От сбора подписей к российскому Тахриру

Наш сбор подписей в поддержку осетинских узников совести неожиданно стал в своем роде серьезной общественно-политической акцией. В кругах, причастных так или иначе к происходящему, эта «коллективка» вызвала изрядное напряжение и удивление. Да, пока это буря в стакане воды, но она может стать точкой отсчета для целого явления в жизни российских мусульман.

Меня самого приятно удивила активность братьев и сестер. Причем среди тех, кто оставил свои подписи в поддержку подвергаемых пыткам, не только студенты и старшеклассники, и так являющиеся самой активной частью современного российского исламского сообщества, но и люди серьезные и зрелые, обладающие статусом и положением в обществе – те, кому есть, что терять. Среди подписантов – лица разных национальностей, из разных регионов, есть даже немусульмане.

Такой отклик на страдания незнакомых людей – очень радует и говорит о том, что у нас появляется настоящая умма. А последняя это, когда, согласно хадису, если одна часть болит, то жаром охватывает весь организм.

Вообще правовая и общественно-политическая защита братьев и сестер, подвергаемых незаконному преследованию за веру, т.е. узников совести, - это то самое общее дело, которое сплачивает как ничто другое. Именно таких мобилизационных инициатив, в которых мы все едины и в которых нет места для пустых споров, нам сегодня очень не хватает.

Вокруг подобных общих дел, проектов, инициатив снизу нашими с вами силами формируются институты, которые затем связавшись воедино в сеть, образуют реальную умму. Так что сбор подписей на «Ансаре.Ru» - это важный шаг в уммастроительстве.

Надо развивать и углублять эту инициативу. Нужно также снизу, отталкиваясь от реальных проблем, начинать другие правозащитные, социальные, культурные, благотворительные, образовательно-просветительские и проч. проекты. И, как показал наш опыт на «Ансар.Ru», Интернет здесь может выполнить эффективнейшую роль точки сборки.

Например, связавшись через Сеть, можно собирать деньги на поддержку семей осетинских узников совести, на оплату адвокатов. Можно собранные подписи «на бумаге» отправить в Администрацию Президента в виде «коллективки». Можно собрать средства и аккумулировать все имеющиеся ресурсы для открытия нашего «народного» книжного издательства и выпустить в свет все то многое, что до сих пор не вышло из столь нужных трудов по Исламу. Тем более, многое уже переведено и гуляет по Интернету в электронном виде. Или можно скинуться через Сеть и пригласить из-за рубежа кого-то из видных мусульманских ученых, спикеров, тех, чье мнение так важно нам и кого мы тщетно надеемся увидеть в России многие годы. Я уже не говорю о том, что Интернет – это первое средство для организации пикников, футбола, каких-то совместных небольших бизнес-проектов.

Это опыт Тахрира и других, так называемых, твиттер-революций. Мы можем снискать часть бараката с Ближнего Востока, попытавшись научиться у зарубежных братьев самоорганизации.

Главной проблемой сегодня у нас является – разобщенность мусульман. Так давайте собирать тех в наших регионах, кого мы знаем по общению в Сети и в реальной жизни, и обсуждать пути объединения, честно, прямо, но корректно выяснять проблемы и претензии друг к другу. Материалы этих круглых столов можно выкладывать на том же «Ансар.Ru». Так, опыт одних начнет передаваться другим. Эта объединительная инициатива будет, иншаАллах, подхвачена.

Пророк (мир ему) говорил, что примирение мусульман – это лучше, чем зикр и выстаивание дополнительного намаза ночью, а конфликты сводят на нет все наши благие дела и поклонение. Так что еще нужно, чтобы заняться примирением и устранением конфликтов.

Каждый может начать это делать уже сейчас. Если у него нет пока возможности собирать братьев и сестер для диалога, он может, как минимум, искоренить фитну в себе самом – перестать использовать разные ярлыки и жупелы, которыми мы так любим награждать друг друга («ваххабит», «тарикатчик», «нурсик», «хизбит» и т.д. и т.п.).

В конце концов, эти наши с вами ручейки уммастроительства и ненасильственного гражданского сопротивления беспределу могут привести к объединительному съезду мусульман России. Раз «старики»-муфтии не могут обеспечить консолидации уммы и преодолеть противодействие, давайте мы, поколение Интернета, возьмем эту задачу на себя. Обозначим ее как задачу максимум и будем двигаться к ней. Пусть это будет целью нашей российской исламской твиттер-революции, целью нашего Тахрира.

