Прорыв мусульманских резерваций

Российская и западная пресса увлеченно обсуждает опасность появления в их странах мусульманских анклавов и гетто, своеобразных закрытых территорий, где проживают только мусульмане. Где они стараются отгородиться от внешнего немусульманского окружения, жить только своими культурными нуждами, сохраняя и оберегая свою религию, свой образ жизни.

На первый взгляд подобный подход со стороны мусульман представляется оправданным, целесообразным и даже похвальным. Именно к такому поведению российских и западных мусульман призывают даже некоторые мусульманские ученые. Однако эта тенденция для самих мусульман намного опаснее, чем для немусульманского общества.

Обратная история

Ответ на вопрос, почему мусульмане предпочитают отгородиться от немусульманского окружения, закрыться в собственных кварталах, вроде бы лежит на поверхности. Но при этом в истории развития Ислама мы таких примеров, или призывов со стороны Пророка (мир ему и благословение), его сподвижников, крупных ученых, мы не видим.

В истории было все с точностью до наоборот. Мусульмане старались не отгородиться и закрыться от окружающего неверующего общества, а наоборот, проникнуть в подобные общества. Их не пугало то, что неверующие своим образом жизни могут оказать на мусульман разлагающее действие, поскольку вера мусульман была настолько крепка, что им даже в голову не могла прийти возможность подобного влияния.

Наоборот, мусульмане своей крепкой верой и непривычной для неверующих праведностью оказывали на них настолько глубокое влияние, что те рано или поздно принимали Ислам. Именно так приняло Ислам неверующее окружение Мухаммада (мир ему и благословение) в Мекке, окружение его сподвижника Мусаба ибн Умайра в Ясрибе, окружение горстки мусульман в Индонезии, Малайзии, Китае и Африке.

Мусульмане тогда и подумать не могли о таких вещах, как «изоляция», «отдаление» от немусульман, «избегание смешивания с немусульманским окружением». Поскольку по Исламу они должны были активно входить в немусульманские общества, налаживать с ними связи для донесения до них исламского призыва.

Эти факты свидетельствуют о силе духа, крепости имана, стойкости намерения, уровне усердия и самоотверженности первых поколений мусульман, которые не боялись входить в немусульманское окружение, не боялись попасть под его влияние, не боялись потерять свою культурную идентичность. Поскольку это, в принципе, было невозможно.

Под влияние попадает тот, кто слабее духом и волей. А так как мусульмане в первые века Ислама были несравнимо более крепкими в духовном, нравственном, волевом отношении, нежели окружающие их немусульмане, то влияние шло не в направлении развращения немусульманами мусульман, а в направлении донесения мусульманами до немусульман Слова Аллаха и призыва их в Ислам.

Позиция мусульман в свете Корана и Сунны

Во-первых, ни Аллах, ни его Посланники (мир им всем) не оставляли ни одну общину, ни один народ без того, чтобы до них не доходило слово Истины. Аллах не предписывал Своим Пророкам и Посланникам (мир им всем) убегать от общества и отгораживаться от него.

Наоборот, Он приказывал им бежать за этим обществом, проникать в него и призывать его к Истине: «Мы посылали в каждую общину Пророка (чтобы призвать людей): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!» (Коран, 16:36).

Сами Пророки и Посланники (мир им всем), будучи направленными к определенному народу, не закрывались от него в своих домах, пещерах, крепостях, ущельях и пустынях. Наоборот, они активно и плотно присутствовали во всех сферах жизни этого общества, во всех радостях и горестях своих народов, и заполняли все эти сферы призывом к Истине: «Посланники приходили к ним спереди и сзади: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха»... (Коран, 41:14).

По свидетельству аль-Хассана бин Али (да будет доволен им Аллах) Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто (постоянно) находится среди людей и делит с ними их невзгоды, получит лучшую награду (у Аллаха) нежели тот, кто сторонится людей, не желая разделить их беды». (ат-Тирмизи).

Во-вторых, мусульманам не пристало бояться того, что окружающее их общество не похоже на них самих и далеко от Ислама. Разнообразие народов, культур и религий, пусть даже отрицающих Единобожие и проповедующих откровенное безбожие, является законом, установленным самим Аллахом:

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого…»(Коран, 11:118-119)

В-третьих, мусульмане должны активно работать с этим окружающим их разнообразием племен, народов и религий. Узнавать их, исследовать, налаживать с ними отношения и, опять-таки, нести им слово Истины: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга…» (Коран, 49:13)

В-четвертых, мусульманам не стоит ограничиваться в своем исламском призыве только границами своего общества, своего народа, своей страны или региона. Как бы мусульманину ни было уютно жить у себя на родине, он должен нести слово Аллаха всему миру. Большинство из десятков тысяч сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), родившиеся и выросшие на Аравийском полуострове, разъехались, жили, проповедовали и умерли за его пределами в чужих для себя землях.

