"Исламский вопрос" и радикализм

О том, что экстремизм – «неотъемлемое свойство Ислама как религиозной традиции» заговорили не вчера и даже не позавчера. Холодная война против Ислама началась еще до окончания Холодной войны Советского Союза и США. Наличие экстремистской составляющей в Исламе, подчеркну именно в Исламе, усматривают ведущие западные аналитики и «мозговые тресты», а вслед за ними наши доморощенные "исламоеды".

В этой связи Фрэнсис Фукуяма, известный тем, что в начале 90-х гг. XX в. провозгласил «конец истории», т.е. полное торжество западных либерально-демократических ценностей, утверждает, что, «базовый конфликт, перед которым мы стоим, гораздо шире и затрагивает не только небольшие группы террористов, но и всю общность мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие политические ценности». Тут надо обратить внимание на то, что «религиозная идентичность», о которой говорит Фукуяма, является определяющей для любого мусульманина, т.к. это часть его вероубеждения. Тем самым, он фактически подводит к тому, что «базовый конфликт» сегодня имеет место с Исламом как таковым.

С этой точки зрения, экстремизмом является не только Ислам, но и Христианство, да вообще любые подлинные религиозные и даже политические убеждения, не вписывающиеся в тот проект, пропагандистом которого выступил в свое время Фукуяма.

Что же касается самого Ислама (я говорю именно об Исламе, а не об тех или иных проблемах в исламском мире, где, безусловно, существуют крайние проявления), то в нем, к слову, даже такой неоднозначно воспринимаемый, но, безусловно, выдающийся, богослов как Ибн Таймия, которого называют предтечей ваххабизма и «исламского экстремизма» всех видов, еще в глубоком Средневековье утверждал, что Ад невечен и оттуда рано или поздно выйдут все люди вне зависимости от их вероубеждений. Таких, не вписывающихся в картину «экстремистского Ислама» примеров гуманизма, терпимости, если хотите, либерализма и политкорректности, множество.

Проблема радикализма в исламской среде, несмотря на многочисленные заявления и мероприятия, направленные на ее решение за последние годы, конечно, остается актуальной. Деструктивные тенденции есть почти в любой среде – от православной до либеральной – и мусульманское сообщество здесь не исключение. Однако во многом эта тема сознательно преувеличивается и используется различными политическими кругами в корыстных целях. Ее масштаб раздувается до гротесковых форм, что серьезно вредит профилактике и устранению проблемы.

Какими же могли бы быть наиболее адекватные шаги в современной ситуации со стороны Российского государства?

Надо отказаться от того, что условно можно назвать «борьба с исламским экстремизмом» в пользу стратегии решения того, что я называю «исламским вопросом». Первое – это сиюминутная политтехнология, в топку которой, к сожалению, периодически попадают реальные люди и получают вполне реальные, а не политтехнологические сроки. Второе – подлинная государственная работа.

«Исламский вопрос» в России больше не может восприниматься как второстепенный. Я говорю о признании со стороны государства и всего общества той роли Ислама и мусульман в нашей стране, которая в полной мере соответствует их вкладу в строительство общего дома, а также об отказе от исламофобии и создании механизмов включения потенциала российских мусульман в решение основных проблем государства.

Реально это проблема государственной важности. Чем быстрее мы это поймем, тем лучше. Необходимо сегодня начать заниматься этим вопросом, иначе завтра он сам встанет ребром – рост экономики и любое развитие натолкнется на проблему идентичности России, на неизлеченные болезни многомиллионного, постоянно увеличивающегося сообщества страны.

Для решения «исламского вопроса» требуется, если не нацпроект, то нацпрограмма – точно. Слишком глубоки раны и трещины. Проблемы копились, загонялись внутрь и замалчивались даже не десятки, а сотни лет.

Экстремизм – лишь один из моментов в пакете «исламский вопрос в России». Можно сколько угодно латать дыры, делать вид, что все налаживается, но реальная ситуация без действительно стратегического подхода будет еще дальше только усложняться.

Робкие попытки властей что-то сделать в этом направлении одно время начали просматриваться, что можно только приветствовать. Но все тонет в бюрократизме, коррупции и традиционном "запретить на всякий случай".


С другой стороны, усилий мусульманских религиозных и общественных организаций пока крайне мало. Духовные управления занимаются, в основном, хозяйственно-административными вопросами, а общественность – к сожалению, выяснением того, кто из них шире известен в узких (причем очень узких) кругах.