Хватит ждать, что кто-то решит наши проблемы за нас. Мы можем! Надо действовать – разумно, легально, принципиально. По-исламски!

Нашим лозунгом в контексте правозащиты – нашей главной боли и темы, обладающей самым большим мобилизационным потенциалом, - может быть: «Соблюдайте российскую конституцию!» В ней говорится, что каждый имеет право не только веровать в то, что он считает нужным, но жить и поступать в соответствии со своей верой. Это очень важно.

В таком требовании нас поддержат многие немусульмане, также уставшие от произвола. Мы выступим как активная и созидательная часть российского гражданского общества, не отделяющаяся от остальных в маргинальном порыве, а требующая того же, что тревожит всех. При этом наш конкретный интерес будет соблюден.

Российская умма уже родилась. Об этом говорит многое. Сейчас мы входим в процесс становления. И это больше всего и тревожит наших оппонентов, ангажированных самим бесом (прибегаем к Аллаху от него).

Но чтобы, родившись, очень быстро не умереть, от слов надо переходить к делу. Пусть осетинская инициатива станет точкой отсчета для хотя бы реальной правозащитной деятельности, для появления сети правозащитников и адвокатов, базирующихся на стабильном финансировании братьев и сестер через Интернет и поддержке дружественных сил самого разного толка.

Фото: нилачала.ру



39 комментариев


  1. Амина
    (12.06.2011 16:36) #
    0

    МашаАллах,очень правильные слова! Да поможет нам Всевышний Аллах и укрепит наши стопы на правильном пути! Пусть даст нам сил и мудрости, пусть благие цели обьединят нас во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Нет власти и нет силы, кроме как у Аллаха. Амин

  2. Рустам
    (12.06.2011 16:37) #
    0

    Дорогой Брат Ринат,читаю вашу статью со смешанным чувством.Вполне возможно, я ошибаюсь,но мне она представляется преждевременной(опасаюсь контрпродуктивности).Тема-"как нам использовать шкуру неубитого медведя?", на подсознательном уровне создает эффект завершонности дела.В то время ,как мы еще даже первый шаг не сделали(только ногу приподняли). С уважением и самыми лучшими пожеланиями.

  3. Рустам
    (12.06.2011 17:23) #
    0

    Братья и сестры,уверенно можно констатировать только одно,-мы начали.Правильными критериями оценок,должно служить не то,что уже сделано,а то что может быть сделано в принципе.Ресурс возможного, несопоставимо больше того,что уже проделано.Среди нас не мало интеллектуалов и просто людей креативных,давайте все свои способности направим на то,что бы процесс не приобрел характер затухания,а наоборот получал новые импульсы.

  4. Амина
    (12.06.2011 18:59) #
    0

    ИншаАллах

  5. шамиль каратинский
    (12.06.2011 20:27) #
    0

    машаала! как мне нравится то, что написал брат Ринат! готов подписаться под каждым словом!

  6. INSAN
    (12.06.2011 22:19) #
    0

    20 век был веком борьбы угнетённых людей бедных сословий против капиталистов угнетателей, ислам мудро разрешает эту проблему, но мусульмане не смогли возглавить это всемирное движение, 21 век - век свободы человека от тирании и деспотии, освобождение началось когда рухнул СССР, потом освободилась Турция, сейчас сбрасывает оковы арабский мир, ИНШААЛЛАХ мусульмане должны направить это всемирное движение в русло Ислама.

  7. Ruslan
    (12.06.2011 22:34) #
    0

    ИншАллах,

  8. Олег
    (12.06.2011 22:51) #
    0

    Господин Мухаметов. Зачем понятие нормальной гражданской позиции подменять религиозной с добавлением Ислама? Вы лично хотите сорвать с этого бонусы??? А точнее, как бы быть у истоков и одним из основоположников эдакого движения молодых ??? Не надо провоцировать - окружающая жизнь сложнее и не такая однозначная. Всего доброго. (Ругайте сколько хотите...)

  9. (12.06.2011 22:58) #
    0

    Уважаемый Олег, почему Вы решили, что Вас здесь кто-то собирается ругать? Позвольте спросить - за что?

    А ещё, Вы я думаю в курсе, что Ислам - это образ жизни. И в нём всё связано: и гражданская позиция, и всё остальное.

    С чего Вы решили, что кто-то хочет получить какие-то бонусы с чего-то?

    Какого движения? Куда?

