Как-то вместе с младшим сыном я смотрела реалити-шоу, и вдруг мой сын сказал нечто, заставившее меня задуматься.
В шоу две команды соревновались в сборке книжной полки и оформлении интерьера комнаты. Одна команда, мастерившая полку, что, видимо, было самым трудным заданием, терпела провал, не умея сложить две последние детали.
И тогда мой сын спросил: почему они не пользуются пошаговой инструкцией по сборке полки, ведь глупо ее не прочитать, прежде чем пилить доски или браться за инструменты.
Я подумала: а ведь действительно, в инструкции должно быть сказано, как применить уровень и пилу и куда вбивать гвозди, если хочешь построить полку. Почему же они ее проигнорировали? В конце концов, ведь в инструкциях нет ничего секретного, они доступны всем… «как Коран», подсказал сын.
На самом деле, Коран сам говорит об этом:
«…Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (Коран, 16:89).
Я подумала, как это верно, но легко забывается. Зачастую люди настолько сосредоточены на поисках сложных решений, тогда как ответы лежат прямо ними. Это касается и нас, мусульман.
Аллах желает нам облегчения
Религия легка, прекрасна, совершенна. Зачем усложнять? Коран гласит:
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран, 2:185).
Этот аят объясняет, что следовать исламу легко, и призывает нас не создавать трудностей в религии. К сожалению, некоторые мусульмане находятся во власти заблуждения, что степень их благочестия находится в прямой зависимости от строжайшего толкования религии. Это полностью противоречит тому, чему нас учит ислам. Это заблуждение связано с недостаточным пониманием религии и порой отталкивает других людей от ислама, о котором у них складывается ошибочное впечатление.
Некоторые настолько сильно отклоняются от сути религии, что она у них обрастает всевозможными сложными традициями и предрассудками. К сожалению, из-за этого многие уходят из ислама. Но судя по аятам Корана и хадисам Пророка (мир ему и благословение), мы можем быть уверенными в том, что при искренней вере быть мусульманином легко.
Мы проходим испытание этой жизнью, и в зависимости от степени нравственности и веры в земной жизни Аллах определяет наше место в истинной жизни, где мы будем находиться: в Раю или в Аду. Это достаточно легкое испытание. Ведь Аллах хочет, чтобы мы просто жили жизнью, которая приносит счастье и спокойствие, то есть, чтобы мы соблюдали умеренность.
Не впадайте в крайности
Известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда возражал против чрезмерности в религии. Однажды Посланник Аллаха сказал Абдуллаху ибн Амру:
«О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам». Я сказал: «Да, о посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай же (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право…»
Этот хадис указывает на то, что важно соблюдать тонкое равновесие между обязательствами, требующими нашего внимания: обязательствами перед Богом, окружающими и перед самим собой. Об этом также говорится во многих аятах Корана, напоминающих, что Господь милостив и милосерден.
Конфуций сказал:
«Жизнь на самом деле проста, но мы упорно ее усложняем».
Эта мысль приходит на ум всякий раз, когда читаешь о том, как люди отошли от ислама, потому что не поняли его красоты и испугались, что будут несчастливы, соблюдая все предписанные исламом ограничения. Действительно, есть необходимость прояснить подобные заблуждения, поддержать тех, кто родился мусульманином и принял ислам, и напомнить им о происхождении их веры. Происходит ли она из Корана и Сунны или это непонятная традиция, которой нужно следовать, не зная ее истоков?
В действительности Аллах создал нас и знает, что для нас лучше, но те, кто не понимает этой истины, полагают, что их жизнь станет счастливее и комфортнее без этих ограничений. Аллах предписывает нам молиться ради блага в этой и будущей жизни.
Он говорит и о радостях жизни:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?” Скажи: “В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них”. Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (Коран, 7:31-32).
Что касается практики ислама, нас учат правилу: следуй истине настолько, насколько это возможно. Аллах заверяет, что Его требования легко выполнимы, но чтобы их выполнять, мы должны понимать, что именно соблюдение Его требований и гарантирует легкость.
Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) делился с людьми посланием ислама, Коран говорил следующее:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Коран, 3:159)
Отправляя своих сподвижников учить исламу другие народы, Пророк руководствовался тем же принципом и наставлял их:
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)» (Аль-Бухари)
Аллах создал естественное равновесие между минимальными требованиями для достижения высокой нравственности и духовного благочестия и легкостью исполнения этих требований. Результат ужесточения требований в религии можно сравнить с повышением стоимости товара: после удорожания находится меньше желающих его купить.
Однако необходимо помнить, что легкость религии достижима только четким исполнением того, чего от нас хочет Аллах. Все мы не должны забывать, что иногда сатана пытается отвратить нас от религии, нравственности и выполнения божьих заповедей и пытается всячески противодействовать вере.
Внушая нам необоснованные подозрения, неверие, определенные слова и поступки, сатана хочет отвратить нас от ислама с его простотой, для этого он строит нам множество ловушек. Одним словом, сатана наш враг, о чем упоминает Коран:
«О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (Коран, 2:208).
Гармоничная религия
Одна из главных черт ислама – его гармоничность. Известно, что когда Пророку приходилось делать выбор, он всегда останавливался на более простом, если это не было чем-то однозначно запрещенным. Это тоже доказывает красоту ислама и милосердие Аллаха.
Стремясь достичь вышеупомянутого равновесия между духовными и материальными потребностями, лично я пришла к выводу, что этого можно добиться, упростив свою жизнь и облегчив свой материальный багаж, чтобы больше сосредоточиться на духовных и психологических потребностях.
Я не собираюсь воспевать бедность, но поддерживаю идею сдерживать свое стремление к обладанию материальными благами как легкий и гармоничный способ жить и трудиться в этом мире, составляя себе нравственный «капитал» для будущей жизни.
Для меня один из способов приблизиться к Аллаху и выполнять один из столпов ислама это милостыня, помощь обездоленным. Необходимо внушать детям и напоминать себе, что сохранить что-то можно только отдав его, это нечто вроде предоплаты в счет будущей жизни, если можно так выразиться.
Балансируя между личными правами и обязанностями, мы обнаруживаем, что, хотя жизнь ведет нас разными путями, один из важнейших заключается в постепенном упрощении всего, в том числе и поклонения, если мы хотим продолжать упорно двигаться к конечной цели – Раю.
И помните, что если допускаешь ошибку, необходимо разрешать позитивное влияние других. В конце концов, Аллах обещал, что Он не спросит ни одну душу за то, что ей не по силам, и простит покаявшегося.
Я снова вспоминаю о конкурсе, который описывала вначале: ведь у нас, мусульман, действительно есть «пошаговая инструкция» к жизни, и что может быть легче, чем просто ею воспользоваться? (в соответствии с исламским принципом упрощения).
«Ислам для всех» по материалам Onislam.com