Приговор от халифа Умара

Однажды к халифу Умару б. аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах!), сидевшему в собрании, пришли двое юношей, которые вели с собой мужчину-бедуина. Предъявив его Умару, они сказали: «О повелитель правоверных! Этот человек убил нашего отца». Халиф спросил: «Ты действительно убил их отца?» «Да, – ответил тот. ­– Он со своим верблюдом зашел на мою землю. Я стал прогонять его криками, но он не уходил. Тогда я бросил в него камень, который попал ему в голову, и он упал замертво». «Значит, ты заслуживаешь отмщения, – сказал Умар. – Это решение очевидное, а приговор не нуждается в обсуждении».

И халиф принял справедливое решение, не расспросив у этого человека о его семье и племени. Ему было все равно, происходил ли он из племени знатного или был простолюдином: ведь от закона Аллаха и установлений Его религии не освобождены ни господин, ни представитель знати. Когда речь шла о религии Аллаха и правах Его рабов, халиф Умар был беспристрастен.

Услышав приговор Умара, человек сказал: «О повелитель правоверных! Об одном прошу тебя именем Того, Кто возвысил небеса без опоры и простер землю без усилия: дай мне одну ночь, чтобы я попрощался с женой и детьми, которые ждут меня в пустыне. Я сообщу им о том, что со мной случилось, и о приговоре, который ты мне вынес, а потом вернусь к тебе. Ведь у них, клянусь Аллахом, нет попечителя, кроме Аллаха и меня».

Халиф взглянул на членов собрания, и спросил человека: «Если ты уйдешь к своим домашним в пустыню, кто поручится за то, что ты вернешься обратно?» Все молчали в смущении: кто может поручиться за приговоренного к смерти, не зная при этом, кто он, как его зовут, какого он племени, кто его родные, и где он живет? Ведь здесь приходится ручаться своей головой, а не верблюдицей, деньгами или землей, за которую можно выплатить возмещение. Все знали, что Умар не пожалеет поручителя, если этот человек нарушит данное им слово, даже если Умар сам поручится за него: ведь таков закон Аллаха, и он обязан применить его даже к самому себе.

Умару было больно от мысли, что дети этого человека умрут с голоду с пустыне. Но ему было трудно отпустить его без поручительства: что будет, если он уйдет и не вернется? Ведь отвечать за это перед Аллахом придется самому Умару. Он взглянул на сыновей убитого, и спросил их: «Не можете ли вы простить его?» «Нет, – ответили они. – Как мы можем простить убийцу отца, о повелитель правоверных? Кто убил, тот заслуживает смерти».

Пока Умар пребывал в раздумье, встал седой Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах!), человек, известный своим благородным аскетизмом и честностью. «О повелитель правоверных! – сказал он. – Я ручаюсь за него». «Речь идет об убийстве, Абу Зарр» – напомнил Умар. «Да, это убийство, но я все равно ручаюсь за него», – ответил он. «Ты знаешь его, Абу Зарр?» – спросил Умар. «Клянусь Аллахом, я его не знаю», – ответил тот. Удивленный Умар спросил: «И ты ручаешься за него собственной головой, Абу Зарр?» Тот ответил: «О повелитель правоверных! В этом человеке я увидел черты, свойственные уверовавшим. Я чувствую, что он не лжет, и уверен, что он вернется, если пожелает Аллах».

Умар сказал: «Уж не думаешь ли ты, Абу Зарр, что я избавлю тебя от закона Аллаха, если он не вернется через три ночи?» «Уповаю на Аллаха, о повелитель правоверных», – ответил тот.

Человек отправился к своей семье в пустыню, и Умар стал считать дни и ночи, остававшиеся до его возвращения. Когда истекли три ночи, позвал он горожан на общую молитву. Пришли те два юноши, пришел Абу Зарр и сел перед Умаром. «Где тот, за кого ты поручился, Абу Зарр?» – спросил его Умар. «Клянусь Аллахом, не знаю, о повелитель правоверных», – ответил тот и посмотрел на солнце, которое клонилось к закату стремительно, как никогда.

Сподвижники были взволнованы: они знали, как Умар ценит и любит Абу Зарра, но знали и то, что Умар ревностен в соблюдении закона Аллаха и полон решимости исполнить приговор. Когда до заката оставались последние мгновения, появился тот самый человек, спешивший к месту собрания. Увидев его, Умар воздал хвалу Аллаху, и то же сделали остальные.

Умар спросил человека: «Что заставило тебя вернуться к смерти?» «О повелитель правоверных! – ответил тот. – Клянусь Аллахом, я боялся не тебя. Я боялся Аллаха и страшился Его отмщения. А еще я боялся, что потом скажут: такой-то нарушил слово, и умрет в людях верность слову».

Умар спросил Абу Зарра: «Почему ты поручился за него, Абу Зарр?» Тот ответил: «Я боялся, что люди скажут: в душах не осталось добра. Люди перестанут творить добро, и в сердцах умрет милосердие».