    Кто провоцирует?

    Изъясняйтесь яснее, пожалуйста.

    С уважением. Тахир

  10. Karima
    (12.06.2011 23:03) #
    0

    Действительно, жизнь гораздо сложнее, чем вы привыкли думать, Олег. У мусульман жизнь не делится на религиозную и гражданскую. Именно когда человек приходит к исламу, он активнее участвует в общественной жизни, у него обнаруживается гражданская позиция и пр.пр. И никуда вам от этого не деться.

    Единственное: российским мусульманам далеко до самосознания египтян, да и в целом арабов. И поэтому Тахрира не будет.

  11. (12.06.2011 23:05) #
    0

    Мы не арабы, мы как говорил, В.И. Ленин, пойдём другим путём...

  12. namql ibn fifg
    (12.06.2011 23:16) #
    0

    мир вам Takhir Мы не арабы мы как говорил В.И.Ленин, пойдём другим путём... 5+

  13. Олег
    (12.06.2011 23:19) #
    0

    1. За явное противоречие общей атмосфере ветви
    2. Образ жизни для очень большой части населения нашего Отечества не связан с Исламом
    3. Не кто-то, а конкретно г-н АРМ
    4. Ранее заявленного г-ном АРМ движения "поколения I.RU" - к всеобщему торжеству "шариатского права и норм"
    5. Автор - подчеркивая и выделяя особую роль представителей одной религии в общем гражданском процессе развития общества. Всего доброго (Извините, что быструю печать еще не отработал)

  14. (12.06.2011 23:32) #
    0

    1. То что Вы в чём-то не согласны с кем-то, ещё не является поводом для ругани в Ваш адрес.
    2. Согласен, причём и у большей части "этинческих" мусульман. Но мир меняется...
    3.Господин АРМ не является ангелом и тоже может ошибаться. Господин АРМ говорит, в частности, следующее:

    \\Нужно также снизу, отталкиваясь от реальных проблем, начинать другие правозащитные, социальные, культурные, благотворительные, образовательно-просветительские и проч. проекты\\

    \\Например, связавшись через Сеть, можно собирать деньги на поддержку семей осетинских узников совести, на оплату адвокатов.\\

    \\Я уже не говорю о том, что Интернет – это первое средство для организации пикников, футбола, каких-то совместных небольших бизнес-проектов\\

    \\Главной проблемой сегодня у нас является – разобщенность мусульман. Так, давайте собирать тех в наших регионах, кого мы знаем по общению в Сети и в реальной жизни, и обсуждать пути объединения, честно, прямо, но корректно выяснять проблемы и претензии друг к другу. Материалы этих круглых столов можно выкладывать на том же «Ансар.Ru»\\

    \\Надо действовать – разумно, легально, принципиально. По-исламски!\\

    \\Нашим лозунгом в контексте правозащиты – нашей главной боли и темы, обладающей самым большим мобилизационным потенциалом, - может быть: «Соблюдайте российскую конституцию!» \\

    Итак, у меня вопрос: что в этих словах противоречит российским законам?

    4. Где господин АРМ говорил про "к всеобщему торжеству "шариатского права и норм"

    5. Автор подчёркивает, что мы не чужие и не гастрабайтеры в этой стране. Я и мой народ живём на своей земле. И хотим, чтобы нас уважали. мы не младшие братья. Этот совковый синдром "старшего брата" ушёл в небытие. Хватит.

    С уважением. Тахир

  15. Олег
    (12.06.2011 23:34) #
    0

    Кстати, уважаемый "Ансар". Обратите, пожалуйста, внимание на фотоколлаж к статье - Вам элементарно могут выставить предъяву. Какую - догадаться не составит труда.... Всего доброго.

  16. Олег
    (12.06.2011 23:40) #
    0

    1. Ранее.....
    2. Вот именно. Как полноправных граждан (для кого младшие братья и почему Вы так себя считаете????), вне зависимости от религиозной принадлежности, зачем это выделять и подчеркивать??????? Искренне не понимаю.

  17. (12.06.2011 23:46) #
    0

    1. Что ранее? Послушайте говорите по-русски, а не как друид из кельтского леса загадочными словами. 2. За тем, что некоторые там наверху, не считают нас таковыми, косвенно или прямо.
    3. Кто чего нам вставит? Оскорбление госсимвола России-матушки?

