Халифат и капитал

Ислам завоёвывает умы молодёжи. Предрассудки, сложившиеся об исламе в коммунистические времена, медленно, но верно отступают перед стремительным распространением неискажённой информации. Многим из тех, кто в своём воображении успел похоронить путь Всевышнего Аллаха на страницах истории, сегодня приходится считаться с большим и постоянно увеличивающимся контингентом людей всех социальных статусов, имеющих исламские убеждения.

Однако, несмотря на это, большинство людей продолжает смотреть на ислам сквозь призму примитивизма и стереотипов, считая его фрагментом культурно-исторической части современной светской жизни. Кто-­то уверен в своих взглядах, кому-­то так просто удобнее.

Те, кто никогда не желал познакомиться с исламом, таким, какой он есть, сегодня продолжают повторять заезженные фразы: «ислам отделён от государства», «ислам – это духовная сторона жизни», «ислам – это религия, а какое отношение религия может иметь к политике или экономике?» Они хотят, чтобы ислам ограничивался стенами мечетей, обрядами бракосочетания, обрезания и похорон. А главный источник знания об исламе для них – это 14 статья конституции РФ. Мы же предлагаем читателю поставить тезис «ислам ограничивается духовностью» на весы шариата.

Политика

Раздел фикха под названием «ас­сиясату ш-шар’ийя» (шариатская политика) давно выделился в отдельное научное направление. Фундаментальные труды на эту тему написаны ещё в средние века: «Аль­ахкаму с-сультанийя» (Абу Я’ла), «Аль­ахкаму с-сультанийя» (Аль­Маварди), «Ас-сиясату ш-шар’ийя» (Ибн Таймийя) и другие. Вдаваться в подробности устройства государства согласно шариату мы не будем. Остановимся лишь на некоторых текстах из Корана и Сунны, ясно отвечающих на вопрос о том, регулирует ли шариат политику и государственное устройство или же ограничивается духовной сферой жизни человека.

Назначив человека наместником на земле (сура «Корова», аят 30), Всевышний Аллах требует от мусульман установления гражданских правовых институтов, основанных на Коране и Сунне. Аллах говорит: «…они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, в чём препираются между собой, и не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (сура «Женщины», аят 65). Под избранием судьёй Пророка (мир ему и благословение Аллаха) имеется в виду, что закон и суд должны быть основаны на шариате. Аллах также сказал: «Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «Женщины», аят 59). Обращение за судом к Аллаху и посланнику – это обращение к шариату. Метод установления шариатских правовых институтов известен из Сунны. Это построение исламского государства – Халифата. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пророчество останется среди вас до тех пор, пока этого пожелает Аллах. Затем Аллах заберёт его от вас, когда захочет. Затем придёт Халифат, похожий на пророчество. Он останется столько, сколько пожелает Аллах. Потом Аллах заберёт его от вас. Затем придёт жёсткое правление, и оно останется среди вас столько, сколько пожелает Аллах. Потом Аллах заберёт его от вас. Затем придёт правление тиранов, и оно останется среди вас столько, сколько этого пожелает Аллах. Потом Аллах заберёт его от вас. Затем придёт Халифат, похожий на пророчество»(Ахмад).

Шариат предписывает наличие совещательного государственного органа – шуры. Обращаясь к Пророку (мир ему и благословение) Аллах говорит «…и советуйся с ними о делах» (сура «Семейство Имрана», аят 159). При переводе теряется правовой смысл аята (как и многих других). Также шариат предписывает наличие в исламском государстве вооружённых сил для сдерживания агрессора: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней…» (сура «Добыча», аят 60); повелевает соблюдать международные и другие договора: «Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных» (Сура «Покаяние», аят 4).

Относительно внутренней государственной политики исламские учёные по результатам статистических исследований шариатских правовых норм пришли к выводу о том, что главной целью шариата является защита пяти основных человеческих ценностей: вероубеждения, жизни, разума, чести и имущества. Осуществляется же это во многом благодаря гибкой и продуманной на все случаи жизни системой исламского уголовного права, которое явно выходит за рамки духовности. Останавливаться на этом подробнее мы не будем.

