Чужаки этого мира. Кто такие гураба?

Существует хадис в передаче ат-Табарани, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ислам пришел чуждым, и он возвратится чуждым, так же, как и пришел. Туба (дерево в Раю) – чужакам». Его спросили: «Кто эти чужаки?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны». Современные мусульмане нуждаются в некотором разъяснении его смысла в контексте современной ситуации.

Как правильно понимать?

Многие мусульмане не знают, как правильно понимать смысл этого хадиса. Многих смущает слово «чуждый» и «чужаки» применительно к Исламу и мусульманам. Почему к нашей религии и к верующим братьям Посланник Аллаха (мир ему и благословение) применил это слово? Получается, что враги Ислама правы в том, что эта религия чужда всему остальному человечеству? Если так, то насколько данный хадис достоверен?

Знакомые с арабским языком интересуются правильным переводом «чужой» («гариб») и «чужаки» («гураба»). Происходят ли они от слова «гурба» («чуждость», «отчуждение») или от слова «гараба» («необычный», «странный»)? Многие хотели бы думать, что эти ключевые слова хадиса происходят от слов «необычный», «странный». Что несколько смягчает в их понимании степень чуждости Ислама и мусульман этому миру, отраженному в хадисе.

Мусульмане боятся принять смысл данного хадиса, как утверждающего отчуждение Ислама от окружающего мира. Ибо в этом случае они впадают в отчаяние, у них опускаются руки от понимания того, что данное отчуждение и чуждость непреодолимы, раз о них сказал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Так ли это на самом деле? Неужели чуждость Ислама этому миру вечна и непреодолима?

Степень достоверности и чуждости

Комментарий шейха Юсуфа аль-Карадави на этот хадис позволяет нам прояснить его смысл, особенно в контексте современного положения Ислама и современной ситуации в мире. Аль-Карадави сначала устраняет всякие сомнения относительно достоверности хадиса и подтверждает, что он достоверен.

«Хадис – достоверный с сильной цепочкой передатчиков, - утверждает аль-Карадави, - Он передан от большого количества сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Его передали Муслим, ибн Маджа от Абу Хурайры, ат-Тирмизи, ибн Маджа от ибн Масуда, ибн Маджа от Анаса, ат-Табарани от Сальмана, Сахля ибн Саада и ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими всеми)».

Кроме того, по утверждению аль-Карадави, слова «гариб» («чуждый») и «гураба» («чужаки») происходят именно от слова «гурба» («чуждость», «отчуждение»), а не от слова «гараба» («необычный», «странный»), как хотелось бы некоторым. Одним из доказательств именно подобного происхождения является словосочетание «Туба чужакам», где слово «чужаки» звучит в арабской версии, как «гураба».

А слово «гураба» является множественным числом от слова «гариб» именно в значении «чужак», а никак не в значении «странный», «удивительный». Таким образом, по аль-Карадави, цель хадиса заключается в том, чтобы подчеркнуть именно чуждость Ислама этому миру, а не его странность для него.

Данный смысл «чуждости» Ислама и мусульман подтверждается также целым рядом другим хадисов. Одним из самых известных в этом плане является хадис в передаче аль-Бухари «Будь в этом мире, как чужак».

Природа чуждости

Что касается чуждости Ислама этому миру, то в хадисе, по мнению аль-Карадави, речь идет не о чуждости вечной и непреодолимой. На его взгляд, в хадисе речь идет о чуждости временной, повторяющейся время от времени. И эта чуждость Ислама этому миру совпадает с периодами гонений неверующими на Ислам, его пророков, посланников, праведников и призывающих к нему.

Человеческому обществу свойственно постоянно впадать в заблуждение и сбиваться с истинного пути. Это происходит по причине врожденной склонности человеческого сердца к забывчивости. Не зря арабское слово «инсан» (человек) происходит от слова «нисьян» (забывчивость). А обязанностью мусульманских пророков, посланников и проповедников является наставление этих забывчивых людей и возвращение их на истинный путь, на путь пророческой Сунны.