  18. namql ibn fifg
    (12.06.2011 23:50) #
    0

    мир вам с14 а24 разве ты не видел как аллаh приводит притчей доброе слово оно как дерево корень его твёрд а ветви в небесах оно приносит свои плоды в каждый миг с соизволения своего господа и приводит аллаh притчи людям может быть они опомнятся а притча о скверном слове оно как скверное дерево которое вырывается из земли нет у него стойкости аллаhутверждает тех которые уверовали словом твердым в жизни ближней и в жизни дальней и сводит с пути аллаh неправедных и творит аллаh что желает

  19. Рустам
    (12.06.2011 23:55) #
    0

    Олег,за что ругать то? За достаточно корректное выражение вашей позиции? Или за пожелание"всего доброго? Нас такими "сувенирами" не часто балуют. А на счет бонусов...За исключением неких таинственнх фигур,коих власть по праздникам непонятно откуда вынимает, для вещания от нашего имени,и за тем кладет обратно,У простых мусульман обычно один бонус,-тот,что сейчас получают наши Владикавказские единоверцы.И поверьте Ринат,как и все остальные, ни как от этого не застрахован.

  20. Олег
    (12.06.2011 23:59) #
    0

    1.Некоторые наверху - это кто? Персонально тот, кто не дал Вам возможности получить образования, работать по специальности, запретил Вам создать семью и воспитывать детей, а также совершать намаз и посещать мечеть??? Чем же Вы привлекли такое пристальное внимание к своей персоне?
    2. Кстати, почему вставит Вам? Обращение адресовано "Ансару", причем здесь Вы? Всего доброго

  21. (13.06.2011 00:15) #
    0

    1. Уважаемый Олег, я всего лишь маленокий человек, инженер, технический специалист с высшим образованием и с недавних пор, аспирант. Так вот по этой части у меня проблем нет. Но если у Вас нет никаких претензий к системе управления нашей общей страной, то Вы - счастливый человек. У меня же есть - экономического, политического, научно-образовательного характера. А также национального и религиозного.
    Причём тут персонально кто? нет такого "персонально кого". Путин, конечно не айс, но он не тоталитарный диктатор вроде Сталина и Гитлера. Так что, тут скорее другой ответ: СИСТЕМА.
    Запретить мне этот никто не может. Если конечно у нас не родиться очередной Пол Пот и его не приведут к власти.
    Претнезии лежат в другой плоскости:
    1. Национальные:
    а) на каком основании запретили моему народу писать на латинице;
    б) на каком основании убрали национально-региональный компонент из школ;
    в) на каком основании запретили мне выбирать своего главу республики;
    г) на каком основании закрывают татарские школы в Татарстане;
    д) на каком основании во время переписи мой народ разрезали на 40 с лишним частей;
    е) на каком основании по государственным телеканалам, содержащимся и на мои налоги тоже, показывают всякие Кандагары, Спецназы, Билеты в гарем и прочую голливудоподобную чушь про мусульман;
    ж) на каком основании мои дети должны изучать историю по учебнику Преображенского, Рыбакова, где русские - такие красивые, высокие, мускулистые блондины с голубыми глазами и чистыми сердцами, а тюрки - людоеды низкого роста, хитрые и злые...
    2. Религиозные:
    а) на каком основании всякие замухрышки, называющие себя "экспертами" запрещают мусульманскую литературу, в частности Саида Нурси;
    б) на каком основании запрещают строить в Москве мечети, когда там уже 1 млн. мусульман;
    в) на каком основании под видом борьбы с терроризмом изибиваюбт честных братьев и сестёр, убивают их, бросают в тюрьмы и т.д.
    И последнее речь не только обо мне, но и моём народе и всех мусульманах России. То что кому-то хорошо, ещё не значит, что всем хорошо....
    А мы - одна умма.


    Вот так...

    С уважением. Тахир

  22. Кандахор
    (13.06.2011 00:17) #
    0

    Олег ,То что вы считаете -это ваше личное субьективное мнение и никто вас за это не ругает , но то что предлагает уважаемый Абдулла Ринат Мухаметов является единственным путем консолидации Уммы перед нависшей проблемой поскольку другого варианта у нас нет. ИншаАллах мы готовы поддержать такую инициативу

  23. (13.06.2011 00:19) #
    0

    И наконец, я не враг этой страны. Я люблю свою Родину. Но как говорит, весьма уважемый мною М. Задорнов: "Наш народ всегда за Родину против государства!"

