Несколько лет назад СМИ взорвались сенсационной новостью: Глава Англиканской церкви Великобритании выступил за введение стране Шариата! Этой новости уделили свои полосы практически все печатные СМИ, Интернет-ресурсы и даже посвятили эфирное время ведущие телеканалы.
Мусульманам и сегодня будет очень полезно проанализировать не только мотивы, подтолкнувшие христианского священника к выступлению в поддержку Шариата, но и реакцию на данный неожиданный шаг со стороны, так называемого, «просвещенного» британского сообщества.
Эпизод первый. Архиепископ за Шариат
Итак, по сообщениям информационных агентств, в начале 2008 года глава Англиканской церкви Великобритании Архиепископ Кентерберийский Роуэн Вильямс выступил за введение в стране некоторых норм Шариата. Духовный лидер англикан убежден, что принятие некоторых элементов Шариата стало необходимостью, которая будет способствовать консолидации общества Великобритании.
По мнению Вильямса, это неизбежно. Он заявил, буквально, следующее: «Следует найти способ конструктивного примирения с некоторыми из аспектов мусульманского права, как мы уже делаем с некоторыми другими религиозными нормами». Более того, он отмечает: «На самом деле, некоторые из принципов Шариата уже получили свое признание в нашем обществе и наших законах, так что это не будет привнесением чего-то чужеродного».
По мнению главы Англиканской церкви, подобное решение поможет сохранить стабильность в обществе. Архиепископ считает, что мусульмане должны иметь возможность решать свои семейные или финансовые вопросы в суде, который признает законы Шариата. Вильямс утверждает, что законы Великобритании «приспособились» к точке зрения католиков, которые резко критикуют аборты. Кроме того, в стране уже действуют ортодоксальные еврейские суды.
Архиепископ утверждает, что британское общество сможет найти пути соотнести исламскую мораль с законом, как уже случилось с другими религиями. Необходимо предотвратить такое развитие событий, когда мусульмане будут вынуждены выбирать между преданностью религии и преданностью закону, говорит Вильямс.
Вильямс подчеркнул, что он ни в коем случае не подразумевает, что личные права человека как последователя той или иной религии будут ставиться выше его прав как гражданина Великобритании. По мнению Вильямса «легализация» законов Шариата позволит избежать ситуации, когда представители исламской диаспоры решают спорные вопросы в частном порядке, руководствуясь своими представлениями о законе.
Эпизод второй. Разорванность мусульман
На самом деле Вильямс затронул чрезвычайно важную и острую для мусульман проблему – их разорванность между Шариатом и законом страны проживания. Эта разорванность появилась в то время, когда мусульмане впервые стали религиозными меньшинствами в немусульманских государствах.
В этом состоянии их сознание оказалось разрываемым между ощущением своей причастности к исламской умме, необходимостью соблюдения шариатских законоположений и одновременным ощущением себя гражданином немусульманской страны, признанием немусульманской власти и законов. Такая разорванность мусульман ставит их в крайне щекотливое и затруднительное положение «двойного гражданства».
Данное состояние является очень опасным для самих мусульман, души которых каждый день разрывает борьба между необходимостью соблюсти закон страны проживания и в то же время не нарушить законы Шариата. Круг спорных вопросов может быть очень существенным, начиная от требования снимать хиджаб в общественном месте и заканчивая вопросами заключения брака, развода, наследства, воспитания и образования детей.
В дореволюционной России этот вопрос автоматически снимался благодаря тому, что царское правительство позволяло мусульманам продолжать пользоваться своим шариатским законом и традиционными адатами. В современном мире решению этой острой проблемы помогает юридическая теория правого плюрализма.
Эта теория, получившая большую популярность в последние годы в среде западных юристов, учит тому, что в правовом пространстве одной страны могут сосуществовать две или несколько правовых систем. Именно на основе этой теории в Британии уже существуют еврейские суды и низовые суды, которые решают гражданские дела по Шариату.
Правительство, которое осознает важность решения данной проблемы, и найдет способ устранить этот фактор, вынуждающий мусульман разрываться между верностью своей религии и желанием быть законопослушными гражданами, несомненно, найдет в мусульманах самых горячих сторонников, преданных и примерных граждан.
Не случайно, сразу же по обнародованию заявления Вильямса, мусульманские лидеры Британии высказали ему благодарность и признательность за понимание их проблем. Глава мусульманской организации «Рамадан» Мухаммад Сафик одобрил позицию архиепископа Кентерберийского и выразил надежду, что британское правительство предоставит мусульманам «возможные удобства».