Есть, конечно, позитивные моменты: как активность саратовского муфтията, некоторых отделов Совета муфтиев Москве, другие светлые пяитнышки. Однако, в целом, КПД ДУМов и мусульманской общественности пока нельзя назвать удовлетворительным, а результат их деятельности вместе взятых – эффективным.

А без тех и других не то, что «исламский вопрос» решить, даже поставить его на повестку дня не получится. Никто, кроме нас, этого делать не будет, никто этой проблемы не понимает, не видит и никому особенно это не нужно.

Требуются нормальные эффективные лоббистские структуры. Без них позитивным образом решить проблему «исламского экстремизма» в России или, скажем, обозначить наше участие в процессе сближения Москвы с мусульманским миром не получается.

Срочно должны заработать нормальные механизмы канализации лавы социальной энергии мусульманской молодежи в конструктивное русло. Отсутствие этого - один из основных факторов радикализации.

К сожалению, активная мусульманская молодежь сегодня практически никак не задействована в проектах, которые в равной степени приветствовались бы с точки зрения Шариата, общества и государства. И это при том, что достоверной информации об Исламе, качественной литературы и исламских образовательных учреждений пока также крайне не хватает.

Начиная практиковать Ислам, значительное число верующих стремиться найти себе применение в широкой общественно-религиозной деятельности. Ничего не поделаешь, социальная активность – отличительная особенность вероубеждения мусульман. Однако пока предложений для самореализации верующих в рамках конструктивной общественно полезной работы не очень-то много.

Так, в результате пустых многочасовых бесед в полных веры и желания «чего-то делать» на благо Ислама молодых сердцах рождаются различные бредовые идеи, как шутливо выразился один журналист, вроде строительства мечети в Гондурасе или халифата на Огненной земле. Здесь же почва для «ваххабизации». Радикальные идеи находят отклик, особенно в неблагополучных и нестабильных регионах, зачастую, что называется, от безделья.

С другой стороны, при наличии необходимой информации и механизмов эти же ребята в 90 % случаев могли бы быть благополучно задействованы в социально полезной работе – от восстановления разрушенных мечетей до помощи ветеранам-единоверцам. Об успешности этого пути говорит мировой опыт работы с мусульманскими общинами.

Центрами по координации деятельности мусульманского актива могли бы стать мечети. Это их прямое назначение. Ведь мечеть в Исламе – это не только место для совершения намаза, но и центр общественной, религиозной и интеллектуальной жизни. Пока духовные управления мусульман в основном заняты хозяйственно-административной деятельностью по обеспечению мечетей и их зачастую не хватает на работу с общиной, на просвещение и воспитание. Вывести же актив «из тени», собрать его вокруг конструктивной исламской работы на базе мечетей, им должны помочь общественные организации мусульман.

Решать эту проблемы необходимо комплексно, в контексте развития всего государства. Наши мусульмане ведь не «за стеклом» живут, а в обществе, они тоже часть российской цивилизации во всей ее диалектической противоречивости.

Пора переходить к стратегии развития хотя бы на нашем участке работы. Сегодня вся страна говорит о том, что на смену эпохе стабильности должна прийти эпоха развития. Давайте включаться.

В ответ на любые крайности надо предложить пример реальной работы, дающей положительный результат конкретным людям. Если будут изданы сотни фундаментальных трудов по Исламу, будут созданы комфортабельные исламские культурные центры, будет налажена разнообразная халяльная индустрия, появятся механизмы участия мусульман в общественно-политической жизни, откроются исламские школы, детсадики, вузы, будут созданы благотворительные социальные центры, которые будут реально помогать больным и нуждающимся, – все это выбьет почву и аргументы у разного рода фанатиков.

Есть тут, конечно, и вещи, от нас не зависящие (хотя, как сказать, - сегодня известно, что те же книги запрещать впервые предложили особое ретивые муфтии). Например, даже если все выше оговоренное будут осуществлено, но продолжаться запреты пачками мусульманской литературы и абсурдные процессы над исламскими активистами, то радикалы никуда не денутся.

Кроме того, очень немаловажно заметить, российские мусульманские деятели, в особенности те, кто претендует на статус лидеров уммы, должны и сами всей своей жизнью демонстрировать глубину убеждений и верность исламскому образу жизни. Иначе никакого авторитета у них не будет, а будет расти влияние приверженцев максималистских взглядов. Мусульмане, прежде всего молодежь, остро чувствуют двойные стандарты и любую непрозрачность.