  24. namql ibn fifg
    (13.06.2011 00:21) #
    0

    мир вам с22 а78 и усердствуйте об аллаhе достойным его усердием он избрал вас и не устроил для вас в религии никакой тяготы как и в общине отца вашего ибраhима (Авраама) он назвал вас мусульманами раньше и в это время чтобы посланник был свидетелем для вас а вы были свидетелями для людей выполняйте же молитву давайте очищение и держитесь за аллаhа он ваш покровитель и прекрасен покровитель и прикрасен помощник

  25. Олег
    (13.06.2011 00:30) #
    0

    1. В чем кардинальная или принципиальная суть написания слова по татарски на кирилице или латинице?Особенно если учесть, что латиницу татары пользовали только 11 лет, а кирилицу уже более 65 лет. Пишите хоть на юмбу-мумбу-только кому и куда?
    2. убрали нац-рел.комп-поэтому часть населения в РТ выступает за увелич.кол.часов рус.языка в школах и против этого выступает Р.Каш?
    3. Закон по всей стране,для РТ и Чукотки. Выскажите свое мнение на выборах и не допустите опять ПЖиВ.(500зн надоело)

  26. (13.06.2011 00:48) #
    0

    1. Извините, но тогда почему русские в Латвии протестуют, когда к их фамилиям добляют суффиксы и получается Ивановс или Путинс. Язык - душа народа.
    Поясняю: я не лингвист. Во-первых, что лучше подходит для татарского должны решать, мы татары, а не КС РФ. Так? Нам лучше знать, а не "старшему брату". Я же уважаю право русских писать на кирилице. Это ваше суверенное право.
    А тут КС РФ решил, что видите ли ему лучше знать, что нам хорошо, а что плохо.

    2. Аналогично, Олег, пишите на чём угодно, я ваше право не ограничиваю, я не КС РФ. А арабской графикой мы пользуемся с X в. и что? Латиница - это одна из попыток создать общий алфавит для тюрок. Самое могущественное гос-во тюркского мира - Турция - пишет на латинице. Мы, тюрки, пытаемся создать единое культурное пространство, точно также как братские украинцы, белорусы и русские. Это наше суверенное право.

    В любом случае, уважемый Олег, на чём мне писать должен решать я, а не кто-то там. Это мой язык.

    3. Татарстан держится как бастион в плане изучения родного языка. Другие республики сдали свои позиции и сказали "одобрямс" тов. Фурсенко. А что вам не нравится? Я же учу русский и ценю, и люблю его. Почему русские в Татарстане не хотят выучить мой язык? Что им противно, что ли? Тем более, что рчасов русского языка в школе вполне по нормам. Ибо когда говорят, что в Татарстане мало русского языка, то учитывают вместе уроки татарского языка и татарской литературы против русскоо языка без русской литературы.
    Какая дискриминация русских в Татарстане? Где? Ррусских полно в министерствах, храмы строятся, праздники проводятся, глава КАМАЗА - русский. ТНВ наполовину и даже больше вещает на русском. В Набережных Челнах поп зашёл в роддом и окропил всех, включая татар святой водой?Что ещё?
    Моя респбулика исправно платит центру. Мы не дотационный регион. Мы не шашлычая страна..
    Р. Кашапов много чего трендит и путного и беспутного. Он не является для меня высшим авторитетом

    3. Закон один! Согласен! Пусть выполняется этот закон!
    Моё мнение на выборах мало кого волнует. Вот я пойду на выборы и проголосую за КПРФ против нардного фронта Путина, Абрамовича, Фурсенко и Сердюкова. Что-нибудь изменится?

    С уважением. Тахир

  27. (13.06.2011 00:52) #
    0

    Язык - основа народа. И на чём мне писать должен решать я, а не федеральный центр. И Президента своего должен выбирать я, а не Путин. И учить вы мой язык должны, вы же в Татарстане. Я в России, учу русский. Что Вам не даёт учить мой?

  28. (13.06.2011 00:55) #
    0

    Русские в Латвии и Эстонии орут, что их притесняют, закрывают школы, что переводят всё на латышский и эстонский. А здесь что, татары, что другие?
    В Татарстане имеет право быть и Татарский университет, и наши школы, и свои газеты, и свой телеканал и радио с вещанием на татарском. Я тоже плачу налоги.

  29. (13.06.2011 01:01) #
    0

    Насчёт "мумбу-юмбу" я уже сказал. Единое культурное пространство - тюрскский мир. Турция, Азербайджан, крымские татары и пр. Ваше право, писать на чём хотите я не ограничиваю. Но моё право оставьте мне.