Ибрагим Могра, председатель Мусульманского совета в Великобритании заявил: «В этом предложении – величие великого человека. Думаю, что Британии следует серьезно поразмыслить над этой идеей». Кроме того, Совет выразил признательность архиепископу за «глубокомысленное участие» в дискуссии о месте Ислама в современной Британии.
Эпизод третий. «Европейская Медина»
Всем мусульманам известна роль Медины и мединской общины в развитии исламского призыва и становления мусульманского государства. Община Посланника Аллаха (мир ему и благословение) без всякого насилия и агрессии, только своим терпением и самоотверженным призывом смогла привести в Ислам население целого города-государства.
Извечно враждовавшие мединские племена ауситов и хазраджитов увидели в Исламе единственное средство избавления от старых заблуждений и вековой вражды. А в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) увидели своего вождя, который приведет их к успеху в мире этом и в мире вечном.
Оттого Медина, как зрелый плод, сама упала в руки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который шаг за шагом воплощал в жизнь стратегию исламского призыва и исламской политики, завещанной ему Господом. И Аллах даровал Своему рабу счастье увидеть плоды его терпения, покорности и верности пути своего Создателя.
В сегодняшнем мире, такой же Мединой для мусульман стала Европа и, в первую очередь, Британия. Мусульмане вынуждены совершать хиджру из своих стран в западные страны, где у них есть больше свобод и возможностей соблюдать свою религию. Они терпеливо и самоотверженно реализуют там программу исламского призыва, завещанную нам нашим Посланником (мир ему и благословение).
Таким образом, если приложить стратегию исламского призыва Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) к современному миру, то становится очевидным, что Европа рано или поздно, подобно Медине, сама придет к признанию величия и истины Ислама.
Вне всякого сомнения, Европа, погибающая от демографического кризиса, кризиса духовности, отсутствия дальнейшего смысла жизни, катастрофы в сфере нравственности, рано или поздно сама увидит свое спасение в Исламе. В истории уже есть пример, как обессиленные вековой враждой ауситы и хазраджиты приняли мусульман и исламское руководство.
Подобно им, Европа, обессиленная духовным кризисом и вырождением, также поймет, что нет иного пути, кроме, Ислама. Первые шаги к пониманию этого уже сделали известные британцы, принявшие Ислам, вроде Юсуфа Ислама. А следующие шаги делают те, кто признает Ислам, как фактор укрепления стабильности в британском обществе. И архиепископ Вильямс в их числе.
Эпизод четвертый. Абдулла ибн Салам и иудейская община
В Сире Посланника Аллаха (мир ему и благословение) есть пронзительный по степени различения лицемерия и неверия рассказ о его сподвижнике Абдулле ибн Саламе (да будет доволен им Аллах). Этого человека первоначально звали аль-Хусайн ибн Салам. Он был одним из иудейских священнослужителей в Йасрибе – домусульманской Медине.
Его уважали не только единоверцы-иудеи, но и другие жители города, вне зависимости от племени, веры и происхождения. Среди людей он был известен своей богобоязненностью, праведностью, прямотой и правдивостью.
Имя «Абдулла» дал ему сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда ибн Салам, знавший из Торы о скором появлении нового пророка, пришел к Мухаммаду и провозгласил о своем принятии Ислама. Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) по совету Абдуллы устроил проверку его соплеменникам.
Он спрятал Абдуллу в одной из своих комнат, после чего пригласил к себе иудейских вождей и старейшин, призвал их принять Ислам, а после их отказа спросил их: «А какое место у вас занимает аль-Хусайн ибн Салам?» Они ему ответили: «Это наш духовный руководитель и сын нашего вождя. Он наш духовный наставник и учёный-богослов, а также сын наставника и учёного».
После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: «А если вы узнаете, что он принял исламскую веру, то тогда сами перейдёте в Ислам?» На что ему иудейские старейшины ответили: «Упаси Бог! Не мог он принять Ислам... Господь уберёг его от того, чтобы стать мусульманином».
Однако, когда ибн Салам вышел из своего укрытия и объявил своим соплеменникам о своем принятии Ислама, они воскликнули: «Да ты лжец! Клянёмся Богом, что ты наше зло и сын зла! Ты наш невежда и сын невежды!» А затем они начали обвинять его во всех прегрешениях.
Через этот пример Аллах явил Своему Посланнику (мир ему и благословение), а также всем последующим поколениям мусульман о том, что неверующие и упорствующие в своем неверии готовы будут пойти на любой обман, ложь, подлог и лицемерие, но только не признать истинность Ислама.