Юсуф аль-Карадави, глава Международного союза улемов, в своей книге «Исламское сознание: между экстремизмом и беспечностью» очень хорошо по этому поводу сказал. Он говорит о молодежи, которой наиболее присущ максимализм в словах и действиях, но это относится к проблеме противодействия экстремизма в целом.

Я процитирую: «Удивительно, что мы критикуем молодежь за экстремизм, но не критикуем себя за халатность и попустительство по отношению к своим первостепенным обязанностям. Мы требуем от молодежи умеренности, мудрости и отказа от радикализма и крайностей, но не требуем, чтобы наши религиозные деятели и уважаемые люди очистились от лицемерия, лжи и противоречивых слов и деяний.

Мы ведем себя так, будто все права принадлежат только нам, а обязанности лежат только на молодежи... Нам следует прямо признать, что многое из нашего поведения толкает молодежь к тому, что мы называем экстремизмом. Мы притязаем на верность принципам Ислама, но не живем по нему, читаем Коран, но не применяем его положения в жизни, претендуем на любовь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), но не следуем его Сунне... Молодежи надоело терпеть наше лицемерие и противоречивость, и она одна без нашей помощи вышла на дорогу к Исламу. Родители остались не у дел, а ученые заняты своими делами.

Поэтому мы должны начать с самих себя и исправить наше общество, согласно тому, как повелевал Аллах, а только потом требовать от молодежи тишины, спокойствия и мудрости в деяниях. Следует указать и на тот момент, который часто подчеркивают некоторые ответственные лица и публицисты, – это обязанность религиозных официальных учреждений и их роль в решении проблемы экстремизма и в руководстве процесса пробуждения исламской молодежи».

В общем, мой совет всем, кто думает о будущем Ислама в России: распечатать этот пассаж Карадави и повесить на стенку у рабочего стола.




26 комментариев


  1. muslim
    (30.09.2011 00:22) #
    0

    Молодежь - наиболее пассионарная часть общества. Нужно работать с ними, чтобы они чувствовали внимание и поддержку. Иначе - дагестан, манежка и пр.

  2. шиит
    (30.09.2011 02:28) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  3. Musulmanin
    (30.09.2011 04:57) #
    0

    Шиит, ты не считаешь ибн Таймию выдающимся исламским ученым?

  4. (30.09.2011 09:20) #
    0

    В
    одной из своих фетв
    ибн Таймийя пишет:
    «То, что в Коране и
    Сунне приведено как
    ясный довод, и если на
    этом мы находим и
    праведных предков
    значит, это есть истина.
    Если даже из этого будет
    следовать, что Аллах
    имеет все атрибуты
    физической телесности,
    нет никаких проблем,
    ибо истина есть
    истина» («Аль фатаваи»
    том 5 стр. 192). По
    словам Ибн Батуты, Ибн
    Таймия говорил: «Аллах
    спускается на нижнее
    небо подобно тому, как
    я спускаюсь с минбара».
    Сказав это ибн Таймийя
    сошёл с минбара. («Ад
    дурар аль камина» ибн
    Хаджар Аскалални. Том 1
    стр. 154, «Рахила» ибн
    Батута стр. 95).
    Думаю этого достаточно что бы понять ересь этого человека.
    Кто то из мусульман берет как доказательство некоторые высказывание этого человека,но в основном его цитируют сектанты,они его считают великим и выдающимся ученым.

  5. (30.09.2011 09:25) #
    0

    112сура: "Скажи: "Он — Аллах —
    един;
    Извечен Аллах один;
    Не рождал Он и не был
    рожден,
    И С НИМ НИКТО НЕ СРАВНИМ".
    (Перевод Корана
    В. И. Пороховой)

  6. (30.09.2011 09:40) #
    0

    «Не походите на тех,
    которые разделились и
    впали в разногласия после
    того, как к ним (иудеям,
    христианам) явились ясные
    знамения. Именно им
    уготованы великие
    мучения» (сура «аль-Имран»,
    аят 105).
    «Не сообщить ли Мне вам,
    на кого нисходят шайтаны?
    Нисходят они на всякого
    грешного лжеца. Они
    подбрасывают
    подслушанное, но
    большинство их лжецы» (26:
    221-223).
    «А кто может быть более
    заблудшим, чем тот, кто
    следует своим страстям, без
    верного руководства от
    Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50).
    Всевышний Аллах также
    сказал: «Воистину, многие
    вводят в заблуждение
    своими страстями, не
    обладая знанием» ( аль-Ан’ам
    5: 119).