И зачастую в окружении доминирующего немусульманского общества, но не закрывшись и не отгородившись от него, а активно с ним работая, взаимодействуя и призывая к Истине. Аллах предписал подобную стратегию Своему Пророку (мир ему и благословение) четкими приказами: «Встань и увещевай! Господа своего величай!» (Коран, 74:2-3).

В-пятых, мусульмане, живущие и взаимодействующие с немусульманским окружением, призывающие их к Истине должны быть с ним предельно уважительными, мягкими и предупредительными: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран, 60:8)

Прорыв резерваций

Таким образом, из вышесказанного следует, что если сегодня в Европе, или кое-где по России некоторые мусульмане и выбирают изолироваться от немусульман в своих анклавах и гетто, то – это верный признак того, что эта группа мусульман обладает слабой верой, духом и волей. Что она не может генерировать и нести в общество духовную энергию, достаточную для того, чтобы влиять на это немусульманское окружение в положительном направлении.

Оттого, от страха, что окружающее их неверующее общество обладает большей энергетикой и волей к продвижению и навязыванию своей культуры, мусульмане и предпочитают от него отгородиться и закрыться. Однако – это огромная ошибка.

Это признание своей слабости, своего поражения перед лицом агрессивной невежественной культуры. Сильные наступают, а слабые убегают и пытаются спрятаться. Некогда американские индейцы, чья культура и цивилизация оказались намного слабее наступающей колонизаторской волны иммигрантов, были согнаны в подобные же культурные гетто – резервации.

Им говорили, что это позволит им сохранить свою исконную индейскую культуру и идентичность. Но именно в этих резервациях индейцы полностью потеряли всякую волю, дух, веру в себя и в свою культуру. Сегодня остатки индейских общин окончательно перевариваются американской культурой и образом жизни.

В истории Ислама также был подобный печальный пример, когда мусульмане сами добровольно загоняли себя в подобные резервации. Речь идет о джамаате «ат-Такфир ва ль-Хиджра» (Обвинения в неверии и переселения), основанном египтянином Мустафой Шукри.

Этот джамаат прославился тем, что обвинял все окружающее их общество, включая и мусульман, не разделяющих их убеждений в куфре (неверии) и призывал к хиджре (переселению, уходу) от этого общества в отдельные поселения, наподобие резерваций. К счастью, этот опыт не получил широкого распространения в исламском мире.

При этом, группы и общины сильных духом и волей первооткрывателей и покорителей новых территорий несли и распространяли свою культуру на огромных площадях. Ярким примером здесь является открытие русскими Сибири, ее последующее заселение и распространение в этом краю русской культуры и православной веры.

Кроме того, бегство мусульман в свои культурные и религиозные резервации – это еще и пример того, как мусульмане сами себя загоняют в ловушку. В современном мире невозможно укрыться от его вездесущих СМИ, рекламы, поп-культуры, системы производства и потребления, навязывающих людям вместе с товарами и порочную идеологию вседозволенности и всеядности.

От этого тлетворного влияния порочной культуры нельзя спрятаться. Ей нужно активно сопротивляться, встав во весь рост и неся в это заблудшее общество ценности Единобожия. Так и поступали мусульмане во все времена, попадая на новые земли, в окружение новых для себя народов и культур, исповедующих порочное язычество и поклонение человеческим страстям.

Мусульмане, вместо того, чтобы закрываться, отгораживаться от окружающего общества рамками гетто, резерваций и анклавов, активно проникали в новое культурное пространство, осваивали его, продвигали исламский призыв, знакомили и воспитывали общество в духе Единобожия.

То же самое касается и сегодняшней России. Мусульманам ни в коем случае нельзя замыкаться в границах своих общин, республик, городов и кварталов. Наоборот, им стоит прорывать еще сохранившиеся кое-где рамки своих национальных, религиозных, культурных резерваций, как бы они ни назывались – национальными республиками, национально-культурными автономиями или религиозными общинами.

Мусульмане должны взять на себя сохранение и дальнейшее развитие исламского наследия. Но не путем самоизоляции, а путем активного взаимодействия с окружающим обществом, путешествия и расселения по всей территории страны. Что позволит им нести народам России истинные знания об Исламе и исламском образе жизни.



комментариев