Это лишь малая часть ясных текстов Корана и Сунны, которые касаются политики. В книгах же по фикху и шариатской политике можно найти подробные описания устройства государства и государственных институтов, выведенные правоведами из первоисточников шариата на основе правил и положений науки «усулю­ль­фикх» (основы исламского права).

Экономика

Дав в пользование человеку землю с её природными ресурсами, шариат тонко регулирует экономические отношения. Закон Аллаха утверждает частную собственность и способы её приобретения, запрещает ростовщичество, подробно регламентирует торговые сделки и договоры.

Шариат заявляет свою уникальную концепцию частной собственности. Согласно Корану, человек не имеет абсолютного права собственности. Создатель и Истинный Собственник всего сущего – Всевышний Аллах:«Несомненно, Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле» (сура «Юнус», аят 55). Право же собственности человека является лишь производным от абсолютного права Господа миров: «Он дарует богатство и наделяет собственностью» (сура «Звезда», аят 48). Однако шариатские идеи о частной собственности от этого не страдают, так как собственность индивида надёжно защищается исламским правом:«Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29). Данный же факт (господство Аллаха) лишь утверждает источники правового регулирования экономических отношений – Коран и Сунну. И регулирование это в корне отличается от капиталистической экономической модели.

«Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275). Запретив ссудный процент, шариат ведёт экономику по своему особенному исламскому пути. Капитал, согласно исламу, призван не увеличивать денежный оборот, а служить развитию и росту производства. Шариат запрещает выплату вознаграждения за временное пользование деньгами (и не только). Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото только в равном количестве и серебро на серебро только в равном количестве» (Муслим). Вместо традиционной для обычных банков формулы «Д­Д» кредитные операции, согласно шариату, всегда привязаны к процессу продажи или производства товаров и услуг: Д­Т­Д. Вознаграждение должно иметь своим основанием работу, участие в рисках и ответственности. Таким образом, прибыль кредитора является результатом операций, создающих реальные товары, из чего следует, что капитал работает исключительно в производственных целях.

Мудараба – один из примеров шариатских институтов экономического партнёрства – выглядит следующим образом: кредитор отдаёт свои средства в управление мадарибу – предприятию/предпринимателю с достаточным опытом и репутацией – который занимается инвестированием средств. В случае успешного исхода доходы будут разделены между сторонами согласно заключённому договору. В случае неудачи убытки несёт кредитор, а мудариб в свою очередь остаётся без прибыли.

Когда все финансовые операции жёстко привязаны к физическим транзакциям, то уменьшается вероятность появления финансовых пузырей. Не случайно исламские банки практически не пострадали в результате недавнего ипотечного кризиса в США.

Помимо того, что ислам предлагает человечеству уникальную экономическую модель, основанную на кораническом мировоззрении, тексты Корана и Сунны устанавливают чёткие условия действительности и полноценности договора купли-продажи; правила договора дарения, оказания услуг; права и правила разрыва сделок; регулируют торговые партнёрские отношения, положения обмена валюты, долговых обязательств, монополий, правила конкуренции; запрещают продажу товара, не имеющегося в наличии (в частности продажу долга, что явилось одним из ключевых элементов недавнего мирового экономического кризиса) и касаются многих других вопросов, даже перечисление которых невозможно в рамках одной статьи. Каждый из этих аспектов занимает своё место в системе исламского права и заслуживает того, чтобы посвятить ему отдельную публикацию.

Заключение

Сегодня, в век Интернета, когда любому мусульманину, владеющему арабским языком, доступна вся исламская библиотека, а также уроки и лекции современных учёных по всем шариатским дисциплинам, продолжать утверждать, что ислам ограничивается духовностью и вводить тем самым людей в заблуждение – это, как минимум, экстремизм. Это попытка запретить правду. Правду, распространение которой не остановишь. Да, её можно загнать в подполье, но остановить запретами – невозможно.

«Они хотят затушить свет Аллаха своими устами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим. Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Священный Коран, сура «Ряды», аяты 8, 9).



0 комментариев