Вокруг нас очень много людей, которые, вроде, не являются мусульманами, но при этом очень близки Исламу. Они зачастую не скрывают своих симпатий к мусульманам и исламской религии. Очень глубоко интересуются Исламом, высоко отзываются о строгом Единобожии нашей религии, с трепетом относятся к Корану. Но назвать себя мусульманами пока не решаются. Кто эти люди и откуда они берутся?
История мекканского ханифа
В один из дней, еще до начала посланнической миссии пророка Мухаммада (мир ему и благословение), мекканские язычники готовились к одному из своих праздников. Суетились мужчины в дорогих йеменских накидках, женщины и дети в роскошных одеждах.
Пастухи гнали в Мекку скот, украшенный разноцветными покрывалами и попонами, чтобы принести их в жертву рядом со своими идолами. Прислонившись спиной к стене Каабы, за ними наблюдал Зайд ибн Амру ибн Нуфайл.
- О, народ курайшитов! – не выдержал Зайд, - Овец создал Аллах. Он ниспослал им дождь с неба, чтобы они напились, и Он вырастил для них траву на земле, чтобы они насытились. А вы приносите их в жертву не во имя Его. Я вижу, что вы невежественный народ!
К нему подскочил его дядя аль-Хаттаб, отец Умара ибн аль-Хаттаба, и ударил его по лицу со словами: «Да пропади ты пропадом! Мы выслушивали от тебя весь этот бред и терпели его. Однако теперь наше терпение истощилось». После этого он настроил против Зайда неразумных людей из своего племени, которые подвергли его долгим и тяжёлым мучениям.
Зайд был вынужден бежать из Мекки и скрываться на горе Хира. Аль-Хаттаб на этом не остановился и поручил группе курайшитской молодёжи следить за ним и не пускать в Мекку. Поэтому Зайду пришлось проникать в Мекку тайком.
Кто же был этот человек, который еще до начала миссии Ислама отвергал идолов, восставал против мерзостей язычества, призывал к Единобожию и скрывался от преследований язычников на горе Хира? Пока скажем, что он был не один. Таких, как Зайд в мекканском обществе было немало.
В тайне от курайшитов Зайд встречался с Варакой ибн Науфалом, Абдуллой ибн Джахшем, Усманом ибн аль-Харисом. Они вместе рассуждали по поводу той глубины заблуждений, в которые впали язычники-арабы.
Зайд убеждал своих соратников: «Клянусь Аллахом, вам следует уяснить, что у вашего народа нет ничего за душой. Они исказили религию Ибрахима и нарушили её заветы. Изберите же для себя религию, которую бы вы исповедовали, если вы хотите спастись».
Эти четыре человека решили обратиться к известным учёным из числа иудеев, христиан и последователей других верований, пытаясь найти у них истинную религию Ибрахима. В итоге своих поисков Варака ибн Науфал принял христианство. Абдулла ибн Джахш и Усман ибн аль-Хариса не смогли прийти ни к чему определённому.
Что же касается Зайда, то он, ознакомившись с иудаизмом и христианством, отказался от них, поскольку не нашёл того, чему можно доверять. После этого он в напряжённых поисках истины попал в Шам. Там он встретил одного монаха, владеющего знаниями Писаний. Выслушав Зайда, монах сказал ему:
- Я вижу, что тебе нужна религия Ибрахима, о мекканский брат. Не так ли?
- Да, это как раз то, чего я хочу, - ответил Зайд.
- Ты ищешь религию, которой ещё нет сегодня, - сказал монах, - возвращайся к себе домой. Аллах ниспошлёт из вашего народа того, кто обновит религию Ибрахима. Когда ты узнаешь этого человека, то держись него.
Кто такие ханифы?
Данное повествование показывает нам, что еще до посланнической миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в Аравии и на Ближнем Востоке жило много людей, которые отвергали язычество и искали религию Единобожия. Их главным ориентиром была религия Ибрахима (мир ему), которая и являлась таковой религией Единобожия.
К моменту начала миссии Посланника Аллаха (мир ему и благословение), арабы отошли от этой религии, исказили ее догматы и впали в язычество. Однако по всему Ближнему Востоку существовало еще немало ее последователей, ревнителей и тех, кто хотел к ней вернуться. Именно эти люди и являлись ханифами
Слово «ханиф» является арабским и является общим названием доисламских приверженцев Единобожия, не являвшихся ни иудеями, ни христианами. Этот термин происходит от арабского корня «х-н-ф», который, беря свое начало от древнесирийского арамейского корня того же смысла, означает «склоняться»
Глагол «таханнафа», происходящий от этого же корня, означает «отворачиваться от поклонения идолам». Второй его смысл означает «быть обрезанным», как был обрезан и сам Ибрахим (мир ему). А производное от корня «х-н-ф» слово «ханифийя» означает религию чистого Единобожия, с которой и пришел Ибрахим (мир ему).
Термин «ханиф» упоминается в Коране 12 раз. Из которых - восемь раз по отношению к Ибрахиму (мир ему), который является единственным человеком, которого Аллах четко и напрямую определял, как ханифа.
