Коран и Сунна о наставлениях лидерам мусульман

Мусульмане не просто вправе, но они, согласно Сунне Посланника Аллаха (мир ему), должны доводить свое мнение до своих лидеров, поскольку наставление окружающих людей на благочестие и праведность является прямой обязанностью: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3:110).

Посланник Аллаха (мир ему) говорил по этому поводу: «Аллах сделает прекрасным лик того, кто услышит мои слова, запомнит и сохранит их и передаст другим. Возможно, он донесет знание и до тех, кто знает более него. Сердце мусульманина никогда не преисполнится злобы, пока он вершит праведные дела искренне ради Аллаха, наставляет имамов и держится вместе с мусульманами. Воистину, ваша мольба окружает и тех, кто рядом с вами» (Тирмизи, Ахмад).

Пожалуй, наиболее яркие примеры выражения мусульманами несогласия со своим правителем и направления его на более верное решение являет нам эпоха Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), халифа, который на основе положений Корана и Сунны выстроил классическую модель исламского государственного устройства.

Умар (да будет доволен им Аллах) приветствовал и испрашивал у Аллаха милости для всякого, готового высказать свое несогласие или претензии: «Добро пожаловать наставляющему во все времена, добро пожаловать наставляющему утром и вечером… Да помилует Аллах человека, который указал мне мои пороки!». Таким образом, Умар подбадривал и поддерживал всякого наставляющего или критикующего его и заложил практику наставлений мусульман правителю в основу праведного правления.

Умар (да будет доволен им Аллах) очень сильно переживал, что из-за его твердой приверженности справедливости и порядку среди мусульман пошла молва о его чрезмерной суровости. Когда к нему зашел один из его сподвижников Хузайфа (да будет доволен им Аллах), то нашел его рыдающим. Хузайфа спросил его: «Что с тобой, о Повелитель правоверных?». Умар ответил: «Поистинне, я боюсь ошибиться, но никто из вас не поправляет меня, предпочитая восхваления». На что Хузайфа ответил: «Клянусь Аллахом, если бы мы увидели тебя сходящим с истинного пути, то мы бы тебя вернули на него». Умар, возрадовавшись, воскликнул: «Хвала Аллаху, который одарил меня такими сподвижниками, которые готовы меня наставить, если я впаду в заблуждение!»

Известны также слова Умара (да будет доволен им Аллах), которые он произнес, когда однажды один мусульманин сказал ему: «Побойся Аллаха, о Повелитель правоверных!», а некоторые присутствующие начали порицать этого человека. Умар тогда сказал им: «Не порицайте его, ибо нет добра в вас, если вы не говорите мне подобные слова, и нет добра в нас, если мы не внемлем таким словам!».

Выше всего Умар (да будет доволен им Аллах) ценил слово истины. Часто, когда он выносил то или иное правовое решение, сподвижники высказывали свое несогласие и говорили халифу: «Пусть рассудят между тобой и мной другие». Умар нисколько не гневался и не возражал, наоборот, приветствовал возражающего и был счастлив от того, что у него появлялась возможность найти помощь в подтверждении истины, если он оказывался прав, или же в наставлении на правильный путь, если он ошибался. Более того, он позволял несогласному самому выбрать того, к кому пойти для того, чтобы тот рассудил между ними.

Тамим ад-Дари рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Религия – это искренность». Мы спросили: «Перед кем, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Перед Аллахом, Его Писанием, Его Посланником, мусульманскими руководителями и простыми мусульманами» (Муслим).

В комментарии к этому хадису имам Ибн Раджаб в книге «Джами’ аль-улюм ва ль-хукум» писал: «Искренность перед мусульманскими руководителями – это желание видеть их праведными и справедливыми, стремление собрать мусульман воедино под их началом, неприязнь к разногласиям между мусульманами вокруг них, благочестивое повиновение им во всем, что совпадает с волей Всевышнего Аллаха, ненависть к тем, кто пытается восстать против них, и надежда на увеличение их могущества в покорности Господу».