Отсюда выходит, что время от времени в той или иной стране люди по причине склонности к забывчивости уклоняются от истинного пути. При этом, впав в заблуждение, эти люди пребывают в твердой убежденности в своей правоте и в том, что их образ жизни – естественен. Именно в эти периоды, любой призыв оставить свои заблуждения и вернуться на истинный путь, на путь пророческой Сунны, представляются им чем-то чуждым естественному образу жизни.

Именно таким образом, именно в эти периоды, именно в таких обществах и именно в таких ситуациях Ислам становится чуждым для людей. А призывающие к Истине и Единобожию становятся для подобных народов чужаками, или теми «гураба» о которых идет речь в хадисе. «Поистине их чуждость – от чуждости Ислама, в который они уверовали и которому они призывают», - утверждает аль-Карадави.

Преодоление чуждости

Именно такой период чуждости и переживает Ислам и мусульмане во многих частях этого мира. Более того, сегодня Ислам и праведные мусульмане являются нежеланными чужаками даже во многих традиционно мусульманских регионах. Те чужаки, которые осмеливаются разоблачать ложность и греховность сегодняшних людских заблуждений, подвергаются преследованиям и издевательствам, наказаниям и изгнанию из общества.


Но этот факт нисколько не должен смущать мусульман и ввергать их в отчаяние. Наоборот, сегодняшняя чуждость Ислама и мусульман даже в традиционно мусульманских регионах является исполнением пророчества Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что Ислам вернется чуждым, как и пришел.

Действительно, на момент своего пришествия Ислам был чужд мекканскому языческому обществу. И уверовавшие в него чужаки прошли через всевозможные испытания и лишения. А раз сегодня Ислам вновь оказался чужд окружающему обществу, значит пришло время его возвращения. Значит, пришло время его победы.

Данный факт должен вдохновлять мусульман и укреплять их силы в провозглашении и отстаивании истинного пути. Поскольку, по словам аль-Карадави, Ислам приходит и возвращается чуждым, но от стараний мусульман по его распространению он перестает быть чуждым и большинство окружающих принимает его.

Ислам приходит и возвращается слабым, но по причине усердия мусульман он крепнет и становится сильным. Ислам приходит и возвращается тайным и гонимым, но в результате активности мусульман он становится близким и желанным многим людям. Именно в этом усердии и постоянном, самоотверженном старании мусульман на пути Ислама и заключается основной метод преодоления его чуждости для окружающего мира.

Таким образом, временная чуждость Ислама и мусульман этому миру не вечна и не постоянна. Она преодолима и устраняема. Но для этого мусульманам нужно набраться терпения, очистить свои намерения, мобилизовать свои силы и подготовиться к тяжелой и упорной борьбе за утверждение Истины, за возвращение в этот мир Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Только так, через усилия, усердие, испытания, лишения, тяготы и последующую победу Ислам преодолевает свою чуждость, становится желанным для всего мира, а мусульмане из чужаков превращаются в победоносную общину.



7 комментариев


  1. (02.02.2012 14:02) #
    4

    Для админа: Было бы неплохо ввести раздел хотя бы с кратким описанием биографии авторов. Пишут такие серьезные тексты, касающиеся вероубеждения - а автор "Курахви"(?). Кто такой Курахви, как мне, обывателю судить? Это не критика - пожелание. Вассалам.

  2. (02.02.2012 21:13) #
    -1

    Админу. Ассаламу алейкум, братья! Можетели вы поместить у себя на сайте Открытое письмо Путину, размещенное на сайте www.islamtv.ru вот ссылка:http://islamtv.ru/news-1303.html
    Помогите человеку, если можете!

  3. (02.02.2012 21:58) #
    3

    машала, красивая и полезна статья! не важно кто написал (можете мне поверить, написал добрый брат мусульманин, приносящий огромную, иншала, пользу умме:)), важно - что написал. еще важнее - делать соответствующие выводы для себя.

  4. (02.02.2012 22:56) #
    3

    такие вещи должны быть в постоянной практике. но автора надо знать.тем более что таких немного.

  5. (03.02.2012 01:47) #
    0

    Статья действительно дельная. Автора!!!