  7. (30.09.2011 10:06) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  8. (30.09.2011 10:36) #
    0

    Шиит,не матери их больше(тема про бороды),ведь они только и ждут этого,что бы потом обвинить во всех грехах мусульман,я понимаю что вахов никто и нигде не любит,у них любовь между собой,так как их объединяет ересь,которую они приписывают праведным предкам,и не только им.
    Какие ученые такие последователи)

  9. (30.09.2011 10:45) #
    0

    Религиозный маркетинг.
    Секта всегда занята
    религиозным маркетингом, то
    есть распространением своего
    учения и вербовкой новых
    членов особыми средствами.
    Сектантская пропаганда
    обращена не к уму или сердцу
    человека, не к высшим его
    побуждениям, но к страстям, к
    подсознанию. Религиозный
    маркетинг - это буквально
    навязы-вание своего
    вероучения в формах,
    исключающих рациональное
    осмысление.
    Двойное учение. Вербовщики
    не сообщают тем, кого
    пытаются привлечь в секту,
    всей правды об истории секты,
    ее основателе и ее подлинном
    вероучении потому, что в
    сектах имеется двойное учение
    - одно для рекламы своей
    секты, для придания ей
    "человеческого лица", а другое
    - для внутреннего
    пользования.

  10. (30.09.2011 10:47) #
    0

    Непогрешимость секты и ее
    основателя. Учение секты
    всегда претендует на то, что
    это высшая истина, причем
    истина "более свежая", чем
    истины всех прочих
    Программирование
    сознания. Членами сект
    становятся прежде всего люди
    с неустойчивой психикой, не
    имеющие ясных нравственных
    критериев, духовных и
    культурных знаний. Такие
    люди, ищущие, но не
    нашедшие твердых оснований
    в духовной жизни, как
    правило, легко внушаемы, то
    есть готовы отказаться от
    своей свободы и принять
    установки своих учителей. При
    этом человек получает
    иллюзорный смысл жизни, но
    мышление его может
    строиться лишь по
    примитивным схемам. В
    результате человек
    оказывается в полной
    зависимости от сектантского
    учения, участия в собраниях,
    указаний учителей и лидеров
    секты. Специалисты
    сравнивают сектантскую
    зависимость с наркотической

  11. (30.09.2011 10:52) #
    0

    Духовный элитизм. Членам
    секты внушается мысль о том,
    что они - единственно
    спасенные люди, что все
    окружающие - люди "второго
    сорта", обреченные на
    погибель потому, что не
    разделяют учения секты. Без
    этого качества секта
    существовать не может, ведь
    иначе трудно объяснить себе и
    окружающим, почему члену
    секты необходимо отделиться
    в образе жизни от всех
    традиционных ценностей,
    почему он обязан постоянно
    рекламировать учение секты,
    почему членов секты не
    принимают в обществе.
    Контроль
    жизнедеятельности.
    Контроль
    жизнедеятельности.
    Конечная цель сектантской
    организации - контроль над
    многими, а в идеале - над
    всеми сферами жизни
    человека. Для достижения
    этой цели адепты секты
    вырываются из привычной
    жизни, лишаются привычного
    круга общения. Во многих
    сектах используются особые
    поселения сектантов в домах
    или квартирах

  12. (30.09.2011 10:58) #
    0

    Советую прочесть всем.
    ИншаАллах мы будем огорождены от ереси сектантов.

  13. Узун
    (30.09.2011 11:40) #
    0

    Я не вижу среди мусульман России такого лидера который сможет все это сделать, не говоря про чиновников.

  14. Haydar
    (30.09.2011 12:07) #
    0

    Поэтому надо любой вопрос рассматривать с разных точек зрения (разных сторон), потом сопоставлять с имеющимися фактами эти точки зрения (слова). Никогда не надо иметь в виду всего одну внушаемую кем-то точку зрения без обдумывания ее, сопоставления этих слов с делом. Внушаемый человек без разума - это Баран.
    Желаю братьям применять АЛЛАХОМ данный разум.

  15. Haydar
    (30.09.2011 12:13) #
    0

    Без применения АЛЛАХОМ данного разума, сбитые в кучу Бараны, делают то, что нужно Пастуху. И совсем не обязательно, что итогом для Баранов станет нахождение в Джаннат.
    Поэтому каждый мусульманин по Корану должен стремиться к Знанию, а не прочитать пару-тройку брошюрок и думать, что он Избранный, а остальные заблуждаются. Это грех.