Растроганный и изумленный, Умар посмотрел на юношей и сказал: «Решать вам, юноши! Клянусь Аллахом, я поступлю так, как вы сочтете правильным». Юноши заплакали и сказали: «Мы прощаем его, о повелитель правоверных: мы боимся, что если не простим его, то люди потом скажут: прощение при возможности умерло, и никто уже не будет прощать».

Тот человек спасся от смерти, встретив милость Аллаха в сердцах людей, которые дали слово Аллаху и сдержали его. Таковы нравы мусульман, которые Аллах посеял в их правоверных душах. Двери покаяния открыты, равно как и двери прощения при возможности.

Но самое главное – это верность данному слову. Это одна из черт мусульманина и его доброго характера. И если в наше время кто-то не прощает другого при возможности и нарушает данное обещание, то это происходит потому, что души изменились, вера ослабла, сердца ожесточились и стали надменными.

Причина тому – отдаление людей от Книги Аллаха, от Его закона и от Сунны Его Посланника (мир ему и благословение!), отсутствие во многих людях человечности и общественного начала. Не зная характера других людей, они опасаются коварства с их стороны. А нам сегодня как никогда нужно то, что открывает двери любви между народами, усиливает дружбу и спокойствие между людьми разных религий, национальностей и рас.

Д-р Луай Юсеф, координатор деятельности Всемирного союза исламских ученых в России и странах СНГ



4 комментариев


  1. (02.08.2012 10:31) #
    0

    АльхамдулиЛляхи!

  2. (02.08.2012 13:56) #
    0

    МашаАллагь! Сейчас нам даже трудно представить что люди рассуждали подобным образом.

    • (02.08.2012 14:44) #
      0

      Да, мы забываем то, как жили праведные сподвижники. Не правда ли, сейчас трудно представить, что бы кто нибудь за незнакомца малую часть денег в залог оставил, не то что свою жизнь?

  3. (05.03.2016 23:49) #
    1

    Если внимательно прочитать, то в самой статье можно увидеть несоответствия в связи с тем, что эта история довольно сильно искажена.

    Пишет(рассказывает) что "пришли двое юношей, которые вели с собой мужчину-бедуина", то есть, мужчина убийца бедуин - не из города или пригорода, а из пустыни, сельчанин издалека.

    И далее говорится, что якобы на его огород забрел отец тех юношей, кого этот и убил камнем.

    Тем временем, далее он просит вернуться домой к своим домочадцам, чтобы дать им знать о случившемся, а также о приговоре.

    То есть его соседи и домашние не знают о том что случилось, что маловероятно если бы такое случилось в огороде этого убийцы. И тем более, никто его не знал в городе и поэтому пришлось искать поручителя среди незнакомцев.

    Что говорит о том, что история искажена.

    Что же касается мысли, которая раскрывается в этой истории, то похожий случай имел место быть, но с отличиями.

    Вот важные моменты на мой взгляд:

    Этот бедуин путешествовал с лошадью/конем. Прекрасным скакуном. Великолепным созданием (с его слов). И когода они проходили мимо участка, то животное протянуло голову и сорвало с дерева плод чтобы съесть.

    Хозяин, увидевший это, бросил в него камнем, от удара которого этот чудесный конь (какова его ценность для бедуина можно только предполагать) упал замертво.

    Увидев это, в ярости этот бедуин поднял тот же камень и бросил в того мужика и тоже от удара тот был намертво сражен.

    ... Далее подойдем в моменту когда он хочет пойти к родным и рассказать и утрясти свои дела.

    Когда ему сказали что нужен поручитель, а он никого из знакомых не имел в этом городе.

    Тогда он внимательно посмотрел за находящихся там сподвижников, подошел к Абу Зарру и указав на него сказал что тот будет для него поручителем. Абу Зарр на это не стал отказываться.

    Ни тот ни другой не знали друг друга, и Гъифари поставил свою жизнь на кон, доверившись честному слову совершенно незнакомого человека-убийцы, что тот вернутся чтобы подвергнуться смертному приговору. И тот ушел составлять завещание.

    В итоге он вернулся для смертной казни.

    И конец истории очень многозначителен.

    Когда Абу Зарра спросили, как это он так слепо поверил незнакомому человеку, когда его жизнь бяла на кону (если бы человек не вернулся, то казнили бы Абу Зарра).

    На что он ответил, что мол, не мог чтобы сказали что не осталось у людей доверия и веры в честное слово.

    Услышав это, молодые люди предпочли не казнить в наказание того бедуина, сказав что они не могут позволить чтобы люди сказали что не осталось у людей милосердия.

    ....

    Как-то так.. Просто эта история мне самому запомнилась, а тут, увидев как распространяется в сети и соцсетях искаженная история, обязан был исправить.

    Их данного случая вытекает вопрос: сели правдивая история об конкретном человеке/людях изменяется, людям вменяется то что они не делали или делали не так, привирать чтобы литературно красиво оформить речь или статью, то считается ли это оговором?