  6. (03.02.2012 12:48) #
    2

    Хорошая статья, злободневная. Особенно для Идель-Урала, где татары, считающие себя мусульманами, но на протяже-нии уже 4-5 поколений живущие русской жизнью, призывы вернуться к жизни по шариату воспринимают враждебно. Вдвойне-втройне прискорбно, что муфтии РТ и РБ на подобные призывы отвечают доносами в каратель-ные органы оккупантов и даже публично высказывают радость по поводу убийств мусульман неверными.

  7. (03.02.2012 15:38) #
    2

    Председателю Духовного Управления
    мусульман азиатской части России
    Нафигулле Аширову

    От Закировой Гульнары,
    жены осужденного мусульманина



    ОБРАЩЕНИЕ

    Уважаемый Нафигулла Худчатович! Я мусульманка из г. Казань, пишу именно Вам, а
    не ДУМ РТ, поскольку слежу за происходящим в умме и вижу, что у Вас, в отличии от
    ваших коллег, есть собственная позиция. Это не лесть, это искренняя надежда на
    то, что Вам не чужды проблемы исламской уммы.

    Мой муж, Хасанов Алмаз, приговорен к 8 годам заключения с отбыванием наказания
    в колонии строгого режима, и сейчас он в далекой Якутии. Изолировали его за
    деятельность в исламской партии Хизб ут-Тахрир, для чего было сфабриковано
    уголовное дело по ряду тяжких статей УК РФ. Но я хочу написать Вам не об этом.
    Муж, сидя в колонии, начал борьбу за право мусульман своевременно выстаивать
    молитву и питаться халяль-пищей. Братьев за чтение намаза помещают в изоляторы.
    Лишившись в неволе полноценного питания, многие заболевают туберкулезом, и есть
    случаи, когда, не желая употреблять запретное, умирают от болезней и истощения.

    Алмаз начал писать об этой проблеме во все инстанции, начиная с начальника
    колонии. К нему присоединилось несколько других осужденных. Из числа родственников
    осужденных мусульман образовалась инициативная группа, которая занялась поиском
    адвокатов, юристов и всех тех, кто помог бы в решении данного вопроса. Но что
    может сделать осужденный муслим без поддержки своих братьев на воле,
    , когда надо немного-немало заставить эту куфарскую систему отдать законные права мусульман.

    Мой муж понимал, что он делает, и был готов к разного рода испытаниям, встав
    на защиту интересов уммы. Он понимал это до того, как его осудили, понимает
    это и сейчас. Для Алмаза не было неожиданностью, что после начала компании по
    требованию своих прав на своевременное чтение намаза и халяль-еду, к нему пришли
    сотрудники ФСБ. Они приходили к нему и ранее. Но если раньше они требовали не
    говорить осужденным за что он сидит, не призывать к исламу, то теперь пришли
    с целью заставить его замолчать, и, перевернув верх дном весь барак, тем самым
    натравили на него других заключенных. Теперь еще и УФСИН по РС (Я), с их подачи,
    стали угрожать мужу расправой.
    Уважаемый Нафигулла Худчатович, еще одной причиной, по которой я пишу именно
    Вам, является то, что Вы один из немногих, кто закончил Университет Исламских
    Наук по специальности «дагват». Искренне надеюсь на Вашу поддержку дагыев, так
    как именно их все чаще лишают свободы, и всех остальных мусульман, оказавшихся
    в неволе, и то, что вопросы намаза и пищи осужденных будут подняты на доступный
    Вам уровень.

    Быть может, ровняясь на Вас в защите интересов мусульман, «проснутся» и некоторые
    из Ваших коллег, которые внесут свою лепту в дело, которое разрешимо при нашей
    единой позиции. А пока приходится платить высокую цену – избиения мусульман,
    угрозы убийством, если они не прекратят требовать свои права.

    Именно по причине необходимости пробуждения уммы, т.к. сила мусульман в их
    единстве, оставляю за собой право разместить данное обращение в сети интернет.

    С уважением, жена осужденного Хасанова Алмаза.