"В Сирии — не джихад, а сборище наркоманов, мародеров и врагов ислама". Так глава Чечни Рамзан Кадыров оценил обстановку на Ближнем Востоке. Он поручил лучше работать с молодежью республики, чтобы ее не могли увлечь идеи экстремизма. Тем временем, радикальные приверженцы ислама продолжает находить сторонников по всему миру – в этом убеждают примеры крупных террористических группировок.
"Убей неверного". Этой фразой из Корана радикально настроенные личности объясняют свою ненависть к иноверию и свои преступления. Удивительно, как слова, вырванные из контекста, смогли стать девизом целых происламских течений. Коран предписывает убивать неверных только на поле боя и напоминает, что Аллах не любит преступников.
В мире живет около полутора миллиардов мусульман – 20% населения Земли. Сколько среди них сторонников радикальных течений, конечно, неизвестно. Есть разные оценки, нередко говорят, что таковых 10% от числа мусульман. Вычислить точное число невозможно – новых людей вербуют постоянно и, наверное, практически во всех странах. Среди новых сторонников могут оказаться и мусульмане, которые раньше не исповедовали таких идей, и новообращенные — бывшие христиане или атеисты.
Далеко не всех их зомбируют или шантажируют – многих просто убеждают. Лидеры радикальных течений пользуются тем, что далеко не все эти люди, независимо от вероисповедания, хорошо знают Коран, или хотя бы просто его читали. Это и дает возможность тиражировать неверные толкования, считает старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Борис Долгов:
"В Коране есть суры достаточно толерантные ко всем другим религиям и представителям других конфессий и даже нерелигиозным людям. Там никаких радикальных мер к ним не предлагается. Если мы возьмем тезис джихада "священная война", к которому апеллируют радикальные исламисты, то, по Корану, это прежде всего борьба со своими недостатками – самоусовершенствование. Действительно, есть война с неверными, но только в том случае, если идет агрессия против ислама, против мусульман, против земли ислама, только в этом случае, как защита исламских святынь, ислама как такового, мусульман".
Получается, что, в первую очередь, нужно убить неверного в себе самом. А джихад – это не бездумные убийства немусульман, а усердие в борьбе с пороками. Но в радикальных течениях это доведено до крайности. Свою нетерпимость к представителям других религий радикалы объясняют историческими причинами – в их памяти еще свежи Крестовые походы на территории Палестины. Их гнев направлен, в первую очередь, против империалистов, которые в свое время боролись с мусульманами. Интересно то, что сами эти империалисты сыграли не последнюю роль в том, что радикальные течения окрепли и превратились в террористические группировки, которые теперь держат в страхе весь мир. Терроризм породили те, кто теперь с ним борется, считает кандидат исторических наук, сопредседатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Олег Фомин:
"Соединенным Штатам выгодно и их союзникам. Они этим и занимаются. Кто создавал "Аль-Каиду"? Кто поддерживал ИГИЛ? Когда ИГИЛ выступал против сирийцев, они фактически пользовались поддержкой Запада и их марионеток. Но когда они стали в Ираке продвигаться, их стали пытаться сдерживать. Сколько угодно этих двойных подходов, которые и в Ливии проявились. "Разделяй и властвуй" – это старый принцип империалистов".
Такой подход позволил обрести самостоятельность "Исламскому государству", которое в Вашингтоне сначала рассматривали как оружие борьбы с Асадом и против которого теперь борются. А к этой группировке, тем временем, примыкают новые, в том числе подразделения "Аль-Каиды". Они используют все более изощренные методы борьбы, как, например, показательные казни с обезглавливанием. Их радикальные идеи находят все больше сторонников, в том числе и в тех самых империалистических странах.