Эпизод пятый. Архиепископ Вильямс и британская общественность
К чему здесь повествование об Абдулле ибн Саламе в статье про предложения архиепископа Вильямса? А к тому, что он, даже не приняв Ислам, но, просто предложив пойти навстречу мусульманам, заслужил такое же отношение к себе со стороны своих соплеменников.
Роуэн Вильямс в британском обществе до последнего времени являлся весьма известным и уважаемым лидером христианской общины. В 1986 году в свои 36 лет он стал самым молодым профессором Оксфордского университета. В 1989 году он был удостоен степени доктора богословия, в 2003 году был посвящен в сан 104-го архиепископа Кентерберийского.
Он является обладателем всевозможных почетных званий и стипендий самых престижных университетов Британии, таких как Кент, Кембридж, Оксфорд и Роэмптон. В 2006 году Кембриджский университет вручил ему почетную степень доктора богословия. Той же самой степенью его наделили весной 2007-го Тринити Колледж и Виклиффе Колледж при Университете Торонто в Канаде.
Доктор Вильямс, широко занимается благотворительностью. Кроме всего прочего, он является прекрасным поэтом и переводчиком стихов. Сборники его стихов удостаивались литературных премий. Критики отмечают, что его поэзия оказывает глубокое эмоциональное воздействие на читателя и затрагивает глубокие духовные струны. Вдобавок к этому, он говорит и читает на восьми языках, включая, русский и греческий.
Роуэн Вильямс всем хорош. Но стоило ему выступить в защиту мусульман, как Аллах явил ему и всем мусульманам лицемерие и упрямство в неверии его соплеменников. Предложения архиепископа были встречены британским правительством в штыки сразу же, без всякой попытки увидеть в них рациональное зерно.
Многие политики и государственные деятели поспешили дистанцироваться от высказываний Вильямса. Заместитель министра внутренних дел Тони Макналти, к примеру, заявил, что «ни в каком виде нормы шариатского права не могут быть использованы ни в качестве оправдания нарушений британского закона, ни для принятия судебных решений».
Архиепископ и сам, наверное, не ожидал того шквала критики, который на него обрушился из-за его заявления. Как минимум, два члена Верховного Синода англиканской церкви призвали Уильямса сложить с себя полномочия. Зря на своем сайте архиепископ заявлял, что ни в коем случае не призывал к тому, чтобы признать законы Шариата некоей системой правосудия, действующей параллельно с британскими законами.
Что он хотел просто «выделить некоторые более широкие вопросы, касающиеся прав религиозных групп в светском государстве», и законы Шариата, в данном случае, использовались как пример. Верхушка англиканской церкви отказалась даже выслушать объяснения архиепископа.
Член Синода Эдвард Армистэд высказался об Уильямсе в интервью газете Daily Telegraph следующим образом: «Я не думаю, что этот человек подходит для этой работы». Элисон Руофф, представляющий в Синоде Лондон, заявил, что многие люди почувствуют облегчение, если Уильямс покинет свой пост.
«Нам сейчас нужен сильный, христианский, библейский лидер, а не тот, кто колеблется от одного к другому, – сказал Руофф. – Вильямс – способный ученый, но как лидер христианской общины – он катастрофа».
Эпизод шестой. Аллах предупреждал…
Во всей этой истории мусульманам есть очень много над чем поразмыслить. И эти размышления не могут ограничиваться только перечисленными эпизодами и рамками одной статьи. Истинность слов Всевышнего и наставлений Его Посланника (мир ему и благословение) относительно истинной природы упрямцев, нежелающих признавать за Исламом никаких прав, подтверждается на каждом историческом этапе.
К сожалению, и современные религиозные деятели и политики часто выбирают путь противостояния Исламу и мусульманам, как это имело место в древности и средневековье. Их поступками часто движет не желание диалога и совместного с мусульманами решения стоящих перед обществом проблем, а постоянного отталкивания от себя мусульман.
Их неприязнь к мусульманам зачастую бывает настолько сильна, что они готовы заклеймить самых лучших своих представителей только за один жест навстречу мусульманам. Они, сами того не осознавая, говорят словами старейшин племени Абдуллы ибн Саламы: «Мухаммаду поверили и последовали только самые плохие из нас…»
Однако о тех из них, которые, несмотря на преследование и презрение своих соплеменников, признали Истину и приняли Ислам, Всевышний сказал: «Не все они одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников». (Коран, 3:113-114).