В своих комментариях к хадису о наставлении правителей Ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» также писал: «Этот хадис подчеркивает необходимость почтительного отношения к правителям и соблюдения праведного этикета в общении с ними. Их следует оповещать о том, что люди говорят о них, чтобы удержать их от ошибок и предостеречь их. Но делать это надо вежливо и рассудительно, чтобы удалось достичь поставленной цели, не причиняя страданий другим».



5 комментариев


  1. (21.02.2012 17:50) #
    -1

    Ну что ж, наставляйте своих умаритских вождей:

    Саудовский принц осужден за наркоторговлю во Франции – СМИ

    Французский суд приговорил к 10 годам тюремного заключения саудовского принца Наифа Бен Февара Аль-Шеалан за транспортировку 2 тонн кокаина и других наркотических средств на своем личном самолете.

    Сообщается, что 53 летний принц имел компаньонов в Колумбии, при помощи которых занимался транспортировкой кокаина из Колумбии, используя дипломатическую неприкосновенность и другие привилегии. Французская полиция, получив информацию о наличии наркотиков на борту «Боинга», принадлежащего принцу, досмотрела самолет при его посадке в одном из аэропортов Франции, сообщает SalamNews со ссылкой на ABNA.

    Сообщается, что на протяжении многих лет принцы, эмиры и шейхи из стран Персидского залива занимаются контрабандой наркотиков. Немногим ранее поступало официальное сообщение из Кувейта об аресте шейха Телала Бен Насера Аль-Сабаха, обвиненного в контрабанде наркотиками.

    Самое интересное то, что шейх Телал по аналогичному обвинению был заключен в тюрьму Египта несколько лет назад. Однако был вскоре выпущен по ходатайству правительства Кувейта.

    • (21.02.2012 23:07) #
      1

      шиит, интересно, кто, кроме вас, называет их вождями?

      любому уже давно известно, что Шариатом в КСА и других нефтяных арабских державах Исламом не пахнет.

      это мы с вами, братья и сестры, должны исправлять,ведь на нас лежит грех за то, что Шариат сейчас не претворяется НИГДЕ на земле! ни один мусульманин не живет по полному Исламу. как мы ответим перед Аллахом, астагфируЛлах.......
      просыпайтесь уже, двигайтесь, делайте же что-нибудь, не будьте овощами.
      «Кто из вас увидит порицаемое, пусть остановит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то – сердцем (несогласием с происходящим). И это – признак наиболее слабой веры». Хадис

  2. (21.02.2012 18:01) #
    0

    Шиит, не провоцируй. А то тут начнут ща писать про проделки ваших аятолл, в том числе самых высокопоставленных. Опозоритесь.

  3. (22.02.2012 02:52) #
    0

    Умар и другие сподвижники (раа) они прошли школу воспитания Пророка(савс). Отношение к критике, способность к подобному отношению к себе результат долгой, трудной работы над собой. Как-то Умар(ра) пришел к Пророку(савс) и сказал, что любит его больше всего на свете, после своей души.Пророк выразился, что этого недостаточно. Потом через некоторое время,Умар сказал уже так как было нужно. Человек, который любит Аллаха, Его Посланника (савс), религию, которую он принес большей своей души может позволить себе подобную роскошь:"Делайте мне наставления" И в политике главное это воспитание. А мы хотим таких политиков как Умар, без их подготовки. Т.е. мы говорим о качествах которых нет в нас самих, в наших знакомых. И мы даже не знаем как их получить. И рассказываем какие в прошлом Ислама были замечательные люди. Да были! И что?

  4. (22.02.2012 09:22) #
    0

    Любая статья опубликованная имеет право на уважение. Мы же, братья мои, сразу начинаем нападки друг на друга порой и не разобравшись о чем речь, а зацикливаемся на коментах. Тем самым еще раз доказываем свою не зрелость в религиозном плане. Из спора 2х-3х человек можно делать вывод о нашей российской умме - это нетерпимость друг к другу и попытка превознести собственное Я. Так мы никогда не сможем объединиться и будем уподоблены строителям вавилонской башни.