угодно, но только не своими прямыми обязаностями.

    • (25.01.2012 11:43) #
      1

      А где Мукаддас-хазрат говорит, что надо брать пример с "братьев-мусульман"? И "братья" не в Турции у власти, а в Египте. Насчет гей-парада в Стамбуле - это ты загнул.

      • (25.01.2012 12:02) #
        0

        Именно от Мукаддас-хазрата этого не слышал, но на ихванов ссылаются многие из тех, кто желает создания исламской партии. Разузнай сам, кто там у власти в Турции и какие там парады.

        • (25.01.2012 12:48) #
          0

          Да нет, брат. Меня тема про гей-парады тоже заинтересовала (какая-то неоднозначная фраза вышла :)). «Разузнай сам» - не пойдет. Аргументируй.

          • (25.01.2012 12:57) #
            0

            Брат, воспользуйся поиском, многие интернет издания выдавали эту новость. Насколько понял они так показывают свою демократичность... очень им в евросоюз хочется.

  7. (25.01.2012 15:02) #
    0

    Сам по себе закон о политических партиях в части, запрещающей создание партий на конфессиональной основе, противоречит Конституции России. Других способов участия в политической жизни, кроме как через политические партии, у нас граждане не имеют. Лишив верующих права создавать свои политические партии, государство выталкивает их из политики. А это уже есть гарешение конституционных прав граждан по мотивам отношения их к религии. Это прописная истина, я не понимаю, почему у нас никто не берется обжаловать эту антиконституционную норму в положенном для этого порядке. Я сам юрист, как это сделать знаю, обращался со своими предложениями и к авторитетным имамам. и к муфтию, однако понимания и поддержки не не нашел. Может Мукаддес-хазрет меня поддержит. Если у него появится такое желание, пусть даст знать через сайт, я сам на него готов выйти.

    • (26.01.2012 01:49) #
      0

      хотелось бы узнать чуть больше об этом. не могли бы вы рассказать, что будет продвигать исламская партия? а что, например, христианская (с учетом того, что в христианстве не предусмотрено никакой системы)? исл. партия тоже будет бороться за места в парламенте? но их у нее будет очень мало(ведь обладающие знанием мусульмане не будут за нее голосовать, потому что они вообще не придут на выборы, т.к. знают, что участие в них в стране с ошибочной системой правления - харам,- получается, за нее проголосуют только оставшиеся мусульмане), тогда эта идея бессмысленна и получение небольшого кол-ва мест будет означать, что с мусульманами можно и не считаться что ли, так? опять-таки, это будет не больше, чем формальностью. и ловушкой для незнающих. но по поводу организации я соглашусь. однако, пропагандирующей настоящий ислам организации существовать не дадут.