  16. (30.09.2011 12:16) #
    0

    Хайдар,вахам этого не объяснишь,нет никакой умеренности,диалог с ними не возможен,единственное что можно сделать это бороться с распространением их секты.

  17. Haydar
    (30.09.2011 12:23) #
    0

    Как бороться? Подкидывать им патроны, наркотики, оружие?
    Без нас так борются, а какой будет итог? Только больше наших братьев радикализируются. Это чей-то план, кому-то это выгодно. И это точно не мусульмане.

  18. (30.09.2011 12:30) #
    0

    Может хоть кто-нибудь объяснить, кто такие "вахи" и как их отличить от других мусульман? Я, конечно, имею ввиду теологию. А то от Баклавы только субъективные оценки почитала, это ничего не объясняет.

  19. (30.09.2011 12:37) #
    0

    Это понятно,бороться истиными знаниями,выводить вахабитов на чистую воду в инете,в соц сетях на информационых ресурсах,что бы малограмотные мусульмане не велись на их уловки,а в жизни объяснять малограмотным братьям что есть ислам а что есть радикальная идеология,только мы сами,по воле Аллаха,сможем бороться с радикализмом,для этого надо самим изучать ислам.

  20. шамиль каратинский
    (30.09.2011 12:58) #
    0

    Узун, брат, я с тобой согласен, что не видно лидеров, которые могли бы потянуть за собой мусульман. А знаешь почему? на мой взгляд, два ответа, как минимум, вырисовываются: 1) чтобы такой лидер появился, нужна некая критическая масса настоящих мусульман (муьминов), которая бы выплеснула бы из с своей среды такого лидера. на ровном месте такие лидеры не появляются, нужна соответствующая среда. я надеюсь эта среда постепенно у нас зарождается; 2) потенциальных лидеров и духовных наставников, котор

  21. Аббас
    (30.09.2011 13:13) #
    0

    Давайте по делу .хватит чушь городить.как женщина любит мужчину..

  22. (30.09.2011 14:04) #
    0

    Вахабиты-последователи идеологии ибн абдуль вахаба,рос в свою очередь последователь ибн таймии.
    Первая ересь вахабитов-то что они приписывают Аллаху место,глаза,руки.
    Далее-они считают только себя на истинном пути,обвиняя всех мусульман в джахилии,бида,соответственно в куфре.
    Их нетерпимость ко всем мусульманам не принимающих их идеологию является непреодолимым барьером для конструктивного диалога,они с пеной у рта будут доказывать что только они правы.
    Для Амины.

  23. (30.09.2011 14:11) #
    0

    Тот*

  24. Haydar
    (30.09.2011 14:25) #
    0

    самое главное - нельзя считать только себя и своих избранными, мы всего лишь люди и можем ошибаться. в истории уже были такие, - сначала были в Исламе, потом стали считать только себя "избранными", а остальных - скотом, который можно убивать, забирать их земли и имущество. Сейчас мы их знаем как "евреев". У шайтана всегда одни и те же разводки, в основе они не меняются.

  25. (30.09.2011 14:40) #
    0

    Вот именно,всего лишь признать что мусульмане бывают разные,что есть некоторые разногласия в подходе к каким то вещам,нет же,кому то шайтан не позволяет смириться с этим.

  26. Rasdag
    (30.09.2011 21:25) #
    0

    Ребята не ведитесь, исламофобам выгодно что бы мы искали вокруг себя вахов и боролись друг с другом. Наши нерадивые ДУМы особенно в республиках подхватили этот лозунг и с удовольствием предлагают мочить своих единоверцев. Дошло до того что в мечети имам призывает не читать книг, не смотреть интернет, потому что там везде Вахи, и вас могут завербовать даже без вашего ведома :) На этой волне наш местный помощник имама нечего не читает и не изучает. А знаний как кот наплакал.

  27. Haydar
    (30.09.2011 21:39) #
    0

    а бороться брат, не надо. Надо объединяться. Мы же все муслимы. Просто не надо считать, что какая-то группа лучше, чем другие. Надо "сойтись в одной точке".

  28. farid
    (03.10.2011 00:25) #
    0

    Без справедливого отношения к своему населению, в частности к мусульманам, власть не сможет долго балансировать, "разделяя и властвуя".