Даешь, молодежь!

Как-то один из российских муфтиев сказал, что молодежная и мусульманская проблематика в нашей стране – это почти синонимы, т.к. в России значительная часть или даже большинство тех, кто практикует предписания Ислама в своей жизни, - это лица моложе 30 лет. Однако и сама по себе молодежная тема занимает в нашей религии одно из центральных мест.

В Коране Всевышний говорит: «Аллах - Тот, Кто сотворил вас из слабости, потом придал вам силу, а после нее вновь вернул слабость и старость». Сила, о которой говорит Всевышний, - это молодость, юношество, период большой решимости и энергии. Это крайне важный период жизни человека, за что он особо будет спрошен в Судный день.

От Пророка (мир ему) передано, что «в Судный день не сдвинется человек с места, пока его не спросят о четырех вещах: о жизни - как он ее провел, о молодости - на что он ее потратил, о знаниях - чему из них он следовал, и об имуществе - как он его заработал и на что израсходовал».

В этой связи в Коране есть высочайшие примеры, которые, по сути, и должны быть идеалом для подрастающего поколения. Когда пророк Ибрагим (мир ему) бросил вызов окружавшему его миру идолопоклонства, он был совсем молод. Его сын Исмаил (мир ему) отдался повелению Господа и был готов к принесению себя в жертву, будучи еще юношей. А Юсуф (мир ему), образец богобоязненности, - пример молодого красавца, отдалившегося от греха, когда все средства и окружение только и способствовало этому.

Одними из первых, кто откликнулся на призыв Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), также были молодые мекканцы. И впоследствии средний возраст сахабов вряд ли превышал 30-35 лет.

В свое время Посланник (мир ему и благословение Аллаха) назначил командующим армией, выступающей в поход против византийцев, Усаму ибн Зайда, которому было в то время неполных двадцать лет, несмотря на то, что в войсках находились Абу Бакр, Умар, Саад ибн Абу Ваккас и другие выдающиеся сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах).

Когда эта армия собиралась выступить в поход, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) заболел, и военные приготовления были приостановлены. Вскоре Пророк (мир ему и благословение Аллаха) расстался с этой жизнью, и мусульмане присягнули Абу Бакру.

Тот приказал Усаме выступить в поход. Однако группа ансаров через Умара ибн аль-Хаттаба попросила назначить командующим человека постарше. Услышав это, Абу Бакр в праведном гневе воскликнул, что никто не имеет права отменить приказ Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И вскоре Усама поверг византийцев, развеяв миф об их непобедимости.

Сегодня мы, к сожалению, вряд ли можем найти подобные примеры. И то, что в современном мусульманском мире перестали появляться личности вроде Салахуддина Аюби, Имама аль-Газали или Ибн Теймии – признак серьезного недуга.

Между тем, именно нынешней молодежи предстоит завтра стать лицом уммы. Сумеет ли новое поколение преодолеть существующий сегодня стереотип о приверженцах Ислама как о «людях второго сорта», будет зависеть целиком от того, насколько оно будет соответствовать кораническому идеалу верующего. А для того, чтобы достигнуть такого качества человеческой личности и почувствовать в себе уникальный автограф Всевышнего, необходима тотальная духовная, интеллектуальная и физическая мобилизация.

Понятно, что все это получит хоть какое-то реальное продолжение, только после кропотливой работы и детальной проработки каждого конкретного вопроса. Но, как говорится, с ходу, навскидку, уже сегодня хотелось бы обозначить некоторые аспекты роли мусульманской молодежи России в исламском возрождении:

- Необходимо искать тот путь познания, который охватывает все стороны нашей религии, как совокупность Ислама, Имама и Ихсана, т.е. вероубеждения, искренности и активной деятельности на пути Всевышнего. Мы должны осознанно исповедовать религию, правильно понимать смысл служения Аллаху и помнить, что говорили праведные предки: «Поклонение без знаний приносит больше вреда, чем пользы».

- Следует уделять достаточно внимания изучению неисламских учений и концепций, как потерявших влияние сегодня, так и определяющих развитие мира на современном этапе. Нельзя бездумно отказываться от этого наследия только потому, что к нему не имели отношения мусульмане. Тем более, что без детального изучения тех идеологических систем, которые противостоят Исламу, невозможно вести серьезную с ними полемику.

- Важно развивать критическое мышление, преодолевать стереотипы и предрассудки, навеянные азиатско-патриархальной, и, по сути, доисламской архаикой, еще заметно влияющей на образ мысли современных мусульман.

- Опыт различных исламских движений, действовавших в прошлом и работающих ныне как в странах Запада, так и Востока, их пробы и ошибки, должны быть тщательно проанализированы.

- Исламский призыв не должен ограничиваться только подрастающим и старшим поколением. Большое внимание следует уделять и детям (начиная от 7-10 лет, а то и младше). Это позволит избежать серьезных проблем, которые тормозят развитие современной исламской молодежи.

