В Священном Коране есть аят, который утверждает, что Аллах Всевышний предпочел сынов Израиля (Бану Исраиль) остальным мирам: «Мы уже даровали сынам Израиля Писание, власть и пророчество, наделили их благами и предпочли их мирам» (45:16). С чем было связано это предпочтение Всемогущим Аллахом сынов Израиля над остальными народами, сохраняется ли оно сегодня, и какие уроки могут мусульмане извлечь из этих строк Корана?
Уровень предпочтения
Прежде, чем приступить к разъяснению и анализу данных коранических строк, стоит отметить, что данные строки, а также иные строки Корана, касающиеся предпочтения и последующего наказания Аллахом сынов Израиля, относятся к народу, жившему в Израиле еще при пророке Мусе (мир ему). Современное же население Израиля имеет к тому народу весьма косвенное отношение, примерно, как современные итальянцы к народу Древнего Рима.
Исламское вероубеждение состоит в том, что предпочтение Всевышним сынов Израилевых над мирами было нацелено на предпочтение их над иными общинами того времени в тот период, когда они еще следовали за своими пророками, не изменили Писаний, ниспосланных им свыше. После же того, как народ отклонился от дарованного им вероустава, или по-арабски Шариата, то он был отменен Шариатом последующего пророка.
Исламская умма должна усвоить урок из история вознесения и наказания Аллахом сынов Израилевых для того, чтобы не повторить их ошибок. Доктор Мухаммед Саади, член Международной ассоциации мусульманских ученых, специалист по Шариату утверждает, что предпочтение Аллахом Всевышним сынов Израиля наиболее полно раскрыто именно в приведенном выше отрывке:
«Мы уже даровали сынам Израиля Писание, власть и пророчество, наделили их благами и предпочли их мирам. Мы даровали им ясные знамения из повеления. Они же разошлись во мнениях лишь после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Воистину, твой Господь рассудит их в День воскресения в том, в чем они расходились во мнениях» (45:16-17).
В этих аятах Аллах упоминает о сынах Израиля, как о народе, наделенного благословением и дарами Всевышнего. Данное отношение к ним выражалось в том, что Аллах направлял к ним посланников, ниспосылал им Священные Писания и даровал мудрость. Все это было даровано им Аллахом с тем, чтобы они принесли в этот мир порядок и мудрое руководство.
Существуют и другие аяты, которые говорят о предпочтение Аллахом сынов Израиля: «Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: «О мой народ! Помните милость, которую Аллах оказал вам, когда создал среди вас пророков, сделал вас царями и даровал вам то, чего не даровал никому из миров (5:20). Всевышний также сказал: «Мы избрали их и возвысили их над мирами на основании знания» (44:32).
Кроме того, что Аллаха даровал им пророков, Писания и мудрость, Он ниспосылал им много чудес, как, например, в случае спасения их от рабства фараона, когда Аллах разделил перед ними море, ниспосылал пропитание и укрывал их под сенью облаков. Но сыны Израиля со временем отклонились от предписанного им пути, исказили дарованные Писания и не были благодарными Всевышнему за оказанное предпочтение.
Период предпочтения
Аллах Всемогущий сказал: «Аллах взял завет с сынов Израиля. Мы создали среди них двенадцать вождей. Аллах сказал: «Я – с вами. Если вы будете совершать намаз и выплачивать закят, уверуете в Моих посланников, поможете им и одолжите Аллаху прекрасный заем, то Я отпущу вам ваши прегрешения и введу вас в сады, в которых текут реки. А если кто-либо из вас после этого станет неверующим, то он сойдет с прямого пути». За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро» (5:12)
Особенно стоит подчеркнуть слова Всевышнего о том, что не все сыны Израиля ответили изменой на проявленное предпочтение, а также Его призыв к прощению в последних строках данного аята. Как бы то ни было, предпочтение Всемогущим Аллахом сынов Израиля над мирами было временным явлением, оно имело свой определенный срок. Оно не является абсолютным предпочтением всех представителей сынов Израилевых во все времена и во всех местах.
Имам аль-Куртуби (да будет Аллах Милостив к нему) отметил в своем толковании относительно предпочтения Аллахом сынов Израиля над мирами: «Предпочтение сынов Израилевых предполагает, что люди каждой эпохи – это отдельный мир». То есть, миры в данном случае – это иные народы, населявшие Землю одновременно с сынами Израиля.
