Многим кажется, что раз день мусульманина строится вокруг намазов, которые совершаются в определенное время, значит, мусульмане, как правило, достаточно пунктуальные люди.
Но оказывается, что это не так, хотя даже многие религиозные ученые напоминают, как важно все делать вовремя.
Шейх Ясер Бирджас (Yaser Birjas) на семинаре как-то сказал своим ученикам, что они должны приходить в класс так же, как муэдзин поднимается на минарет – заранее, чтобы успеть совершить азан перед молитвой. Это значит, что мусульмане должны четко понимать, что перед намазом, уроком или любым другим делом необходимо какое-то время для подготовки.
Однако, приняв ислам, я убедилась, что среди мусульман довольно распространена привычка опаздывать, это даже стало темой для шуток. Это наблюдение касается, в основном, религиозной и социальной жизни, потому что опоздания на работу или в школу обычно влекут за собой дисциплинарные взыскания.
Хочу отметить, что американское общество в целом менее терпимо к опозданиям, чем мусульмане, и хотя такая склонность к всепрощению и терпимость делают им честь, эта привычка может привести к разным недоразумениям и путанице.
Один новообращенный – он и поделился со мной вышеизложенным наблюдением – рассказал мне о своем первом намазе в мечети. Это было в пятницу, и хотя он пришел вовремя, в мечети было всего несколько человек. Пока шла проповедь, люди продолжали прибывать, и к началу молитвы зал был полон. Мне кажется, подобная ситуация знакома многим. Еще я заметила, что хорошие преподаватели не опаздывают, «умудряясь» начинать и заканчивать лекции и занятия по исламу строго в соответствии с расписанием.
Несколько лет назад, когда я помогала в организации четырехнедельной программы по даваату, мне был преподнесен урок о том, как важна пунктуальность. Это была обучающая программа, и занятие должно было начинаться в субботу утром. Несколько человек пришли заранее, но сколько же входило в класс, когда мы уже начали! Я хотела дождаться, когда все рассядутся, но это была моя преподавательская ошибка. Потом имам из мечети сказал мне, что люди опаздывают, но я должна начать и закончить вовремя.
Прежде всего, проявляя пунктуальность, вы показываете уважение к чужому времени: если кто-то пришел вовремя, он не должен ждать остальных. Заканчивая вовремя, мы не задерживаем людей, они не выбиваются из своего графика, а значит, не опаздывают с другими делами. И вообще, если мероприятие начинается с опозданием, какой смысл приходить вовремя?
На своем опыте я поняла, что докладчики – ученые, имамы, учителя, лидеры общины – сознательно начинают вовремя (или при первой возможности, если задержались по техническим причинам). Я поняла, что это часть профессиональной этики преподавателя, имама, наставника, зрелого, уважаемого человека, что люди, пользующиеся авторитетом, всегда стараются быть пунктуальными, пусть даже ученики опаздывают. Поэтому я считаю, что привычка опаздывать – недопустима для верующего человека, потому что она не характерна для религиозных ученых. Я даже знаю, что некоторые ученые требовательны в плане пунктуальности не меньше, чем руководитель моего школьного ансамбля, а у того пунктуальность была «коньком».
Всякий, кто опаздывал на репетицию, должен был отжиматься или пробежать несколько кругов по стадиону. Если кто-то не пришел вовремя перед поездкой в другой город, он оставался дома – его никто не ждал. А если мы репетировали дольше, хотя бы на пять минут, на следующий день он урезал нашу репетицию ровно на столько же минут. Перерывы были обязательными, и если он не отпускал нас вовремя, то перерыв продлевался. (Такие перерывы длились по 3-5 минут, мы успевали только присесть и попить воды).
Когда преподаватель или докладчик задерживается на лекцию на час или два, а потом читает без остановки, я начинаю раздражаться и даже злиться, потому что у меня резко падает способность к концентрации, особенно если лектор игнорирует предусмотренные расписанием перерывы. Как должен чувствовать себя студент, если он пришел вовремя, час или два прождал учителя, который потом нагоняет время и пропускает перерывы? Мне кажется единственное, что в такой ситуации чувствует студент – это что учитель не считается с его временем, не уважает его, за это студент перестает уважать учителя.
Поэтому, я еще раз подчеркиваю, что самые образованные и уважаемые преподаватели отличаются точностью в обращении со временем и что непунктуальность непозволительна для мусульманина. И я остаюсь при своем мнении, хотя в некоторых мусульманских культурах превалирует небрежное отношение ко времени.
К сожалению, пунктуальность даже может стать неудобством, если та или иная культура достаточно снисходительна и не придерживается четких расписаний. Например, мой муж всегда подчеркивает, как важно вовремя приходить на званый ужин и всегда стремится прийти к тому часу, который указан в приглашении. А я всячески пытаюсь задержать нас, чтобы избежать неудобной ситуации в гостях. Поскольку большинство гостей приходят с опозданием минимум на тридцать минут, хозяева часто бывают не готовы к приходу особо пунктуальных гостей. Поэтому они изо всех сил стараются занять нас разговором, пока идут последние приготовления. А от этого я чувствую себя неловко, особенно, если муж выходит в другую комнату.
С другой стороны, у американцев принято приходить за 5-10 минут до назначенного времени. Отсюда всевозможные неудобства и недоразумения.
Конечно, пунктуальность не обязательна всегда и во всем, но не думаю, что так сложно придерживаться временных рамок хотя бы в самом главном. Трудно ждать точности от других, но, по крайней мере, мы сами можем воспитывать в себе это качество и сделать пунктуальность своей отличительной чертой.