- Важное место в молодежном исламском движении должны занять девушки. Без этого достижение серьезных результатов становится достаточно проблематичным. Неправильно ограничивать сестер кухней и детской, если они могут принести пользу и в других сферах. Не пуская их в исламскую работу, мы, фактически, на половину суживаем свой потенциал. Кстати, в мединской общине Посланника Аллаха (мир ему и благословение) женщины играли весьма заметную роль почти во всех сферах жизни.

- Одной из центральных задач на сегодня является создание условий, позволяющих молодежи вступать в брак сразу по достижении половой зрелости, что в полной мере соответствует требованиям Ислама. С этой целью в нашей религии состоятельным людям весьма рекомендуется всячески помогать молодежи в создании семьи.

- Молодежи крайне важно стремится обеспечивать самих себя. Причем в своей работе следует стараться, прежде всего, рассчитывать на сотрудничество с братьями и сестрами. Этим будет заложена сетевая и клубная система, позволяющая добиться такой координации, когда, действуя на разных местах, становится возможным достигать общих целей.

- Молодым людям, стремящимся жить в соответствии с нормами Всевышнего, необходимо регулярно поддерживать связи друг с другом, создавать кассы взаимопомощи, оказывать всяческую поддержку своим братьям и сестрам, например, тем, кто имеет возможность, обучать друзей и знакомых английскому языку или компьютерной грамотности. Это позволит сформировать исламскую молодежную субкультуру, которая сможет конкурировать с остальными, вытаскивая подростков «с улицы» и «из подъездов».

- Значительное внимание следует уделить физической культуре и спорту. Молодежь должна быть сильной как физически, так и духовно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Сильный верующий лучше и более любим Аллахом, чем слабый верующий». Также Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), увидев однажды молодого человека, совершающего намаз в мечети и склонившего свою голову, подойдя к нему, сказал: «Эй, не умерщвляй нашу религию. Подними свою голову, поистине, место смиренности в сердце, а не в шее».

- На современной исламской молодежи лежит и важная миссия по сближению двух основных групп российских мусульман - «татар» и «кавказцев» - и по обеспечению условий для полной интеграции и адаптации новообратившихся в единое сообщество.

- Необходимо, прежде всего, заботиться об основах религии, нежели о тонкостях, о фардах (обязательном) прежде сунны (желательного), об общем прежде частного, о ясном прежде сомнительного, иными словами, понять принцип приоритета в Исламе.

- Следует придерживаться пути «золотой середины», т.е. сторониться крайностей - фанатизма, с одной стороны, и беспечности - с другой. Нам нужен подход без экстремизма и инфантильности;

- Именно молодежи предстоит достигнуть компромисса между различными мусульманскими группами и обеспечить плюрализм в рамках Ислама, помня слова Имама Шафии (да будет с ним милость Аллаха): «Мое мнение, которое мне кажется правильным, может быть ошибочным, а мнение другого, которое я считаю ошибочным, может быть верным».

- Призывая к Исламу, нельзя впадать в жесткость и грубость, а, наоборот, следует вооружиться мудростью и добрым увещеванием, а также мягкостью и добротой, как велел Аллах. Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они разбежались бы от тебя».

- Ведя исламский призыв, необходимо «идти в народ» и от уха к уху доносить достоверную информацию об Исламе, вовлекать людей в независимые самостоятельные благотворительные и иные инициативы. Иными словами, следует сосредоточиться на формировании сознательной исламской общественности, актива, который, к сожалению, до сих пор не появился.

- Огромную роль здесь способны сыграть средства массовой информации, причем как профессиональные, так и прочие. Каждая мусульманская община, будь то в институте, при мечети, в маленьком или большом городе, может начать издание своего печатного органа или может хотя бы создать свой сайт. Мусульманам необходим свой голос, который объединит их, свяжет между собой.

- Следует завалить письмами газеты и журналистов, нагнетающих исламофобию, пикетировать редакции и органы власти, и в то же время привлекать лояльных сотрудников СМИ.

- При этом всеми силами необходимо избегать стихийного радикализма и любых форм экстремизма, которого в России и без нас достаточно. Не насилие, которое ничего не дает, кроме поводов и козырей нашим недругам, а активное прямое гражданское действие – вот то, что надо.

В этом мы являемся частью процесса формирования гражданского общества в России и должны соответствующим инструментарием пользоваться. Нельзя забывать, что без развития исламской общины нормальное правовое государство никогда построено не будет.

- Крайне важно развивать правозащитную деятельность. Мусульмане-студенты, аспиранты и выпускники юридических вузов вполне могут уделить немного внимания для работы по отстаиванию прав мусульман.

- Следует создавать альтернативную систему жизнедеятельности: альтернативное образование, просвещение, спорт, развлечения, альтернативную модель семейной жизни. Только в этом случае, когда люди увидят красоту и естественный, здоровый порядок, царящий в мусульманском сообществе, они потянутся в Ислам.

Сегодня в среде российских мусульманской молодежи появляется все большее число людей, для которых исламская идентичность превалирует над всем остальным. Поэтому, если и можно говорить о формировании подлинной уммы в нашей стране, то только в связи с подрастающим поколением. Эта важная тенденция, по сути, включает в себя все вышесказанное, и поэтому именно на ней следует всецело сконцентрироваться.



комментариев