Имам ар-Рази (да будет Аллах Милостив к нему) в своем толковании отметил, что строки «…и предпочли их мирам…» (45:16) предполагают, что сыны Израиля были на самой высокой ступени достоинств относительно всех остальных их современников. Таким образом, предпочтение над мирами предполагает предпочтение над мирами, существовавшими в их время.
Таким образом, очевидно, что предпочтение сынов Израиля над мирами было ограничено во времени до тех пор, пока они следовали ниспосланному им Шариату, хранили свою веру и подчинялись тому руководству, которое им даровал Аллах. И данное предпочтение подошло к концу с тем, как Аллах ниспосланием нового Писания, нового Шариата и избранием нового Посланника – Мухаммада (мир ему) завершил свое предпочтение по отношению к сынам Израилевым.
Элементы предпочтения
Если же мы вслед за толкователями Корана детально разберем каждую строчку из упоминавшихся аятов, то выведем для себя огромное количество уроков. Аллах сказал: «Мы уже даровали сынам Израиля Писание, власть и пророчество…» (45:16). То есть, Аллах даровал сынам Израиля Писание – Тору, в которой содержался Шариат того периода.
Он даровал им власть в установлении и претворении этого Шариата в жизнь, даровал им мудрость и различение. Все это было даровано им через пророчество не только Мусы (мир ему). Ведь пророки, посылаемые Аллахом сынам Израиля, буквально следовали один за другим на протяжении достаточно длительного исторического периода.
Далее Аллах говорит: «…И наделили их благами…» (45:16). Действительно, Аллах даровал этому народу бесчисленные богатства, дара и земли. Правление и руководство сынов Израиля распространялось на огромной территории от Нила до Евфрата, облагодетельствованной бесчисленными благами от Аллаха.
Всевышний продолжает: «…и предпочли их мирам…» (45:16). Это было предпочтение, естественно, над мирами, народами и людьми их времени. Первым признаком этого предпочтения было избрание их для руководства посредством Шариата Аллаха, и дарование им Книги, мудрости и пророчества.
«…Мы даровали им ясные знамения из повеления…» (45:17). То, что было дано им из Шариата в качестве различения истины и лжи, дозволенного и запретного, было ниспослано в предельно ясной и доступной форме, исключающей всякую двусмысленность и непонимание.
«…Они же разошлись во мнениях лишь после того, как к ним явилось знание…» (45:17). Данные расхождения появились по причине их взаимной зависти друг к другу, а также конфликтов и несправедливости, как об этом далее говорит Всевышний: «…по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу…» (45:17).
Таким образом, предпочтение Аллахом сынов Израилевых, их лидерство и руководство для миров, а также следование за ними и было прекращено Аллахом Всевышним. А окончательный расчет оставлен Всевышним на День Воскресения: «…Воистину, твой Господь рассудит их в День Воскресения в том, в чем они расходились во мнениях» (45:17).
Уроки из предпочтения
После завершения предпочтения сынов Израиля Аллах направил человечеству новое послание и нового пророка, который вернулся к неискаженному Шариату Аллаха и его прямоте. Таким образом, Аллах вновь вернул людей от следования своим прихотям и страстям и вернул их следованию прямому пути Божественного повеления: «Потом Мы наставили тебя на путь (Шариат) из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (45:18).
Таким образом, миссия Пророка Мухаммада (мир ему) предельно четко обозначила существующий выбор для человека: либо следование закону Аллаха, либо страстям и прихотям, не обладающих знанием. Третьего не дано. И нет между этими двумя пунктами компромиссного пути, сочетающего сохранение верности строгости Шариата и следование собственным страстям.
Имам ибн Касир (да будет Аллах Милостив к нему) в своем толковании отметил: «В приведении примера предпочтения Аллахом сынов Израиля, последовавших затем в их среде разногласий, искажения ими Слова Господа, разрешения запретного и запрещения дозволенного, во всем этом – предупреждение умме Посланника Аллаха (мир ему) и предостережение от того, чтобы она не следовала их путем. И поэтому Аллах Всевышний сказал: «Потом Мы наставили тебя на путь (Шариат) из повеления. Следуй им…» (45:18)»
То есть, следуй тому, что было ниспослано тебе от твоего Господа, кроме Которого нет иного божества и избегай придающих Аллаху сотоварищей.