  30. Фархад
    (13.06.2011 12:08) #
    0

    Ассаламу аллейкум.Гастарбайтеров не надо унижать.70% прихожан мечетей России, приезжие,не тюрки.

  31. (13.06.2011 12:13) #
    0

    Их никто не унижает. В московских мечетях, по моему убеждению, проповеди надо читать на русском. Это будет правильно.

  32. Фархад
    (13.06.2011 12:26) #
    0

    Да и не только в Московских.В Татарстане тоже сидим и не все понимаем.

  33. (13.06.2011 12:28) #
    0

    В Татарстане хутбу можно сделать двуязычной.

    С уважением. Тахир

  34. Фархад
    (13.06.2011 12:36) #
    0

    Да будет правильно.На хутбы ув. Камала много прихожан.Он на русском говорит.С уважением.

  35. Элона
    (13.06.2011 16:21) #
    0

    Это всё случилось не просто так.

    Амин.

  36. Rustam
    (13.06.2011 21:44) #
    0

    Олег, уважаемый, ты все-таки опеределись, почему тебе не нравится активность мусульман. А потом уже высказывайся. И не надо всяких там намеков на "вставку". Все под Богом ходим, вы вставите нам, вам вставят ваши "старшие братья" :). Думай, что метла твоя несет и не считай, что ты человек высшего сорта, а мы низшего. Такое мышление до добра не доведет.

  37. ildaramaniya
    (16.06.2011 00:36) #
    0

    Ассалам алейкум. Правильно пишет, что давно пора прекратить споры между собой вследствии чего мы отдаляемся друг от друга. 'поистине ведь верующие братья'. Ведь нас объеденяет акыда, так давайте объеденяться, давайте решать нашу проблему вместе. Проблема:'отсутствие правления Аллаха на Земле. Если мы не живем по Корану на 100%, тогда зачем он был нужен, разве Аллах будет нами доволен если мы оставим часть Корана?(2:85)'

  38. (06.04.2012 18:22) #
    0

    Цитата: "Меня самого приятно удивила активность братьев и сестер. Причем среди тех, кто оставил свои подписи в поддержку подвергаемых пыткам, не только студенты и старшеклассники, и так являющиеся самой активной частью современного российского исламского сообщества, но и люди серьезные и зрелые, обладающие статусом и положением в обществе – те, кому есть, что терять. Среди подписантов – лица разных национальностей, из разных регионов,
    Е С Т Ь Д А Ж Е Н Е М У С У Л Ь М А Н Е."

    Я, Сергей сын Владимира, чистокровный русский, проживаю в Москве, являюсь (الحمد لله رب العالمين) урождённым мусульманином. Мои русские жена и дети тоже (الحمد لله رب العالمين) мусульмане.
    Хотелось бы спросить, на каком основании Уважаемый Абдулла Ринат Мухаметов определил "немусульманскую" принадлежность подписантов? Я не помню, чтобы при подписании указывалась религиозная принадлежность.
    Скажите, в ком из подписавших брат Абдулла Ринат Мухаметов нашёл "немусульманина", и по каким признакам?
    Скажите, если не мусульмане, то кто?
    Неужели Уважаемый брат Абдулла Ринат вынес нам такфир только за наши не татарские имена, за наше русское (без каких либо претензий к татарскому народу) происхождение?
    Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не делал различий между арабами, евреями и бедуинами принявшими Ислам.
    Ведь в День Суда мы будем свидетельствовать об этом.
    Пусть же не будет меж нами различий по этническому признаку.

    Мир Вам и милость Аллаха, Господа миров!

  39. (06.04.2012 18:39) #
    0

    Фархад (13.06.2011 12:26). Цитата: В московских мечетях, по моему убеждению, проповеди надо читать на русском. Это будет правильно.

    Верное убеждение! И не только проповеди! Никях, например (кроме обязательной арабской части) должен быть на русском (в случае, если никях читают для русских жениха и невесты), ведь и жених и невеста должны чётко понимать как условия союза,так и то, что они обещают друг другу, однако в наших (Московских Мечетях) большинство имамов требуют повторять татарские фразы, без разъяснения их смыслов.
    Огромное спасибо татарам, что они донесли до нас Ислам, но если бы даават был на русском, Олег бы уже наверняка стоял в первом ряду джамаата, и не растраивался бы на тему разности культур.