«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником (ханиф), мусульманином (муслим) и не был из числа многобожников» (Коран, 3:67). В этом аяте применительно к Ибрахиму (мир ему) Аллах последовательно применяет два слова «ханиф» и «муслим» (мусульманин).
А данный аят столь же четко и недвусмысленно указывает и на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), как на одного из ханифов: «Искренне обрати свой лик к религии единобожником (ханиф) и не будь одним из многобожников» (Коран, 10:105). Эти два аята указывают на единство религии Ибрахима (мир ему) и Мухаммада (мир ему и благословение).
История великого русского ханифа
Отсюда, мусульманские ученые определяли и применяли термин «ханиф» и производное от него слово «ханифийя» в двух смыслах. Первый – в качестве синонима Ислама, как окончательной версии исповедания Единобожия, ниспосланной Мухаммаду (мир ему и благословение). Второй – как обозначение естественного стремления и ориентации человека на чистое Единобожие, самым ярким, но далеко не единственным представителем которого был пророк Ибрахим (мир ему).
Что касается второго смысла слова «ханиф», то именно им нужно именовать людей, которые, не будучи еще знакомы с религией Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), исповедовали чистое Единобожие. Такими ханифами и были Зайд ибн Амру и его соратники, история которых была приведена выше.
Однако с пророческой миссией Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и с появлением Ислама, как последней версии исповедания Единобожия, история ханифов не прекратилась. На протяжении всех четырнадцати с лишним столетий с момента провозглашения Ислама, в самых разных уголках мира существовало огромное количество людей, не знакомых с Исламом, но стремившихся к Единобожию.
Имен большинства из них мы не знаем, о некоторых можем лишь догадываться. Взять, к примеру, Льва Толстого. Нельзя однозначно утверждать, что он принял Ислам. Нам не известно достоверно, произносил ли он шахаду, признавал ли все шесть столпов Имана, соблюдал ли обязательные предписания Ислама.
Нам известно лишь то, что он отверг христианское учение в искаженном изложении Церкви, отказался принять за истину нововведения и искажения апостолов Петра и Павла, искал достоверную позицию, взгляды и высказывания относительно Единобожия пророка Исы (Иисуса) (мир ему). Нам также известно, что он в одном из писем просил считать его «добрым магометанином».
Даже если из осторожности воздержаться от того, чтобы назвать его уверовавшим и практикующим мусульманином, то ханифом его можно считать смело. Поскольку люди, которые пока до конца не осознали, не постигли, не приняли религию Мухаммада (мир ему и благословение), но твердо придерживаются религии Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса) и других пророков (мир им всем) без искажений, и являются настоящими ханифами и единобожниками.
Ханифы наших дней
В наши дни таких ханифов вокруг нас появилось еще больше. Зачастую люди становятся ханифами в результате собственного духовного поиска. Это могут быть верующие христиане, иудеи или их священники, которые видят заблуждения и искажения собственных религий. Они не смиряются с этим и активно ищут настоящее Единобожие без языческих примесей.
Они стараются вернуться к корням своих религий, по крупицам выискивают достоверные предания, сохранившиеся от Исы (Иисуса), Мусы (Моисеся), Ибрахима (Авраама) (мир им всем). Некоторые из них в итоге своих поисков обнаруживают окончательную истину в Исламе и становятся полноценными мусульманами.
Но некоторые идут к окончательной истине долго, а некоторые довольствуются приверженностью чистому Единобожию предыдущих пророков (мир им всем). Кроме ищущих христиан и иудеев, к чистому Единобожию в результате своих духовных поисков могут приходить и ученые.
Очень велик процент стремящихся обрести Единобожие среди историков, культурологов, религиоведов и востоковедов, по причине того, что они в силу своих научных интересов интересуются вопросами веры и пророческой истории.
Стремятся к истине и ученые естественнонаучных специальностей – химики, физики, биологи, астрономы. Эти люди, встречающиеся с величием и мудростью природы вокруг нас, осознают, что все это великолепие не могло появиться случайно, что за всем этим мирозданием стоит Творец всего сущего.
Некоторые из них также приходят к Исламу. Но некоторым это не удается так скоро. Они довольствуются обретенным пониманием того, что Бог существует и что Он – Один и Един. Они могут называть его разными именами – Творец, Создатель, Демиург, Абсолют. Все эти имена в переводе на арабский язык полностью совпадают с эпитетами и атрибутами Всевышнего Аллаха.
Таким образом, суть дела такова, что подобные люди, обретшие истину в чистом Единобожии, вне всякого сомнения, являются единобожниками и ханифами. Более того, они являются нашими братьями по Единобожию, как ими являются Люди Писания, верующие в предыдущих пророков, но пока не принявшие окончательную версию исповедания Единобожия от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Наш же долг, как мусульман, по отношению к ним – помочь им обрести окончательную Истину и принять Ислам полностью. Поскольку Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком…» (Коран, 2:208).