Адель Фалях – заместитель министра юстиции и по делам Ислама Кувейта (он руководит непосредственно исламским направлением и фактически является ведущим чиновником государства по религиозным вопросам) на недельных курсах в центре "Аль-Васатыя" особо запомнился мне лекцией о проблемах уммы в современном мире, в том числе на тему джихада. Но более меня были впечатлены ребята из Дагестана, которые входили в состав группы российских мусульманских журналистов, приглашенных для повышения квалификации в уютное государство Залива.
Для них, для кого "джихад" – это не теоретические рассуждения, а слово, наполненное каждодневным содержанием, пусть порой противоречивым и даже неприемлемым, причем, прежде всего, с точки зрения Ислама, были особенно запоминающимися столь содержательные и эмоциональные рассуждения об усердии на пути Аллаха из уст человека, находящегося на государственной службе. Именно в таком ракурсе лекция и была ими услышана.
Ниже хотел бы привести наиболее интересные тезисы из выступления уважаемого доктора Шариата Аделя Фаляха.
О джихаде
В Коране в одном из аятов мекканского периода термин "джихад аль-кабир" – "большой джихад" упоминается в контексте призыва на пути Аллаха (да'ава). Аллах обязывает Своего Пророка (мир ему) вести великий джихад посредством Корана. Более нигде это выражение в Книге Всевышнего не встречается.
Как пояснил д-р Фалях со ссылкой на авторитетных муфассиров (толкователей), в данном случае речь идет исключительно о да'ава. Ведь книга не может быть оружием для боевых действий. Соответственно главный, великий, большой джихад – это продвижение Ислама посредством своего примера, слова, идей, образов и проч. Вооруженный же джихад допустим в целях самообороны и для устранения прямых и категорических запретов на да'ава, и то только в тех случаях, когда это оправдано со стратегической точки зрения.
По словам Фаляха, главное оружие Ислама – Коран, а Коран – это информация, знания, идеи, принципы, нормы. Соответственно, информационно-идеологический джихад – это приоритет, а те, кто впадает в насилие, объявляя его джихадом, и оставляют информационную работу, интеллектуальный труд и идеологическую борьбу, на самом деле, дезертируют с основного поля боя, что крайне предосудительного с точки зрения Шариата.
Доктор также добавил, что целью джихада во всех его формах не является обращение всех в Ислам и тотальное искоренение куфра (неверия). Иначе не было бы разрешения жениться на христианках и иудейках, иначе Пророк (мир ему) не заключал бы договора с немусульманами и проч. Джихад, уточнил министр-теолог, - это средство для устранения причин, мешающих доведению Истины до всех.
Но сегодня в эпоху Интернета, спутникового телевидения, мобильной связи, прибегать к оружию для этого нет никакой необходимости. Т.к. информация доходит даже в самые закрытые страны.
Насыхат мусульманам России
Д-р Фалях в ходе своего выступления сделал свой насыхат (наставление) российским братьям и сестрам, как это принято у улемов. Он призвал мусульман РФ активнее участвовать во всех делах и процессах своей страны, способствовать консолидации, межконфессиональному диалогу и миру, решению проблем всего общества, улучшать жизнь окружающих, помогать согражданам. Справедливость, уважение к личности, стремление к благополучию – общечеловеческие ценности, не только Ислама, - напомнил шейх.
Сегодня Москва, продолжил Фалях, поддерживает справедливое решение палестинского вопроса, активно развивает диалог с исламским миром, содействует развитию принципов свободы вероисповедания на своей территории. Это, с точки зрения Шариата, обязывает и российских мусульман к особым моделям поведения.
Иногда причиной действий, которые мусульмане считают враждебными по отношению к ним, являются они сами, продолжил богослов. В этой связи он советует внимательно разбирать корни всех проблем и анализировать ситуацию во всех ее тонкостях. Это поможет, по крайней мере, избежать многих осложнений в будущем.
Он также напомнил российским братьям и сестрам, что в мире есть страны, где условия жизни мусульман куда хуже, чем у нас. И не редко это страны исламского мира. Например, есть государства, где мусульмане составляют почти 100% населения, но там запрещают хиджаб, там трудно выполнять даже фард (обязательные религиозные предписания). Цените, добавил Фалях, то, что имеет, преумножая, а, не теряя достигнутое.
При оценке ситуации надо смотреть справедливо и широко: помните, что государство делает позитивного и полезного; нельзя видеть только плохое; не правильно зацикливаться на ошибках властей и окружающего немусульманского общества, особенно на негативных моментах истории, игнорируя все правильное и хорошее. – Таковы принципы, которыми российские мусульмане должны руководствоваться сегодня, по мнению д-ра Фаляха.
В целом, по мнению министра, в России мусульмане уже сейчас находятся в весьма неплохом положении, если смотреть в целом по миру. Многие представители Ислама занимают видные посты в органах власти, сильны позиции в науке, культуре, бизнесе и т.д. Есть, конечно, куда развиваться, но идти это должно эволюционно и на благо всей страны, как к тому обязывает Шариат.
Слова Фаляха о России – не просто сторонние размышления. Шейх более 20 лет работает в нашей стране и на всем постсоветском пространстве и знает ситуации весьма хорошо.
О васатые
Принципы васатыи (умеренности, сбалансированности, центризма), по словам шейха, были реализованы на протяжении многовековой истории Ислама. Только в последние века мусульмане впали в различные крайности. Первым же экстремистом, обратил внимание Фалях, был ни кто иной, как шайтан (прибегаем к Аллаху от его козней), который пытался увести Адама (мир ему), придерживавшегося исламских принципов васатыи, с истинного пути.
Васатыя учит, чтобы мусульмане не просто уважали, а поддерживали самые добрые отношения со всеми их окружающими согражданами. Иначе они не смогут продемонстрировать красоту Ислама, а значат не будут выполнять свою главную миссию.
Фалях, кроме прочего, обратил наше внимание на то, что васатыя – это не, как полагают иногда, учение, призванное собрать воедино все шариатские облегчения с тем, чтобы угодить Западу. Запад иногда поддерживает продвижение васатыи, т.к. хочет через нее расшатать рамки Ислама, но тогда возникает конфликт.
Все дело в том, что, в соответствии с васатыей, неправильно во всех случаях выбирать решение "по середине". Васатыя – это ответ на проблему на основе всесторонней оценки, сбалансированного анализа, углубления во все аспекты темы.
Принципы васатыи, отметил шейх, очень актуальны в том числе для современной России. В нашей стране проживает 140 разных народов, представители почти всех религий, которые существуют в мире. Васатыя же современным языком – это конструктивный диалог и плюрализм, без чего нельзя обеспечить стабильность и благополучие такого сложного общества и государства.
О журналистике
Шейх Адиль Фалях сравнивает красноречие времен Пророка (мир ему), которое очень ценилось в то время, с миссией журналиста сегодня. Посланник Аллаха (мир ему) понимал роль поэзии и широко ее использовал для призыва. Министр, который по одному из образований еще и журналист, также напомнил нам целый ряд хадисов о важности распространения и продвижения информации и идей, увязав их с важностью эффективной и качественной работы СМИ.